1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Загранице мы поможем? Экспортный потенциал российского судостроения

1 июня 2021   16:30

Загранице мы поможем? Экспортный потенциал российского судостроения

Двухтопливный паром "Генерал Черняховский", фото предоставлено ФГУП "Росморпорт"

Российское гражданское судостроение традиционно специализируется на таких сегментах, как скоростной пассажирский флот, технически сложные суда для работы в арктических условиях, ледоколы, суда класса река-море. В настоящее время осваиваются и новые ниши: рыбопромысловые суда, аварийно-спасательные, маломерные. И здесь открываются определенные экспортные перспективы, ведь без выхода на зарубежные рынки локализация становится проблематичной из-за ограниченной емкости внутреннего рынка.

Например, построенные в России пассажирские суда имеют неплохие перспективы продаж в странах Азии. В качестве примера можно привести Вьетнам, который заинтересован в наращивании флота таких судов. Со своей стороны, в ходе вебинара «Россия-Вьетнам: Перспективы и развитие международного сотрудничества в области судостроения» в рамках выставки «Нева» директор департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Валентин Находкин предложил создать рабочую группу по вопросам строительства паромов для Вьетнама.

«У нашей корпорации есть большой опыт строительства разнообразных паромов, у нас есть конструкторские бюро, которые будут отвечать всем потенциальным требованиям вьетнамских коллег. Мы готовы рассмотреть все возможные варианты сотрудничества, начиная от проектирования, строительства на мощностях Объединенной судостроительной корпорации до сотрудничества с вьетнамскими верфями на основе совместно разработанного проекта технического сопровождения и ввода в эксплуатацию паромов на месте», - сказал представитель корпорации.

Отметим, что в России недавно был разработан первый в России электрический паром, предназначенный для эксплуатации на переправе Балтийск-Балтийская коса (головной исполнитель — Калининградский государственный технический университет, второй соисполнитель - «Ушаковские верфи», соисполнитель - «Нордик Инжиниринг»). Паром по своим эксплуатационным характеристикам и комфортабельности должен быть как минимум не хуже скандинавских аналогов.

Электрический паром для Калининградской области, изображение "Нордик Инжиниринг"

Кроме того, возможно строительство флота судов-снабженцев для совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро», а также транспортных судов для линии Азов-Хайфон, судов дноуглубительного флота.

Хорошие компетенции имеются в сфере строительства скоростного пассажирского флота, и в этом сегменте уже имеются примеры успешных экспортных продаж.

В свою очередь, Россия и Индия заинтересованы в сотрудничестве в сфере создания судов река-море плавания, вспомогательного флота, включая речные земснаряды и скоростных пассажирских судов. Об этом в ходе вебинара «Возможности сотрудничества России и Индии в области судостроения» сообщил заместитель торгового представителя России в Индии Александр Щеголев. По его словам, все большее количество российских компаний проявляет заинтересованность в сотрудничестве с индийскими партнерами в сфере проектирования и строительства судов, поставок судового комплектующего оборудования, создания совместных предприятий и сервисных центров, лизинга, обучения персонала, научных исследований.

Экспортный потенциал имеется и на европейском направлении. Так, российские алюминиевые лодки VBoats вошли в тройку самых востребованных брендов на финском рынке маломерных судов. По данным, приведенным в ходе международной онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения», с прошлого года Финляндия переживает бум торговли моторными лодками.

В 2020 году продажи лодок увеличились на 33%, а в этом году прирост за первый квартал уже достиг 30%. Также почти на 50% выросли объемы продаж запасных частей и комплектующих для лодок. Финские дистрибьюторы заинтересованы в приобретении и дальнейшей реализации более дорогого сегмента лодок, и это - отличная возможность для российских производителей увеличить экспорт.

Выступившая на конференции руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева рассказала, что среди экспортно-ориентированной российской продукции выделяются суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.

Говоря о маломерных судах, можно  упомянуть и такой сегмент, как аварийно-спасательные шлюпки, в котором в настоящее время Россия приобретает необходимые компетенции, о чем более подробно мы писали ранее >>>>


Как прокомментировал «ПортНьюс» президент ОСК Алексей Рахманов, корпорация, помимо военных заказов, видит перспективы в экспорте рыбопромысловых судов.

«Если говорить о значительном финансовом результате, то это прежде всего военная техника. Кроме того, мы уверены, что мы можем быть конкурентоспособны и в производстве рыболовецких судов. Сейчас, как только мы пройдем основной пик проблем, связанный с проектированием судов из норвежских проектов под российский регистр, дальше, конечно, я надеюсь, мы сможем быть конкурентоспособны по крайне мере с норвежскими производителями этих судов, и в этой связи будем предлагать данную продукцию нашим потребителям по всему миру. Что касается рынков сбыта, то, наверное, продать норвежцам рыболовецкий траулер, сделанный в России, будет сложно, но при этом есть очень много развивающихся стран, которым требуется тотальное переоснащение рыболовецкого флота, начиная с компактных решений, кончая вопросами формирования промышленного рыболовства, которое остается одной из наших целей», - сказал Алексей Рахманов.

Таким образом, российское гражданское судостроение имеет экспортный потенциал во многих сегментах, от маломерного флота до рыбопромысловых судов.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru