• 10 ноября 2022

    Новые южные коридоры

    Новые южные транспортные коридоры 
    Транспортная отрасль Узбекистана столкнулась с непредвиденными сложностями и проблемами логистики. Они начались в пандемию коронавируса и усилились с обострением ситуации на Украине в феврале 2022 года. Это привело к нарушению цепочек поставок и, как следствие, повышению тарифов на грузоперевозки.
    Пиковый рост ставок пришелся на 2020 год, когда тарифы на морские перевозки увеличивались в 5-6 раз, тарифы на авиа- и автоперевозки в 2-3 раза, в сравнении с уровнем тарифов 2019 года.
    ЦИТАТА «Важно обеспечить доступ через Центральную Азию к основным мировым рынкам, включая Китай, Индию, Пакистан и другие азиатские страны, а также через Азербайджан и Турцию к европейским рынкам», - президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в своем выступлении на неофициальном саммите Тюркского совета, март 2021 года
    Введенные в отношении России санкции и ограничения существенным образом затронули организации перевозок экспортно-импортных грузов Узбекистана.
    Транс-Кавказский коридор
    Узбекские перевозчики переориентировали свои объемы перевозок на южные направления. В первую очередь, через Транс-Кавказский (ТРАСЕКА) коридор, который соединяет порты Черного моря с государствами Средней Азии, а также транзитными территориями для европейских перевозок автомобильным транспортом. По данному направлению уже наблюдается увеличения грузопотоков импортно-экспортных грузов Узбекистана. С начала 2022 года грузопоток из Узбекистана в направлении черноморских портов Грузии (Батуми, Поти) увеличился почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, за счет грузов ранее отправляемых на европейском направлении через территории РФ. Также увеличились объемы перевозок грузов, следующих в направлении Ирана, Турции и Афганистана. 
    Кроме этого, в целях развития транспортного коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан» совместными усилиями сторон в сентябре текущего года по новому транзитному маршруту «Кашгар – Ош – Андижан – Хайратон» запущено пробное движение контейнерного грузового поезда.
    Коридор «Термез – Хайратон – Кабул – Пешавар – Карачи»
    Напомним, что по итогам переговоров 15 июля 2022 года президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева и премьер-министра Пакистана Имрана Хана была подписана совместная декларация об установлении стратегического партнерства. Встреча и подписанное соглашение дали резкий толчок увеличению объемов перевозок между странами, а также обеспечили рост транзитных перевозок с использованием морских портов Пакистана (Карачи, Гвадар, Касим) в Индийском океане. 
    С начала 2022 года по новому транспорту коридору «Термез – Хайратон – Кабул – Пешавар – Карачи» и обратном направлении были организованы мультимодальные транспортные перевозки из портов Индии, Малайзии и порта Сингапур. 
    В то время, когда ряд соседних стран Узбекистана ввели ограничения на экспорт продовольственных товаров, транспортные компании переориентировались на поставки продовольственных грузов из Юго-Восточной Азии, Пакистана и Индии. 
    Например, из Индии по данному коридору было доставлено более 200 тыс. тонн сахара, 180 тыс. тонн риса и других товаров. В обратном направлении из Узбекистана, а также из соседних республик были экспортированы бобовые культуры (маш, нут, фасоль) в размере около 200 тыс. тонн, а также химические грузы и удобрения (около 300 тыс. тонн). До конца этого года общий объем грузов на данном транспортном коридоре составит, по прогнозу, около 1 млн тонн.
    Пиковый рост ставок пришелся на 2020 год, когда тарифы на морские перевозки увеличивались в 5-6 раз, тарифы на авиа- и автоперевозки в 2-3 раза по сравнению с 2019 годом. После пандемии проблемы транспортной отрасли усилились на фоне обострения ситуации на Украине в феврале 2022 года. Введенные в отношении России санкции также существенным образом затронули организации перевозок экспортно-импортных грузов южных республик. О развитии новых логистических коридоров – в материале председателя Ассоциации Международных Экспедиторов Узбекистана Хокима Матчанов
а. Пиковый рост ставок пришелся на 2020 год, когда тарифы на морские перевозки увеличивались в 5-6 раз, тарифы на авиа- и автоперевозки в 2-3 раза по сравнению с 2019 годом. После пандемии проблемы транспортной отрасли усилились на фоне обострения ситуации на Украине в феврале 2022 года. Введенные в отношении России санкции также существенным образом затронули организации перевозок экспортно-импортных грузов южных республик. О развитии новых логистических коридоров – в материале председателя Ассоциации Международных Экспедиторов Узбекистана Хокима Матчанова.  
    Пиковый рост ставок пришелся на 2020 год, когда тарифы на морские перевозки увеличивались в 5-6 раз, тарифы на авиа- и автоперевозки в 2-3 раза по сравнению с 2019 годом. После пандемии проблемы транспортной отрасли усилились на фоне обострения ситуации на Украине в феврале 2022 года. Введенные в отношении России санкции также существенным образом затронули организации перевозок экспортно-импортных грузов южных республик. О развитии новых логистических коридоров – в материале председателя Ассоциации Международных Экспедиторов Узбекистана Хокима Матчанов
а. 

    Пиковый рост ставок пришелся на 2020 год, когда тарифы на морские перевозки увеличивались в 5-6 раз, тарифы на авиа- и автоперевозки  в 2-3 раза по сравнению с 2019 годом. После пандемии проблемы транспортной отрасли усилились на фоне обострения ситуации на Украине в феврале 2022 года. Введенные в отношении России санкции также существенным образом затронули организацию перевозок экспортно-импортных грузов южных республик. О развитии новых логистических коридоров – в материале председателя Ассоциации Международных Экспедиторов Узбекистана Хокима Матчанова. 

    По итогам состоявшегося в Ташкенте заседания министров транспорта тюркских государств в октябре 2022 года были согласованы два важных документа. Это соглашение о международных смешанных перевозках между государствами  членами организации тюркских государств, выдвинутое Узбекистаном, и программа взаимодействия в сфере транспорта, разработанная Министерством транспорта Республики Узбекистан. Эти документы направлены на систематизацию транспортных коридоров, проходящих по территории тюркских государств, содействие увеличению транспортного движения на их территории, повышение привлекательности транспортных коридоров, стимулирование развития транспортной инфраструктуры стран.

    «Важно обеспечить доступ через Центральную Азию к основным мировым рынкам, включая Китай, Индию, Пакистан и другие азиатские страны, а также через Азербайджан и Турцию к европейским рынкам», – 

    сказал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в выступлении на неофициальном саммите Тюркского совета, март 2021 года

    Транскавказский коридор

    Узбекские перевозчики переориентировали свои объемы перевозок на южные направления. В первую очередь, через Транскавказский (ТРАСЕКА) коридор, который соединяет порты Черного моря с государствами Средней Азии, а также транзитными территориями для европейских перевозок автомобильным транспортом. По данному направлению уже наблюдается увеличение грузопотоков импортно-экспортных грузов Узбекистана. С начала 2022 года грузопоток из Узбекистана в направлении черноморских портов Грузии (Батуми, Поти) увеличился почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом за счет грузов, ранее отправляемых на европейском направлении через территории РФ. Также увеличились объемы перевозок грузов, следующих в направлении Ирана, Турции и Афганистана. 

    Кроме этого, в целях развития транспортного коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Афганистан» совместными усилиями сторон в сентябре текущего года по новому транзитному маршруту «Кашгар – Ош – Андижан – Хайратон» запущено пробное движение контейнерного грузового поезда.

    Коридор «Термез – Хайратон – Кабул – Пешавар – Карачи»

    Напомним, по итогам переговоров 15 июля 2022 года между Республикой Узбекистан и Пакистаном подписана совместная декларация об установлении стратегического партнерства. Встреча и подписанное соглашение дали резкий толчок увеличению объемов перевозок между странами, а также обеспечили рост транзитных перевозок с использованием морских портов Пакистана (Карачи, Гвадар, Касим) в Индийском океане. 

    С начала 2022 года по новому транспортному коридору «Термез – Хайратон – Кабул – Пешавар – Карачи» и в обратном направлении были организованы мультимодальные транспортные перевозки из портов Индии, Малайзии и порта Сингапур. 

    В то время когда ряд соседних стран Узбекистана ввел ограничения на экспорт продовольственных товаров, транспортные компании переориентировались на поставки продовольственных грузов из Юго-Восточной Азии, Пакистана и Индии. 

    Например, из Индии по данному коридору было доставлено более 200 тыс. тонн сахара, 180 тыс. тонн риса и других товаров. В обратном направлении из Узбекистана, а также из соседних республик были экспортированы бобовые культуры (маш, нут, фасоль) в объеме около 200 тыс. тонн, а также химические грузы и удобрения (около 300 тыс. тонн). До конца этого года общий объем грузов на данном транспортном коридоре составит, по прогнозу, около 1 млн тонн.

