Ложка зерна в бочке угля: что ждет балкерные перевозки в новом году?
После резкого роста осенью 2021 года, ставки фрахта на балкеры столь же быстро устремились вниз. Ситуация в экономике Китая вкупе с распространением штамма «омикрон» будут основными факторами балкерного рынка. В то же время на фоне логистического кризиса некоторые балкерные суда могут найти работу в контейнерных перевозках.
Индекс стоимости фрахта Baltic dry, взлетев в октябре прошлого года до порядка 5500 пунктов, столь же стремительно упал, и по данным на 24 января 2022 года составляет «жалкие» 1415 пунктов. Цена фрахта на балкер типоразмера Capesize в октябре прошлого года достигала почти $64 тыс. в сутки, сейчас она сократилась более, чем вдвое. Падают ставки фрахта и на балкеры других типоразмеров, хотя и более плавно. Так, цена фрахта на балкеры типоразмера Panamax упала с $31 тыс. в октябре до менее $23 тыс., Handymax с $35 тыс. до $25 тыс., Small Handy с $31 до $22 тыс. в сутки (данные основаны на материалах группы MOL).
Октябрьский взлет ставок фрахта совпал с ростом спроса на уголь и соответственно его подорожанием в этот период: стоимость угля в Китае в октябре превышала $269 за тонну. Однако вслед за коррекционным снижением спроса на уголь произошло и падение ставок фрахта: в ноябре они сократились уже до $140 за тонну. В январе 2022 года ситуацию спасла Индонезия, являющаяся крупнейшим мировым поставщиком энергетического угля, которая ввела запрет на экспорт угля из-за его дефицита на внутреннем рынке и цена на уголь вновь стала расти, превысив $220 за тонну к настоящему моменту. Растет и цена на железную руду: с $84,5 за тонну в ноябре до $130 к настоящему времени. Впрочем, на ставках фрахта это пока не отразилось.
Как прокомментировал глава компании Simpson Spence Young Consultancy & Research Дерек Лангстон (Derek Langston): «Редко какой год был таким насыщенным событиями, как 2021 год для рынка сыпучих грузов. Прибыль судов всех основных размеров балкеров подскочила до 13-летних максимумов благодаря восстановлению спроса за пределами Китая, цены на уголь и железную руду выросли до рекордных уровней, а небольшие балкеры внезапно стали востребованы как для контейнерных, так и для неконтейнерных грузов из-за сбоев в цепочке поставок, создающих хроническую нехватку мощностей на рынке грузовых перевозок. На фоне динамично развивающегося рынка сыпучих грузов наблюдалось несколько значительных торговых негативных явлений, многие из которых проявились во второй половине года, что ставит интригующие вопросы о перспективах рынка в 2022 году».
Негативным фактором для балкерных перевозок являются ограничения на производство стали в Китае традиционным способом из железной руды, наложенные по экологическим причинам: падение производства стали в КНР наблюдается с середины прошлого года.
Впрочем, есть и хорошие новости. Так, аналитики IHS Markit считают, что ограничения на производство стали в Китае не стоит переоценивать: переход на производство стали на электродуговых печах из лома займет длительное время, поэтому основной ее объем будет продолжать производиться на кислородных печах с применением железной руды.
«Кислородная печь (BOF) по-прежнему является основным способом производства стали по сравнению с использованием лома в способе производства на электродуговых печах (EAF). Материковый Китай на сегодняшний день является крупнейшим производителем сырой стали в мире, и в настоящее время только 11% сырой стали производится с использованием EAF... нехватка энергии и рост стоимости электроэнергии окажутся негативным риском для процессов EAF в краткосрочной перспективе, поскольку рост издержек производства сделает производство BOF более конкурентоспособным и, следовательно, улучшит перспективы импорта железной руды в 2022 году. Кроме того, BOF на большинстве сталелитейных заводов являются современными и молодыми. Таким образом, замена BFS на EAFs займет годы из-за высокой экономической нагрузки на многие сталелитейные заводы, в то время как дорогостоящие потребности в электроэнергии будут продолжать задерживать разработку EAFs. Поэтому, на наш взгляд, железная руда останется основным источником производства стали в ближайшие годы, несмотря на увеличение потребления стального лома в материковом Китае для производства стали и ограничение годового производства стали», - заключают в IHS Markit.
Кроме того, восстановление импорта угля со стороны Индии, сезонная торговля зерновыми, в частности австралийской пшеницей, а также программа поддержки Бразилией производства соевых может поддержать рынок балкерных перевозок в нынешнем году.
С точки зрения баланса заказов на строительство новых балкерных судов: доля новостроя оценивается в 7% от мощностей существующего флота, что относительно немного. Это также окажет положительное влияние на рынок фрахта в текущем году.
По прогнозам IHS Markit, рынок балкерных перевозок в 2022 году вырастет на 4,5%, будучи поддержанным восстановлением глобальной экономики, которое, по прогнозам, повысит спрос на железную руду на 5,5%, уголь на 3,4% и сельскохозяйственную продукцию на 5,1%.
C нашей точки зрения, расчет на глобальное восстановление промышленности может и не подтвердиться: пандемия не закончилась, проблемы могут возникнуть также из-за локдаунов, которые могут быть наложены на крупнейшие порты Китая из-за распространения штамма «омикрон». Кроме того, это может вновь привести к проблемам с ротацией экипажей и соответственно, снижению эффективности морских перевозок. В целом, мы смотрим на перспективы балкерного рынка в 2022 году с осторожным оптимизмом при сохранении высоких рисков и волатильности.