Путая след: белорусы нашли порт, которого нет
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко пообещал президенту Белоруссии предоставить участки для строительства порта и передать в управление «часть портовых мощностей». О каких участках и мощностях идет речь остается под покровом тайны, в то время как эксперты говорят о необходимости строительства специализированного крытого терминала.
На днях губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко после встречи с президентом Беларуси Александром Лукашенко сообщил о том, что белорусской стороне могут быть переданы в управление «часть портовых мощностей» региона, а также предоставлены участки под строительство собственных.
Вопрос о перевалке белорусских грузов, таких как нефтепродукты и калийные удобрения, стоит уже довольно давно – после обострения отношений Беларуси с прибалтийскими странами, через порты которых эти грузы шли ранее. И если с нефтепродуктами вопрос более-менее решили в прошлом году, то ситуация с калийными удобрениями остается неопределенной.
Заявленные объемы белорусского калия составляют 11-12 млн тонн в год. И это реально много. При этом удобрения, на фоне разворачивающего в мире продовольственного кризиса, на мировом рынке сейчас крайне востребованы. В настоящее время в России, однако, нет специализированных мощностей для перевалки такого объема калия.
Несмотря на активное строительство в Усть-Луге терминалов для минудобрений («Ультрамар», «Уралхим»), они создавались под другую грузовую базу. Дело в том, что Россия сама экспортировала порядка 8 млн тонн в год минеральных удобрений через порты прибалтийских стран, а сейчас вынуждена искать мощности для их быстрой переориентации в собственные порты на фоне санкций.
В администрации Ленинградской области «ПортНьюс» ответили, что детали того, какие именно мощности или участки под белорусские удобрения планируется предоставить, не раскрываются.
По мнению, экспертов, временным решением может стать перевалка удобрений в контейнерах или биг-бэгах, однако таким способом едва ли можно экспортировать и десятую долю от заявленных объемов.
Как прокомментировала «ПортНьюс» независимый транспортный эксперт Софья Каткова, «целесообразно переходить в контейнеры, но вот дефицит контейнеров может этот процесс замедлить. При этом для калийных это не очень работает: речь идет о крупнотоннажных отправках, которые целесообразнее осуществлять большими балкерами типоразмера Panamax».
Выход видится только один: строительство отдельного специализированного крытого терминала с достаточными глубинами для приема балкеров такого размера. Наиболее подходящими местами для его размещения представляются порты Приморск либо Мурманск. Однако строительство специализированного терминала «с нуля» займет годы, особенно с учетом экологической составляющей проекта, которая наверняка вызовет протесты со стороны общественности, как это было, например, с проектом зернового терминала в бухте Батарейная той же Ленинградской области.
При этом в порту Приморск сейчас реализуется крупный проект «Приморский УПК», в рамках которого предполагается строительство терминала минудобрений мощностью до 7 млн тонн в год с крытыми складами. Возможно, белорусы смогли бы договориться о поставке хотя части своих удобрений через данный терминал.
На фоне санкций и ограничений на поставку российского угля в Европу на Северо-Западе становятся менее востребованными угольные мощности. Возможно, часть из них также могла бы быть переориентирована под перевалку белорусских удобрений.
Так, например, в Ленинградской области в порту Высоцк существует угольный терминал, грузооборот которого в последний год ощутимо снижался. Ранее в порту была обеспечена возможность приема балкеров типоразмера Panamax. В настоящее время в порту предполагается строительство мощностей для перевалки зерна, однако можно было бы подумать и об удобрениях.
В Мурманске реализуется проект строительства крупного угольного терминала в порту Лавна. Глубоководный причал длиной 660 м будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 до 150 тыс. тонн. Кольский залив не замерзает, поэтому терминал Лавна будет работать круглогодично без привлечения ледоколов. В нынешних обстоятельствах заявленная мощность «Лавны» в 18 млн тонн угля в год выглядит избыточной. Соответственно, здесь также могли бы разместиться мощности для перевалки удобрений. Впрочем, могут быть вопросы к пропускной способности железнодорожных подходов к Мурманску.
Как бы то ни было, опрошенные «ПортНьюс» эксперты не видят эффективной возможности обрабатывать 11 млн тонн белорусского калия в год на существующих мощностях в России.