    Железные дороги Индии и Пакистана
    Сегодня почти 97% от общего объема товарооборота Индии и Пакистана со странами ЕС, а также с Китаем осуществляется по морю. В этом контексте важное значение приобретает ускорение реализации проектов строительства железных дорог «Термез–Мазари–Шариф–Кабул–Пешавар» и «Китай–Кыргызстан–Узбекистан». До завершения строительных работ по этим проектам необходимо наладить работу транспортных коридоров путем организации мультимодальных перевозок.
    Реализация вышеуказанных проектов повысит эффективность существующих международных транспортных коридоров и сформирует новые международные маршруты. Это позволит странам Средней Азии диверсифицировать грузопотоки, расширить географию перевозок, а также привлечь дополнительные объемы транзита, обеспечив выход на новые рынки.
    Тюркские инициативы 
    По итогам состоявшегося в Ташкенте заседания министров транспорта тюркских государств в октябре 2022 года были согласованы два важных документа. Это соглашение о международных смешанных перевозках между государствами-членами организации тюркских государств, выдвинутое Узбекистаном, и программа взаимодействия в сфере транспорта, разработанная Министерством транспорта Республики Узбекистан.
    Эти документы направлены на систематизацию транспортных коридоров, проходящих по территории тюркских государств, содействие увеличению транспортного движения на их территории, повышение привлекательности транспортных коридоров, стимулирование развития транспортной инфраструктуры стран.
    Например, с начала 2022 года по новому транспорту коридору «Термез–Мазари –Шариф–Кабул–Пешавар–Карачи» были организованны мультимодальные транспортные перевозки с острова Белитунг (Индонезия) через порт Сингапур. Номенклатура груза — пальмовое масло. Транспортировка заняла 15 дней морским транспортом до порта Карачи (Пакистан), обработка в порту и доставка автотранспортом из порта Карачи до грузополучателя в Ташкенте заняла еще 11 дней, таким образом общее время в пути составило 26 дней.
    Вторая такая же перевозка была организована из самого порта Сингапур в адрес другого грузополучателя. Товар перевозился морским транспортом до порта Карачи (Пакистан) и далее автомобильном транспортом до грузополучателя в Ташкенте. В итоге срок доставки составил 23 дня. 
    На сегодняшний день на Транс-Кавказском коридоре активно работают экспортеры и импортеры Узбекистана, однако новый транспортный коридор «Термез – Хайратон – Кабул – Пешавар – Карачи» с выходом в Индийский океан стал более оперативным по срокам доставки и более экономичным, чем другие маршруты доставки. Он является наиболее перспективным в отношении сроков доставки и стоимости перевозок для стран Средней Азии, Казахстана и Уральских (Сибирских) регионов РФ. К минусам этого коридора относится система безопасности перевозок, но ее можно решить путем страхования грузов.
    За годы пандемии транспортная отрасль столкнулась с рядом ограничений, аналогов которым не было в мире. К этому сейчас добавляется рост транспортных тарифов, закрытие некоторых маршрутов, уход иностранных компаний с российского рынка и/или приостановка их деятельности, ограничения на импорт и экспорт многих товарных позиций, повышение внутренних цен и снижение покупательной способности населения, которое не готово покупать товары с высокой транспортной составляющей в стоимости.
    С этим связано стремление южных республик развивать новые логистические маршруты, которые будут способствовать стабилизации цен на продовольственные товары. 
    Хоким Матчанов
    д.э.н., председатель Ассоциации Международных Экспедиторов Узбекистана

    Железные дороги «Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар» и «Китай–Кыргызстан–Узбекистан»

    Сегодня почти 97% от общего объема товарооборота Индии и Пакистана со странами ЕС, а также с Китаем осуществляется по морю. В этом контексте важное значение приобретает ускорение реализации проектов строительства железных дорог «Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар» и «Китай–Кыргызстан–Узбекистан». До завершения строительных работ по этим проектам необходимо наладить работу транспортных коридоров путем организации мультимодальных перевозок. 

    Реализация вышеуказанных проектов повысит эффективность существующих международных транспортных коридоров и сформирует новые международные маршруты. Это позволит странам Средней Азии диверсифицировать грузопотоки, расширить географию перевозок, а также привлечь дополнительные объемы транзита, обеспечив выход на новые рынки.

    Результаты тюркских инициатив

    С начала 2022 года по новому транспортному коридору «Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар–Карачи» были организованы мультимодальные транспортные перевозки с острова Белитунг (Индонезия) через порт Сингапур. Номенклатура груза — пальмовое масло. Транспортировка заняла 15 дней морским транспортом до порта Карачи (Пакистан), обработка в порту и доставка автотранспортом из порта Карачи до грузополучателя в Ташкенте заняла еще 11 дней, таким образом общее время в пути составило 26 дней.

    Вторая такая же перевозка была организована из самого порта Сингапур в адрес другого грузополучателя. Товар перевозился морским транспортом до порта Карачи (Пакистан) и далее автомобильном транспортом до грузополучателя в Ташкенте. В итоге срок доставки составил 23 дня. 

    На сегодняшний день на Транскавказском коридоре активно работают экспортеры и импортеры Узбекистана, однако новый транспортный коридор «Термез – Хайратон – Кабул – Пешавар – Карачи» с выходом в Индийский океан стал более оперативным по срокам доставки и более экономичным, чем другие маршруты доставки. Он является наиболее перспективным в отношении сроков доставки и стоимости перевозок для стран Средней Азии, Казахстана и Уральских (Сибирских) регионов РФ. К минусам этого коридора относится система безопасности перевозок, но ее можно решить путем страхования грузов.

    За годы пандемии транспортная отрасль столкнулась с рядом ограничений, аналогов которым не было в мире. К этому сейчас добавляется рост транспортных тарифов, закрытие некоторых маршрутов, уход иностранных компаний с российского рынка и/или приостановка их деятельности, ограничения на импорт и экспорт многих товарных позиций, повышение внутренних цен и снижение покупательной способности населения, которое не готово покупать товары с высокой транспортной составляющей в стоимости. С этим связано стремление южных республик развивать новые логистические маршруты, которые будут способствовать стабилизации цен на продовольственные товары. 

    Хоким Матчанов, 

    д.э.н., председатель Ассоциации Международных Экспедиторов Узбекистана

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен