• 20 января 2022

    Северная верфь построит эллинг с третьего захода

    По данным «ПортНьюс», входящая в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Северная верфь в конце прошлого года расторгла контракт с очередным подрядчиком на модернизацию завода, которую планируют провести с 2015 года, за 7,8 млрд рублей. С 2017 по 2019 годы работы по строительству нового эллинга вело ОАО «Метрострой», а с 2020 года – ООО «Отечественные системы и технологии» (ОСТ), один из поставщиков Ростеха. И тот, и другой подрядчик, отмечают судостроители, нарушили сроки сдачи. Завершить работы на объекте предполагалось еще в сентябре 2019 года, но сроки сдвигались, теперь на верфи надеются сдать эллинг в 2022 году и разгрузить производственные мощности. 
    В конце 2021 года Северная верфь расторгла контракт с ОСТ из-за нарушения компанией условий контракта по срокам сдачи нового судостроительного комплекса, сообщили «ПортНьюс» на предприятии. «С нашей стороны обязательства выполнены, но работы до сих пор не исполнены», – подчеркнули на верфи. В ОСТ на запрос «ПортНьюс» о возможности оспаривания решения заказчика в суде не ответили. В ОСК информацию не комментируют. 
    Разговоры о модернизации Северной верфи ведутся с 2015 года, рассматривались возможность строительства сухого дока и закупка мостового крана «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн, но из-за недостатка средств от них отказались. В итоге было принято решение на первом этапе модернизации возвести эллинг со стапельной плитой и лишь на втором строить передаточный док и корпусообрабатывающий цех.
    Осенью 2020 года по итогам проведенного закрытого конкурса Северная верфь подписала контракт с ОСТ на продолжение работ по I этапу строительства современного судостроительного комплекса. Он включает в себя строительство двух горизонтальных стапельных плит 250х100 м, перекрытых эллингом высотой 73,5 м, с мостовыми кранами грузоподъемностью 350 тонн.
    Ранее ОСТ уже проводило работы на строительной площадке, сменив предыдущего генподрядчика строительства – ОАО «Метрострой». Новый эллинг предназначен для строительства кораблей и судов спусковой массой до 25 тыс. тонн.
    Летом 2020 года в интервью газете «Коммерсантъ» генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов объяснял цели модернизации, которая финансируется из средств ФЦП ОПК: «В эллинге с измерением 250 на 100 метров можно будет строить суда большой длины и ширины. Сегодня у нас, учитывая специализацию на военной продукции, очень узкие эллинги, и даже по «рыбакам» мы тоже ограничены шириной стапельных мест. А в новом эллинге можно будет поставить один широкий лайнер или два корабля поуже». Предполагается, что новый эллинг будет использован для строительства фрегатов проекта 22350М, а также корветов.
    Ранее Игорь Орлов заявлял, что строительство эллинга завершится в 2021 году, а сдача состоится в 2022 году. По словам источника «ПортНьюс», верфь сохраняет надежду получить эллинг в 2022 году. 
    Новый эллинг должен разгрузить производственные мощности завода, позволяя соблюдать сроки строительства заказов, говорится в годовом отчете верфи за 2020 год. В этот период на площадке осуществлялось одновременное строительство 7 фрегатов, 5 корветов, а также 11 гражданских судов (4 ярусоловов и 7 траулеров). 
    При расторжении контракта с «Метростроем» глава ОСК Алексей Рахманов говорил: «Дальше отдавать столь сложный и важный проект разного рода необязательным людям и жуликам мы не хотим». 
    В конце 2021 года в интервью газете «Коммерсантъ» Алексей Рахманов подтверждал, что отставание работ на пять месяцев происходит по вине подрядчика, «который взял на себя повышенные обязательства и не выполнил их», подчеркивая, что компания стала заложником ситуации с растущими ценами на металл. По мнению ОСТ, отмечал глава ОСК,  контрактная цена занижена, и надо снова идти в экспертизу. 
    «Это один из главных инвестиционных проектов ОСК, потому что уже доказано: строительство в крытом помещении дает прирост производительности труда на 15–25%. Дальше на Северной верфи будет производиться модернизация корпусообрабатывающего цеха, сварочного оборудования и организации складов», – заявлял Алексей Рахманов. 
    Первый контракт Северной верфи и «Метростроя» был заключен за 6 млрд рублей, к моменту расторжения договора, по данным «ПортНьюс», подрядчик мог выполнить работы на общую сумму около 2 млрд рублей. К моменту второго конкурса Главгосэкспертиза утвердила стоимость работ в размере 7,8 млрд рублей, из них 1,6 млрд рублей выделялись в 2020 году, еще 6,2 млрд рублей – в 2021 году, следует из данных портала госзакупок. Фактический объем выполненных работ не известен. 
    Новый конкурс на выбор подрядчика еще не объявлен. Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин отмечает, что Северная верфь, в соответствии с федеральным законом и собственной закупочной документацией, должна будет определить нового поставщика и при определении цены контракта учесть стоимость уже фактически выполненных и принятых работ, произведенных прежними подрядчиками. Поскольку компания осуществляет закупки по 223-ФЗ, это дает ей достаточно большую свободу при заключении контракта с единственным поставщиком, а также с единственным участником, чья заявка была была подана, отмечает юрист. Иными словами, если будет объявлен конкурс и в конечном итоге будет подана всего одна соответствующая условиям заявка, то с подавшей ее организацией и будет заключен контракт. Определение нового генподрядчика – это вопрос 1,5-2 месяцев, полагает он. 

    По данным «ПортНьюс», входящая в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Северная верфь в конце прошлого года расторгла контракт с очередным подрядчиком на модернизацию завода, которую планируют провести с 2015 года, за 7,8 млрд рублей. С 2017 по 2019 годы работы по строительству нового эллинга вело ОАО «Метрострой», а с 2020 года – ООО «Отечественные системы и технологии» (ОСТ), один из поставщиков Ростеха. И тот, и другой подрядчик, отмечают судостроители, нарушили сроки сдачи. Завершить работы на объекте предполагалось еще в сентябре 2019 года, но сроки сдвигались, теперь на верфи надеются сдать эллинг в 2022 году, чтобы разгрузить производственные мощности. 

    В конце 2021 года Северная верфь расторгла контракт с ОСТ из-за нарушения компанией условий контракта по срокам сдачи нового судостроительного комплекса, сообщили «ПортНьюс» на предприятии. «С нашей стороны обязательства выполнены, но работы до сих пор не исполнены», – подчеркнули на верфи. В ОСТ на запрос «ПортНьюс» о возможности оспаривания решения заказчика в суде не ответили. В ОСК информацию не комментируют. 

    Разговоры о модернизации Северной верфи ведутся с 2015 года, рассматривалась возможность строительства сухого дока и закупка мостового крана «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн, но из-за недостатка средств от них отказались. В итоге было принято решение на первом этапе модернизации возвести эллинг со стапельной плитой и лишь на втором строить передаточный док и корпусообрабатывающий цех.

    Осенью 2020 года по итогам проведенного закрытого конкурса Северная верфь подписала контракт с ОСТ на продолжение работ по I этапу строительства современного судостроительного комплекса. Он включает в себя строительство двух горизонтальных стапельных плит 250х100 м, перекрытых эллингом высотой 73,5 м, с мостовыми кранами грузоподъемностью 350 тонн. Новый эллинг предназначен для строительства кораблей и судов спусковой массой до 25 тыс. тонн.

    Ранее ОСТ уже проводило работы на строительной площадке, сменив предыдущего генподрядчика строительства – ОАО «Метрострой». 

    Летом 2020 года в интервью газете «Коммерсантъ» генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов объяснял цели модернизации, которая финансируется из средств ФЦП ОПК: «В эллинге с измерением 250 на 100 метров можно будет строить суда большой длины и ширины. Сегодня у нас, учитывая специализацию на военной продукции, очень узкие эллинги, и даже по «рыбакам» мы тоже ограничены шириной стапельных мест. А в новом эллинге можно будет поставить один широкий лайнер или два корабля поуже». Предполагается, что новый эллинг будет использован для строительства фрегатов проекта 22350М, а также корветов.

    На Северной верфи заявляли, что строительство эллинга завершится в 2021 году, а сдача состоится в 2022 году. По словам источника «ПортНьюс», верфь сохраняет надежду получить эллинг в 2022 году. 

    Новый эллинг должен разгрузить производственные мощности завода, позволяя соблюдать сроки строительства заказов, говорится в годовом отчете верфи за 2020 год. В этот период на площадке осуществлялось одновременное строительство 7 фрегатов, 5 корветов, а также 11 гражданских судов (4 ярусоловов и 7 траулеров). 

    Глава ОСК Алексей Рахманов после расторжения контракта с «Метростроем»: «Дальше отдавать столь сложный и важный проект разного рода необязательным людям и жуликам мы не хотим»

    В конце 2021 года в интервью газете «Коммерсантъ» Алексей Рахманов подтверждал, что отставание работ на пять месяцев происходит по вине подрядчика, «который взял на себя повышенные обязательства и не выполнил их», подчеркивая, что компания стала заложником ситуации с растущими ценами на металл. По мнению ОСТ, отмечал глава ОСК,  контрактная цена занижена, и надо снова идти в экспертизу. 

    «Это один из главных инвестиционных проектов ОСК, потому что уже доказано: строительство в крытом помещении дает прирост производительности труда на 15–25%. Дальше на Северной верфи будет производиться модернизация корпусообрабатывающего цеха, сварочного оборудования и организации складов», – заявлял Алексей Рахманов. 

    Первый контракт Северной верфи и «Метростроя» был заключен за 6 млрд рублей, к моменту расторжения договора, по данным «ПортНьюс», подрядчик мог выполнить работы на общую сумму около 2 млрд рублей. Ко второму конкурсу Главгосэкспертиза утвердила стоимость работ в размере 7,8 млрд рублей, из них 1,6 млрд рублей выделялись в 2020 году, еще 6,2 млрд рублей – в 2021 году, следует из данных портала госзакупок. Фактический объем выполненных работ не известен. 

    Новый конкурс на выбор подрядчика еще не объявлен. Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин отмечает, что Северная верфь, в соответствии с федеральным законом и собственной закупочной документацией, должна будет определить нового поставщика и при определении цены контракта учесть стоимость уже фактически выполненных и принятых работ, произведенных прежними подрядчиками. Поскольку компания осуществляет закупки по 223-ФЗ, это дает ей достаточно большую свободу при заключении контракта с единственным поставщиком, а также с единственным участником, чья заявка была была подана, отмечает юрист. Иными словами, если будет объявлен конкурс и в конечном итоге будет подана всего одна соответствующая условиям заявка, то с подавшей ее организацией и будет заключен контракт. Определение нового генподрядчика – это вопрос 1,5-2 месяцев, полагает он. 

    Ссылки по теме: 

    Подписано соглашение о взаимодействии Санкт-Петербурга и ОСК >>>

    «ОСТ» продолжит строительство эллинга на «Северной верфи» >>>

    «Северная верфь» проводит закрытый конкурс на первый этап реконструкции судзавода

    «Северная верфь» проводит закрытый конкурс на первый этап реконструкции судзавода >>> 

Автор

Яна Войцеховская

editor@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен