• 21 мая 2021

    Энергия будущего: петербургские ученые о будущем судоходства


    Маневренно-мореходный центр Крыловского ГНЦ, фото с сайта КГНЦ

    Внедрение атомных и водородных двигателей в судоходстве, электродвижение – таковы основные тенденции развития современного водного транспорта. Над этими проблемами работают в «Крыловском государственном научном центре», ученые которого рассказали о своих разработках и своем видении будущего судовой энергетики.

    Продвижение альтернативной энергетики, пожалуй, сейчас составляет главный тренд в развитии современного водного транспорта. Традиционные виды судового топлива постепенно отходят на второй план ввиду постоянно ужесточающихся экологических требований к судоходству, как национальных, так и международных. Кроме того, грядет вторая волна «озеленения» судового топлива, направленная на борьбу с т. н. «углеродным следом» на протяжении всего жизненного цикла судна. В связи с этим во всем мире ведется интенсивный поиск решений, которые могли бы относительно дешево и при этом максимально экологично заменить традиционные виды топлива. В России над этими проблемами работают, в том числе, в «Крыловском государственном научном центре» (Санкт-Петербург).

    Как пояснил «ПортНьюс» научный руководитель Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин, энергетика на принципах окисления устаревает, поскольку не соответствует новым экологическим стандартам. По мнению ученого, технологии в сфере атомной и водородной энергетики будут развиваться быстрыми темпами в ближайшие годы, и Крыловский центр принимает непосредственное участие в их развитии. При этом ученый подчеркнул, что альтернативная энергетика имеет свои недостатки, связанные как со стоимостью ее применения, так и с вопросами безопасности. Тем не менее, по мнению Валерия Половинкина, развитие соответствующих технологий в ближайшие годы будет способствовать удешевлению и повышению уровня безопасности соответствующих систем.

    Комментируя прогноз использования судового топлива до 2040 года, сделанный классификационным обществом DNV и предусматривающий всеобщий переход судов на аммиак, ученый отметил, что скорее всего будут развиваться и другие виды энергетики, включая атомную, применение которой в российском судоходстве уже имеет долгую историю, а также водородную.

    «Наука не стоит на месте, а развивается. Ясно, что это не будет атомная энергетика сегодняшнего дня. Это могут быть уран-ториевые циклы, жидко-солевые реакторы, термосинтез... ядерная энергетика до 2040-х годов будет развиваться и иметь право на жизнь... Имеет перспективы и водород... Важно отметить, что вся энергетика, которая построена на принципе окислительных процессов, это - вчерашний день, поскольку вызывает проблемы для экологии», - сказал научный руководитель Крыловского центра.

    Валерий Половинкин и Игорь Ландграф, фото
    "ПортНьюс"

    Помимо этого, по словам ученого, в настоящее время революционные изменения  испытывает сегмент электродвижения. При этом он скептически оценил перспективы массового судоходства на возобновляемых источниках энергии, таких как ветер и Солнце.

    Как ранее расказал «ПортНьюс» генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, «электродвижение, на самом деле – будущее всего мирового судостроения. На самом деле это очень сильно упрощает конструкцию судна и дает много других  преимуществ».

    Отметим, что развитие водородной энергетики в судоходстве в настоящее время становится мировым трендом, от которого нельзя отставать. Так, в Японии компании Kawasaki Heavy Industries, Ltd., Yanmar Power Technology Co., Ltd. и Japan Engine Corporation сформировали консорциум производителей двигателей для совместной разработки морских двигателей на водородном топливе для океанских и прибрежных судов с целью завоевания лидирующих позиций в мире в области технологий водородных двигателей.

    Между тем Европейский парламент 19 мая 2021 года одобрил доклад Комитета по промышленности, исследованиям и энергетике (ITRE) посвященный водородной стратегии Евросоюза. Отраслевой комитет  подчеркивает, что мультимодальные морские и речные порты играют роль инновационных центров импорта, производства, хранения, поставки и использования водорода. Для этого потребуется выделение площадей и инвестиций в портовую инфраструктуру для оптимального использования экологичных технологий. По мнению Европарламента, выстраивание цепочки создания стоимости промышленного водородного топлива должно осуществляться вдоль мультимодальных транспортных коридоров.

    Со своей стороны, Крыловский центр планирует разработать первое в России судно, использующее водород в качестве топлива, к 2024 году. Как рассказал заместитель директора филиала ЦНИИ «СЭТ» (входит в КГНЦ) по направлению водородной энергетики Игорь Ландграф, речь идет о небольшом экскурсионно-прогулочном судне. Работа над проектом будет проводиться по линии Минпромторга.

    Кроме того, Центр разработал концептуальный проект буксира на топливных элементах с резервным питанием от аккумуляторной батареи.

    Если говорить об атомной энергетике, то здесь Россия традиционно занимает лидирующие позиции. Так, ведется строительство серии наиболее мощных в истории атомных ледоколов, кроме того, «Росатом» рассматривает возможности создания транспортных судов для Арктики на атомном топливе.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен