• 12 апреля 2022

    Замещай и проверяй: справится ли судостроение с санкциями?


    Атомные ледоколы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, фото «ПортНьюс»

    Российское судостроение зависит от импортных комплектующих и оборудования в разных сегментах по-разному. Наиболее сильно – в сегментах рыбопромыслового и научного флота, наименее – в сегменте транспортного река-море флота. Проблемы имеются с судовыми двигателями, дизель-генераторами, специализированным оборудованием.

    Правительство России вело планомерную работу по импортозамещению в судостроении на протяжении последних нескольких лет через требования к уровню локализации и меры господдержки. Тем не менее, по ряду позиций и сегментов зависимость от импорта продолжает оставаться на высоком уровне. Если в сфере военного кораблестроения такой зависимости практически нет, то в рыбопромысловом сегменте она все еще крайне высока.

    В середине марта 2022 года генеральных директор «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что «для корабелов глобально ничего не меняется. У нас очень много работы по линии гособоронзаказа, который всегда был и остается нашим главным приоритетом. И здесь зависимость от иностранных поставок близка к нулю».

    Если же говорить о гражданском сегменте, то здесь ситуация не столь однозначна. Как прокомментировал «ПортНьюс» председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов, ранее работавший в Минпромторге на профильной позиции, наиболее зависимы от импортного СКО научно-исследовательские суда в части специализированного научного оборудования и рыбопромысловый флот. Наименее зависимы - транспортные суда массовых серий река-море класса проектов RST27, RST27M, RSD29. Проблемы имеются с судовыми двигателями, дизель-генераторами, специализированным оборудованием.

    «Наиболее зависимы от импортного СКО научно-исследовательские суда в части специализированного научного оборудования и рыбопромысловый флот»

    Суда проекта RST, фото предоставлено Волжским
    парохдством

    Один из наибольших уровней локализации достигнут для атомных ледоколов. Так, по данным заместителя генерального директора ГК «Росатом» Вячеслава Рукши, уровень локализации атомоходов ЛК-60 составляет 92% в финансовом выражении.

    Низкая степень зависимости также имеется у электросудов для перевозки пассажиров по рекам и каналам. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» исполнительный директор судостроительной компании «Эмпериум», строящей электросуда для перевозки пассажиров в Москве и других городах Денис Ткачев, уровень локализации этих судов достигает 80% по объему. Из критически важных комплектующих иностранного производства он выделил ячейки для накопителей энергии китайского производства. «Отечественные производители ячеек оставляют желать лучшего, по габаритам и характеристикам они не дотягивают, но проявляя волю и желание - это можно решить», - пояснил Денис Ткачев.

    Он также отметил, что замену импортному оборудованию можно найти и по двигателям, пропульсии. «Характеристики несколько изменятся, но не критически, можно все равно продолжает строить, применяя отечественные комплектующие», - сказал представитель предприятия.

    Обратная картина наблюдается в сегменте рыбопромыслового флота, где уровень локализации составляет порядка 30%. Проблема состоит в том, что рыбопромысловые суда строятся, в основном, по норвежским проектам, в которые уже заложено иностранное оборудование на этапе проектирования. Кроме того, в России нет достаточных компетенций в сфере производства сложного рыбопромыслового оборудования, лебедок и т.п.

    В этой ситуации интегрирующую роль могла бы взять на себя крупнейшая судостроительная компания России, а именно ОСК. По словам Алексея Рахманова, в проектно-конструкторских бюро корпорации  уже разрабатываются проекты судов с учетом возможностей отечественных машиностроительных предприятий, поставляющих двигатели, якорно-швартовное оборудование, рулевые машины и другое СКО. Создаются собственные центры компетенций, формируются списки отечественных поставщиков, так, в мейкерс-лист корпорации включены уже более ста российских компаний. ОСК поддерживает компании в открытии опытно-конструкторских работ по созданию российских аналогов иностранных образцов.

    «У наших инженеров и партнеров есть все возможности вывести импортозамещение в сфере гражданского судостроения на новый уровень», - заявил Алексей Рахманов.

    Строительство электросудно на верфи «Эмпериум»,
    фото «ПортНьюс»

    Отметим, что одно из главных препятствий для развития индустрии СКО – это отсутствие больших заказов, стабильного спроса. Одного лишь внутреннего рынка здесь будет недостаточно, он был и остается слишком «узким». Ранее в ОСК предлагали создать т. н. «национальных чемпионов» в области машиностроения, которые были бы способны выходить, в том числе, на зарубежные рынки.

    «Эти чемпионы должны ориентироваться на глобальную конкуренцию, доказывая это заходом на новые рынки, проявляя амбициозность, которой мы были хорошо известны в сороковые-пятидесятые-шестидесятые годы, и формируя новый облик промышленности», - комментирует идею Алексей Рахманов.

    Добавим, что ОСК в лице своих дивизионов также могла бы выступить интегратором для соответствующих групп судового комплектующего оборудования (СКО), производимых в России. Например, по пропульсивным комплексам таким интегратором мог бы стать дивизион «ОСК-Движение».

    Как бы то ни было, никто не отменял и иностранных поставщиков из нейтральных и дружественных стран, таких как Китай, Турция и другие.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен