Стивидорные компании внедряют информационные системы для повышения скорости и качества обработки грузов, снижения бумажного документооборота, оперативного информирования клиентов, взаимодействия с государственными органами, а также для отслеживания состояния систем и оборудования, особенно если речь идет о нефтеналивных терминалах.
Так, одна из крупнейших стивидорных групп России «Дело» в ноябре 2021 года представила ИТ «Стратегию цифровизации» на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года. Цифровая трансформация бизнеса группы будет реализовываться по трем направлениям: «Автоматизация» (для повышения операционной эффективности); «Интеграция» (с целью обеспечения работы активов между собой и достижения синергетических эффектов); «Данные» (для создания цифровых продуктов и услуг).
«Замыслом стратегии цифровизации мы стремимся изменить не только ИТ-системы, но и персонал, поскольку абсолютно уверены, что технологии сами по себе имеют меньшую ценность, в сравнении с обученным профессионалом, который ими вооружен», — отметил в рамках презентации стратегии старший вице-президент по стратегическому развитию и ИТ управляющей компании «Дело», головной компании Группы, Владимир Бычков.
Цифровые технологии сегодня востребованы и внедряются в различные процессы деятельности стивидоров. В частности, ММПК «Порт Бронка» занимается интеграцией системы контроля и управления доступом (СКУД) с системами государственных контролирующих органов (ГКО), чтобы обеспечить доступ участников внешнеэкономической деятельности в пункт пропуска посредством web-портала ММПК «Бронка».
О том, каким образом цифровизация помогает развитию нефтеналивных терминалов, в ходе 16-й технической конференции «Нефтяные терминалы и нефтебазы: эксплуатация, модернизация, развитие» рассказал руководитель группы развития программного обеспечения «Петербургского нефтяного терминала» (
ПНТ) Александр Поскребышев.
По его словам, в 2021 году был запущен проект по реконструкции, который позволит нарастить возможности терминала. Для реализации данного проекта была создана цифровая имитационная модель, которая позволила провести оценку рисков.
«Одну из ведущих ролей в обеспечении процесса перевалки играет эффективное взаимодействие и развитие блоков информационной системы терминала», — отметил представитель
ПНТ. В частности, в прошлом году компания начала эксплуатировать информационный блок мониторинга логистики, позволяющий следить за выполнением плана перевалки различными участниками процесса, прогнозировать загрузку и принимать необходимые управленческие решения. Также в
ПНТ планируют перейти на новую информационную систему оперативного учета, разработка которой ведется в настоящее время. Кроме того, планах внедрить систему мониторинга состояния трубопроводно-резервуарной сети, а также блок технического обслуживания и ремонта
Цифровизация — один из главных трендов российской транспортной отрасли. ИТ-решения уже внедряются во всех сегментах логистической цепи поставок, в том числе и стивидорными компаниями. Но пока в основном на уровне отдельных бизнесов. Вероятно, на следующих этапах предстоит сформировать комплексную экосистему, интегрировав в нее всех игроков российской транспортной отрасл
Цифровизация — один из главных трендов российской транспортной отрасли. ИТ-решения уже внедряются во всех сегментах логистической цепи поставок, в том числе и стивидорными компаниями. Но пока в основном на уровне отдельных бизнесов. Вероятно, на следующих этапах предстоит сформировать комплексную экосистему, интегрировав в нее всех игроков российской транспортной отрасли, однако темпы этих процессов могут тормозить санкции
Цифровизация — один из главных трендов российской транспортной отрасли. ИТ-решения уже внедряются во всех сегментах логистической цепи поставок, в том числе и стивидорными компаниями. Но пока в основном на уровне отдельных бизнесов. Вероятно, на следующих этапах предстоит сформировать комплексную экосистему, интегрировав в нее всех игроков российской транспортной отрасли, однако темпы этих процессов могут тормозить санкции.
Стивидорные компании внедряют информационные системы для повышения скорости и качества обработки грузов, снижения бумажного документооборота, оперативного информирования клиентов, взаимодействия с государственными органами, а также для отслеживания состояния систем и оборудования, особенно если речь идет о нефтеналивных терминалах.
Так, одна из крупнейших стивидорных групп России «Дело» в ноябре 2021 года представила ИТ «Стратегию цифровизации» на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года. Цифровая трансформация бизнеса группы будет реализовываться по трем направлениям: «Автоматизация» (для повышения операционной эффективности); «Интеграция» (с целью обеспечения работы активов между собой и достижения синергетических эффектов); «Данные» (для создания цифровых продуктов и услуг). В первую очередь, это создание и сопряжение общих стандартов, налаживание устойчивого и стандартизированного электронного обмена данными внутри активов группы и со всеми участниками транспортной отрасли.
В группе отмечают, что проблемы цифровизации выходят за пределы компетенций бизнеса и касаются государства и международного сотрудничества. Это включает меры экономической дипломатии, в том числе помощь в согласовании приемлемых норм ограничительных процедур на пути международных логистических цепочек, и решение вопросов в области прямого цифрового обмена необходимыми логистическими и транспортными данными с контрагентами за границей, на первом этапе – с сопредельными государствами.
Цифровые технологии сегодня востребованы и внедряются в различные процессы деятельности стивидоров. В частности, ММПК «Порт Бронка» занимается интеграцией системы контроля и управления доступом (СКУД) с системами государственных контролирующих органов (ГКО), чтобы обеспечить доступ участников внешнеэкономической деятельности в пункт пропуска посредством web-портала ММПК «Бронка».
О том, каким образом цифровизация помогает развитию нефтеналивных терминалов, в ходе 16-й технической конференции «Нефтяные терминалы и нефтебазы: эксплуатация, модернизация, развитие» рассказал руководитель группы развития программного обеспечения «Петербургского нефтяного терминала» (ПНТ) Александр Поскребышев. В прошлом году компания начала эксплуатировать информационный блок мониторинга логистики, позволяющий следить за выполнением плана перевалки различными участниками процесса, прогнозировать загрузку и принимать необходимые управленческие решения. Кроме того, в перспективе планируется внедрить систему мониторинга состояния трубопроводно-резервуарной сети, а также блок технического обслуживания и ремонта.
Цифровое взаимодействие
Автоматизация и внедрение ИТ-разработок особенно эффективны для выстраивания взаимодействия между морскими терминалами, железнодорожными операторами, грузовладельцами и таможенным администрированием. В качестве примера можно привести опыт «Морского порта Санкт-Петербург» (МП СПб), заключившего договор с Первой грузовой компанией (ПГК) на использование приложения «Мобильный репортер». Использование приложения позволяет при приемке вагонов исключить их забраковку на станциях погрузки и дополнительные порожние рейсы для отправки вагонов в ремонт.
«Станция Новый порт является одной из ключевых для ПГК на Северо-Западе России. Сюда под выгрузку приходит большое количество крытых вагонов с Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог. Фотофиксация с помощью «Мобильного репортера» позволяет нам точно учитывать пожелания партнеров к качеству парка», — пояснил директор Санкт-Петербургского филиала ПГК Павел Ситало.
По словам управляющего директора МП СПб Андрея Ярославцева, автоматизация основных бизнес-процессов упрощает взаимодействие с партнерами: «Повышая эффективность работы парка ПГК, использование приложения одновременно снижает генерацию расходов из-за простоев вагонов, уменьшает нагрузку на портовую железнодорожную инфраструктуру», — добавил он.
Например, «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) подключившись к Дорожной информационно-логистической системе (ДИЛС) РЖД, смог упорядочить и синхронизировать свою работу с железной дорогой. «Несколько лет назад мы поняли, что основные проблемы у нас на стыке порта и железной дороги. Отсутствовала информация, мы плохо понимали, где наши вагоны, железная дорога не знала, что там у нас на подходах, с какой интенсивностью надо выгружать. После подключения к данной системе мы видим все, что следует в наш адрес. Подтянули к проекту наших основных якорных клиентов — Новолипецкий металлургический комбинат и Кузбассразрезуголь», — рассказал на конференции «Инфраструктура портов Азово-Черноморского и Азово-Донского бассейнов 2021» управляющий директор ТМТП Дмитрий Ерков.
По его словам, в ТМТП планируется реализовать и другие информационные проекты. В частности, создать информационную модель грузового района, чтобы принимать решения по суточному планированию работы на терминале. «Это чистая математика. Получаем данные по подходам поездов, по наличию трудовых ресурсов и техники, формируем оптимальный суточный план, который служит диспетчерам основой для принятия решения», — пояснил Дмитрий Ерков.
Помимо этого, принято решение автоматизировать складской учет при помощи введения QR-кодов на грузе. Это позволит оптимизировать работу по размещению груза на территории терминала.
Одна из крупнейших стивидорных компаний на Дальнем Востоке России «Восточная стивидорная компания» (ВСК) и РОЛИС (входят в группу Global Ports) в конце декабря 2021 года завершили тестовый период и стабилизацию новой терминальной операционной системы (ТОС).
По словам управляющего директора ВСК Ильи Долгого, это был «необходимый и важный шаг в условиях бурного роста грузопотока на Дальнем Востоке».
ТОС позволяет в режиме реального времени отслеживать все процедуры по обработке судов и перемещению контейнеров на терминале и производить оперативный учет, а также контролировать складские операции. Система обеспечивает планирование и оперативный контроль погрузки и выгрузки контейнеров на железнодорожном фронте, планирует прибытие и обработку автотранспорта, производит контроль и учет контейнеров при таможенном досмотре.
На портале Global Ports клиенты ВСК могут оформлять заявки на обработку грузов и транспортных средств, получать оповещения о событиях с контейнером в реальном времени и удаленно оформлять документы в электронном виде с применением электронной подписи.
Трансформируется в соответствии с веяниями времени и таможенное администрирование. Так, Балтийской таможней, где работает Центр электронного декларирования, по итогам 2021 года, 90% таможенных деклараций было зарегистрировано автоматически, 27,5% от общего объема декларируемых товаров выпущено автоматически, т. е. практически моментально.
Следующий шаг — применение искусственного интеллекта. «Одним из перспективных направлений является создание интеллектуальных пунктов пропуска с учетом специфики всех видов транспорта, что позволит полностью в перспективе автоматизировать процесс прохождения границы для безрисковых поставок», — рассказал журналистам первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Сергей Сенько.
Он также отметил, что в перспективе планируется внедрение электронных навигационных пломб и переход к новой системе управления рисками, позволяющей оценивать каждую поставку по отдельности.
Цифровое взаимодействие
Автоматизация и внедрение ИТ-разработок особенно эффективны для выстраивания взаимодействия между морскими терминалами, железнодорожными операторами, грузовладельцами и таможенным администрированием. В качестве примера можно привести опыт «Морского порта Санкт-Петербург» (МП СПб), заключившего договор с Первой грузовой компанией (ПГК) на использование приложения «Мобильный репортер». Использование приложения позволяет при приемке вагонов исключить их забраковку на станциях погрузки и дополнительные порожние рейсы для отправки вагонов в ремонт.
«Станция Новый порт является одной из ключевых для ПГК на Северо-Западе России. Сюда под выгрузку приходит большое количество крытых вагонов с Восточно-Сибирской и Красноярской железных дорог», — пояснил директор Санкт-Петербургского филиала ПГК Павел Ситало.
По словам управляющего директора МП СПб Андрея Ярославцева, автоматизация основных бизнес-процессов упрощает взаимодействие с партнерами: «Повышая эффективность работы парка ПГК, использование приложения одновременно снижает генерацию расходов из-за простоев вагонов, уменьшает нагрузку на портовую железнодорожную инфраструктуру», — добавил он.
Например, «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) подключившись к Дорожной информационно-логистической системе (ДИЛС) РЖД, смог упорядочить и синхронизировать свою работу с железной дорогой. «Несколько лет назад мы поняли, что основные проблемы у нас на стыке порта и железной дороги. Отсутствовала информация, мы плохо понимали, где наши вагоны, железная дорога не знала, что там у нас на подходах, с какой интенсивностью надо выгружать. После подключения к данной системе мы видим все, что следует в наш адрес. Подтянули к проекту наших основных якорных клиентов — Новолипецкий металлургический комбинат и Кузбассразрезуголь», — рассказал на конференции «Инфраструктура портов Азово-Черноморского и Азово-Донского бассейнов 2021» управляющий директор ТМТП Дмитрий Ерков.
По его словам, в ТМТП планируется реализовать и другие информационные проекты. В частности, создать информационную модель грузового района, чтобы принимать решения по суточному планированию работы на терминале. По словам Дмитрия Еркова:
«Это чистая математика. Получаем данные по подходам поездов, по наличию трудовых ресурсов и техники, формируем оптимальный суточный план, который служит диспетчерам основой для принятия решения»
Терминальная операционная система (ТОС) «Восточной стивидорной компании» (ВСК) и РОЛИС (входят в группу Global Ports) позволяет в режиме реального времени отслеживать все процедуры по обработке судов и перемещению контейнеров на терминале и производить оперативный учет, а также контролировать складские операции. Система обеспечивает планирование и оперативный контроль погрузки и выгрузки контейнеров на железнодорожном фронте, планирует прибытие и обработку автотранспорта, производит контроль и учет контейнеров при таможенном досмотре.
В начале пути
Между тем общий уровень цифровизации в логистической сфере России пока достаточно низок, полагают в Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате (СПб ТПП). По мнению председателя комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП Антона Кривошеева, несмотря на то, что 80% логистических компаний действительно приступили к автоматизации бизнеса, уровень комплексной цифровизации пока низок.
«Нужно понимать разницу между автоматизацией и цифровизацией. Цифровизация бизнеса — это комплексная экосистема, которая и состоит из автоматизации различных процессов», — прокомментировал представитель СПб ТПП.
Как, в свою очередь, заявил министр транспорта РФ Виталий Савельев на Петербургском международном экономическом форуме 2021 года, транспортную отрасль в ближайшие годы ждет масштабная цифровизация.
«В 2019 году количество транспортных документов, в том числе различных накладных и разрешений на провозку опасных грузов, которые были обработаны, составили 3 млрд 10 млн ед. Если мы не будем ничего отцифровывать, то к 2030 году эта цифра достигает 7 млрд документов», — сказал глава
Минтранса России .
Таким образом, нет сомнений в том, что цифровизация в российской логистике будет идти нарастающими темпами, а пандемия лишь ускоряет этот процесс. С другой стороны, есть и свои риски: санкции накладывают ограничения на доступ к необходимому оборудованию и технологиям, а дефицит полупроводников, разразившийся в прошлом году, сказывается на доступности «железа».
В начале пути
Между тем общий уровень цифровизации в логистической сфере России пока достаточно низок, полагают в Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате (СПб ТПП). По мнению председателя комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП Антона Кривошеева, несмотря на то, что 80% логистических компаний действительно приступили к автоматизации бизнеса, уровень комплексной цифровизации пока низок.
«Нужно понимать разницу между автоматизацией и цифровизацией. Цифровизация бизнеса — это комплексная экосистема, которая и состоит из автоматизации различных процессов», — прокомментировал представитель СПб ТПП. На ПМЭФ в 2021 году министр транспорта РФ Виталий Савельев приводил такой пример:
«В 2019 году количество транспортных документов, в том числе различных накладных и разрешений на провозку опасных грузов, которые были обработаны, составили 3 млрд 10 млн ед. Если мы не будем ничего отцифровывать, то к 2030 году эта цифра достигает 7 млрд документов»
Очевидно, что процессы цифровизации в российской логистике будут продолжаться, а пандемия лишь ускоряет их темпы. С другой стороны, есть и риски: санкции накладывают ограничения на доступ к необходимому оборудованию и технологиям, а дефицит полупроводников, разразившийся в прошлом году, сказывается на доступности «железа».