
- Главная
- Актуальные темы
- Путая след: белорусы нашли порт, которого нет
-
8 июня 2022
Путая след: белорусы нашли порт, которого нет
Фото с сайта Беларуськалия Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко пообещал президенту Белоруссии предоставить участки для строительства порта и передать в управление «часть портовых мощностей». О каких участках и мощностях идет речь остается под покровом тайны, в то время как эксперты говорят о необходимости строительства специализированного крытого терминала.
На днях губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко после встречи с президентом Беларуси Александром Лукашенко сообщил о том, что белорусской стороне могут быть переданы в управление «часть портовых мощностей» региона, а также предоставлены участки под строительство собственных.
Вопрос о перевалке белорусских грузов, таких как нефтепродукты и калийные удобрения, стоит уже довольно давно – после обострения отношений Беларуси с прибалтийскими странами, через порты которых эти грузы шли ранее. И если с нефтепродуктами вопрос более-менее решили в прошлом году, то ситуация с калийными удобрениями остается неопределенной.
Заявленные объемы белорусского калия составляют 11-12 млн тонн в год. И это реально много. При этом удобрения, на фоне разворачивающего в мире продовольственного кризиса, на мировом рынке сейчас крайне востребованы. В настоящее время в России, однако, нет специализированных мощностей для перевалки такого объема калия.
Несмотря на активное строительство в Усть-Луге терминалов для минудобрений («Ультрамар», «Уралхим»), они создавались под другую грузовую базу. Дело в том, что Россия сама экспортировала порядка 8 млн тонн в год минеральных удобрений через порты прибалтийских стран, а сейчас вынуждена искать мощности для их быстрой переориентации в собственные порты на фоне санкций.
В администрации Ленинградской области «ПортНьюс» ответили, что детали того, какие именно мощности или участки под белорусские удобрения планируется предоставить, не раскрываются.
По мнению, экспертов, временным решением может стать перевалка удобрений в контейнерах или биг-бэгах, однако таким способом едва ли можно экспортировать и десятую долю от заявленных объемов.
Как прокомментировала «ПортНьюс» независимый транспортный эксперт Софья Каткова, «целесообразно переходить в контейнеры, но вот дефицит контейнеров может этот процесс замедлить. При этом для калийных это не очень работает: речь идет о крупнотоннажных отправках, которые целесообразнее осуществлять большими балкерами типоразмера Panamax».
Выход видится только один: строительство отдельного специализированного крытого терминала с достаточными глубинами для приема балкеров такого размера. Наиболее подходящими местами для его размещения представляются порты Приморск либо Мурманск. Однако строительство специализированного терминала «с нуля» займет годы, особенно с учетом экологической составляющей проекта, которая наверняка вызовет протесты со стороны общественности, как это было, например, с проектом зернового терминала в бухте Батарейная той же Ленинградской области.
При этом в порту Приморск сейчас реализуется крупный проект «Приморский УПК», в рамках которого предполагается строительство терминала минудобрений мощностью до 7 млн тонн в год с крытыми складами. Возможно, белорусы смогли бы договориться о поставке хотя части своих удобрений через данный терминал.
Порт Высоцкий На фоне санкций и ограничений на поставку российского угля в Европу на Северо-Западе становятся менее востребованными угольные мощности. Возможно, часть из них также могла бы быть переориентирована под перевалку белорусских удобрений.
Так, например, в Ленинградской области в порту Высоцк существует угольный терминал, грузооборот которого в последний год ощутимо снижался. Ранее в порту была обеспечена возможность приема балкеров типоразмера Panamax. В настоящее время в порту предполагается строительство мощностей для перевалки зерна, однако можно было бы подумать и об удобрениях.
В Мурманске реализуется проект строительства крупного угольного терминала в порту Лавна. Глубоководный причал длиной 660 м будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 до 150 тыс. тонн. Кольский залив не замерзает, поэтому терминал Лавна будет работать круглогодично без привлечения ледоколов. В нынешних обстоятельствах заявленная мощность «Лавны» в 18 млн тонн угля в год выглядит избыточной. Соответственно, здесь также могли бы разместиться мощности для перевалки удобрений. Впрочем, могут быть вопросы к пропускной способности железнодорожных подходов к Мурманску.
Как бы то ни было, опрошенные «ПортНьюс» эксперты не видят эффективной возможности обрабатывать 11 млн тонн белорусского калия в год на существующих мощностях в России.
Автор

Виталий Чернов
news@portnews.ru

-
30 июня 2022
https://rg.ru
Британия раскритиковала Фареры из-за разрешения россиянам ловить рыбу в общих водах
Островное государство дало добро на то, чтобы российские суда могли ловить рыбу в специальной зоне, которую страна делит с Великобританией.Британия раскритиковала Фареры из-за разрешения россиянам ловить рыбу в общих водах
-
27 июня 2022
https://ria.ru
В Европе усомнились в реальности нового антироссийского плана
Das Erste: введение ценовых лимитов на закупки российской нефти трудно реализовать.В Европе усомнились в реальности нового антироссийского плана
-
24 июня 2022
https://www.gazeta.ru
The Economic Times сообщила, что Индия в 50 раз нарастила закупки российской сырой нефти
Импорт сырья за последние три месяца впервые составляет 10% всей сырой нефти, закупаемой Нью-Дели за границей. The Economic Times сообщила, что Индия в 50 раз нарастила закупки российской сырой нефти
-
23 июня 2022
https://ria.ru
Власти Филиппин хотят запустить морской торговый путь во Владивосток
Филиппины работают над запуском морского торгового пути с острова Минданао во ВладивостокВласти Филиппин хотят запустить морской торговый путь во Владивосток
-
23 июня 2022
https://www.rbc.ru
Bloomberg узнал о «жестких предложениях» Катара для замены газа из России
По словам собеседников агентства, европейские страны сочли катарские предложения «слишком жесткими»Bloomberg узнал о «жестких предложениях» Катара для замены газа из России
-
22 июня 2022
https://www.dp.ru
Трудности перевоза: блокаду Калининграда прорвут через порты Петербурга
Обеспечивать товарами Калининград теперь будут не фуры и поезда, а контейнерные суда из БронкиТрудности перевоза: блокаду Калининграда прорвут через порты Петербурга