Российское гражданское судостроение традиционно специализируется на таких сегментах, как скоростной пассажирский флот, технически сложные суда для работы в арктических условиях, ледоколы, суда класса река-море. В настоящее время осваиваются и новые ниши: рыбопромысловые суда, аварийно-спасательные, маломерные. И здесь открываются определенные экспортные перспективы, ведь без выхода на зарубежные рынки локализация становится проблематичной из-за ограниченной емкости внутреннего рынка.
Например, построенные в России пассажирские суда имеют неплохие перспективы продаж в странах Азии. В качестве примера можно привести Вьетнам, который заинтересован в наращивании флота таких судов. Со своей стороны, в ходе вебинара «Россия-Вьетнам: Перспективы и развитие международного сотрудничества в области судостроения» в рамках выставки «Нева» директор департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Валентин Находкин предложил создать рабочую группу по вопросам строительства паромов для Вьетнама.
«У нашей корпорации есть большой опыт строительства разнообразных паромов, у нас есть конструкторские бюро, которые будут отвечать всем потенциальным требованиям вьетнамских коллег. Мы готовы рассмотреть все возможные варианты сотрудничества, начиная от проектирования, строительства на мощностях Объединенной судостроительной корпорации до сотрудничества с вьетнамскими верфями на основе совместно разработанного проекта технического сопровождения и ввода в эксплуатацию паромов на месте», - сказал представитель корпорации.
Отметим, что в России недавно был разработан первый в России электрический паром, предназначенный для эксплуатации на переправе Балтийск-Балтийская коса (головной исполнитель — Калининградский государственный технический университет, второй соисполнитель - «Ушаковские верфи», соисполнитель - «Нордик Инжиниринг»). Паром по своим эксплуатационным характеристикам и комфортабельности должен быть как минимум не хуже скандинавских аналогов.
Кроме того, возможно строительство флота судов-снабженцев для совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро», а также транспортных судов для линии Азов-Хайфон, судов дноуглубительного флота.
Хорошие компетенции имеются в сфере строительства скоростного пассажирского флота, и в этом сегменте уже имеются примеры успешных экспортных продаж.
В свою очередь, Россия и Индия заинтересованы в сотрудничестве в сфере создания судов река-море плавания, вспомогательного флота, включая речные земснаряды и скоростных пассажирских судов. Об этом в ходе вебинара «Возможности сотрудничества России и Индии в области судостроения» сообщил заместитель торгового представителя России в Индии Александр Щеголев. По его словам, все большее количество российских компаний проявляет заинтересованность в сотрудничестве с индийскими партнерами в сфере проектирования и строительства судов, поставок судового комплектующего оборудования, создания совместных предприятий и сервисных центров, лизинга, обучения персонала, научных исследований.
Экспортный потенциал имеется и на европейском направлении. Так, российские алюминиевые лодки VBoats вошли в тройку самых востребованных брендов на финском рынке маломерных судов. По данным, приведенным в ходе международной онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения», с прошлого года Финляндия переживает бум торговли моторными лодками.
В 2020 году продажи лодок увеличились на 33%, а в этом году прирост за первый квартал уже достиг 30%. Также почти на 50% выросли объемы продаж запасных частей и комплектующих для лодок. Финские дистрибьюторы заинтересованы в приобретении и дальнейшей реализации более дорогого сегмента лодок, и это - отличная возможность для российских производителей увеличить экспорт.
Выступившая на конференции руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева рассказала, что среди экспортно-ориентированной российской продукции выделяются суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.
Говоря о маломерных судах, можно упомянуть и такой сегмент, как аварийно-спасательные шлюпки, в котором в настоящее время Россия приобретает необходимые компетенции, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Как прокомментировал «ПортНьюс» президент ОСК Алексей Рахманов, корпорация, помимо военных заказов, видит перспективы в экспорте рыбопромысловых судов.
«Если говорить о значительном финансовом результате, то это прежде всего военная техника. Кроме того, мы уверены, что мы можем быть конкурентоспособны и в производстве рыболовецких судов. Сейчас, как только мы пройдем основной пик проблем, связанный с проектированием судов из норвежских проектов под российский регистр, дальше, конечно, я надеюсь, мы сможем быть конкурентоспособны по крайне мере с норвежскими производителями этих судов, и в этой связи будем предлагать данную продукцию нашим потребителям по всему миру. Что касается рынков сбыта, то, наверное, продать норвежцам рыболовецкий траулер, сделанный в России, будет сложно, но при этом есть очень много развивающихся стран, которым требуется тотальное переоснащение рыболовецкого флота, начиная с компактных решений, кончая вопросами формирования промышленного рыболовства, которое остается одной из наших целей», - сказал Алексей Рахманов.
Таким образом, российское гражданское судостроение имеет экспортный потенциал во многих сегментах, от маломерного флота до рыбопромысловых судов.