• 26 апреля 2021

    А мы пойдем на Север


    Суэцкий кризис показал, насколько мировая торговля зависима от надежных морских трасс. И хотя Севморпуть не способен стать полноценной заменой для Суэцкого канала, тем не менее, арктическая логистика в России может играть ключевую роль в экспортных и каботажных перевозках. Ее развитию будут способствовать инфраструктурные кредиты и друге меры господдержки.

    Правительство России на днях утвердило единый план мероприятий по реализации Основ  государственной  политики  Российской  Федерации  в  Арктике на  период до  2035 года  и  Стратегии  развития  Арктической  зоны Российской  Федерации  и  обеспечения  национальной  безопасности на период до 2035 года. Документы предусматривают широкий перечень мероприятий для выстраивания надежной арктической логистики.

    Так, предполагается создание штаба морских операций по управлению судоходством на протяжении всей акватории Северного морского пути, объединение транспортно-логистических услуг, оказываемых в акватории Северного морского пути, на основе цифровой платформы, предназначенной для безбумажного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов, cоздание и внедрение единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути.

    Для обеспечения судоходства предусмотрено cтроительство пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (завершение серии - к четвертому кварталу 2026 года), cтроительство трех атомных ледоколов проекта «Лидер» (к четвертому кварталу 2032 года), строительство 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности (к четвертому кварталу 2024 года), строительство 3 гидрографических и 2 лоцмейстерских судов (к четвертому кварталу 2023 года).

    В транспортной части предусмотрена разработка и утверждение программы строительства грузовых судов, используемых в целях торгового мореплавания, для реализации экономических проектов и строительства грузопассажирских судов для осуществления перевозок между морскими и речными портами в Арктической зоне, cоздание российского контейнерного оператора в целях обеспечения международных и каботажных перевозок в акватории Северного морского пути, разработка и реализация плана мероприятий по расширению возможностей судоходства по Беломорско-Балтийскому каналу, бассейнам рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма и других рек Арктической зоны, включая проведение дноуглубительных работ, обустройство портов и портопунктов, подготовка предложений по расширению использования сжиженного природного газа на морском и речном транспорте в акватории Северного морского пути.

    В части обеспечения экологической безопасности, помимо внедрения газомоторного топлива, предусматривается создание эффективной системы предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на всей протяженности Северного морского пути и других морских транспортных коридоров в Арктической зоне,

    Много внимание уделено и обеспечению надежной спутниковой связи и Интернета.

    Россия делает широтный ход

    Для полноценного развития арктической зоны необходимо расширение железнодорожной инфраструктуры. Здесь важнейшим проектом выступает Северный широтный ход (СШХ) — строящаяся железнодорожная магистраль в ЯНАО, протяжённостью 707 км по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства магистрали выступает Росжелдор.

    В ходе последнего послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил представлять инфраструктурные федеральные кредиты на проекты, подобные Северному широтному ходу. «Этот проект давно прорабатывался, пора запускать» - сказал глава государства.

    Отметим, что проект СШХ предполагается завершить в 2022 году. После завершения проекта прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).

    Продолжением Северного широтного хода должна стать железнодорожная ветка Бованенково - Сабетта или СШХ-2, которая обеспечит прямой выход грузов к морскому порту. Реализация проектов СШХ и СШХ-2 позволит сделать Сабетту самым восточным портом на трассе СМП с подведённой железной дорогой.

    Согласно оценке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительный объём перевалки жидких углеводородов в морском порту Сабетта в случае реализации СШХ-2 может составить 2,4 млн тонн к 2024 году с дальнейшим ростом в последующие годы. Наращивание транспортной инфраструктуры на Ямале обеспечит логистическую связь с Сабеттой. Мультимодальные перевозки с использованием нескольких видов транспорта и выходом на Северный морской путь могут оказаться выгодной схемой для грузоотправителей, полагают в руководстве округа.

    Отметим, что логистика через Севморпуть также востребована с привлечением внутреннего водного транспорта. Например, имеется потребность в поставках зерна через порт Сабетта с использованием Обь-Иртышского бассейна. По оценкам, такая логистика будет выгоднее традиционных маршрутов на 20%. Омская область уже работает в этом направлении, разработан план соответствующих мероприятий. Имеющийся потенциал может быть расширен и за счет несырьевого экспорта – продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, регион планирует выйти на глубокую переработку зерна, продукты которой, в том числе белок, особо востребованы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Экспортные транспортные потоки могут быть увеличены также за счет льна и полезных ископаемых.

Автор

Виталий Чернов

news@portnews.ru

Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен