После смены владельцев финская верфь Helsinki Shipyard получила новый импульс к развитию и активно сотрудничает с российскими партнерами. О деятельности верфи, строительстве арктических круизных лайнеров и многом другом в интервью «ПортНьюс» рассказал директор верфи Helsinki Shipyard Эско Карвонен.
- Верфь сейчас строит три круизных лайнера арктического класса, когда планируется их спуск на воду и передача в эксплуатацию?
- Первый из этих круизных лайнеров, SH Minerva, будет спущен на воду в начале лета 2021 года и передан в эксплуатацию осенью 2021 года. Второе судно этой серии будет спущено на воду осенью 2021 года и передано в первые месяцы 2022 года.
Третье, более крупное судно этого проекта с заводским номером NB518, будет спущено на воду весной 2022 года и передано осенью 2022 года.
- Каковы особенности и технические характеристики этих судов?
- Длина первых двух судов, заказанных на верфи, составляет 113 м. После передачи в эксплуатацию они будут перевозить по 152 пассажира в 76 комфортных 5-звездочных каютах и номерах-люкс, подавляющее большинство из которых оборудованы просторными балконами.
На судне сможет разместиться экипаж из 120 человек, которые обеспечат высокий уровень индивидуального обслуживания пассажиров.
Данные суда будут оснащены дизель-электрической гибридной силовой установкой мощностью 4,6 МВт. Для снижения уровня вредных выбросов движительная установка будет оборудована системой избирательного каталитического восстановления (SCR). Валовая вместимость судов этой серии – 10 560 тонн. Корпуса имеют ледовый класс PC5.
Новый круизный лайнер с заводским номером 516 и другое судно этой серии с заводским номером 517 предназначены для эксплуатации в экстремальных погодных условиях, включая полярные районы с тяжелыми ледовыми условиями и тропические регионы. И они, естественно, были спроектированы так, чтобы при их эксплуатации не страдала чувствительная экосистема региона, в котором они будут совершать рейсы.
Третье судно этой серии (заводской номер NB518), будет оснащено дизель-электрической гибридной силовой установкой мощностью 4,6 МВт с селективным каталитическим восстановлением, блок аккумуляторных батарей с максимальной мощностью 3 Мвт. Ледовый класс корпуса – PC6. Длина габаритная – 125 м. Валовая вместимость – 12 тыс. тонн. Судно было специально спроектировано для круизов в самых живописных и труднодоступных местах в мире.
На этом судне смогут разместиться 192 пассажира в 96 пятизвездочных просторных каютах и номерах-люкс, также с балконами. Обслуживать судно и пассажиров будет экипаж и персонал из 140 человек.
- Как бы вы оценили качество дизайн-проекта? Пришлось ли вносить в него изменения в ходе строительства?
- Дизайн внутренних помещений был разработан в тесном сотрудничестве с архитектором судовладельца и представляет собой современный скандинавский дизайн.
- Для интерьера круизных лайнеров материалы и оборудование были поставлены из Санкт-Петербурга. Почему вы остановили свой выбор на российских поставщиках?
- Мы ведем поиск поставщиков по всему миру с хорошими рекомендациями, предлагающими высокое качество и конкурентоспособные цены. Одним из важных факторов, повлиявшим на выбор поставщика, стала географическая близость его к нашей верфи в Хельсинки. Это позволит избежать протяженных транспортных цепочек и значительно упростить инспекционные процедуры. Например, поставщик высококачественной мебели из Санкт-Петербурга находится всего в 3-4 часах езды от Хельсинки. Выбранный нами поставщик также имеет хороший послужной список по доставке оборудования на суда, принадлежащие нашей группе.
- Не могли бы вы перечислить основных поставщиков судового оборудования?
- Мы пользуемся услугами международных поставщиков мирового класса, предлагающих к разветвленную сеть широкого спектра услуг по техническому обслуживанию и поставкам запасных частей, чтобы удовлетворить потребности наших клиентов на протяжении всего жизненного цикла их судов.
- С тех пор как появилось новое руководство, как-то изменилось финансовое положение верфи? Как это сказалось на результатах?
- Helsinki Shipyard Oy начала свою деятельность в качестве новой судостроительной компании с новыми владельцами в мае 2019 года.
Новое руководство предприняло для развития компании выверенные и решительные шаги, направленные на выстраивание организации. Особое внимание уделялось решению проблемных вопросов в процессе строительства судов и определению стратегии на следующие три года. В основе стратегии лежит обеспечение конкурентоспособности верфи, есть четкий план движения вперед.
Мы имеем возможность поставлять известную на рынке продукцию мирового класса в трех сегментах: ледокольных судов, круизных лайнеров и супер-яхт, а также обеспечивать всю цепочку поставки – от проектирования и закупок до строительства новых судов. Благодаря этим возможностям и новым заказам, финансовая ситуация на верфи выправляется, а результаты приносят прибыль.
- Каковы планы развития и модернизации верфи на ближайшие годы?
- Чтобы сохранить конкурентоспособность, на нашей верфи используются самые передовые в отрасли процессы экономичного производства. Мы стремимся научить наш персонал сокращать отходы производства и поощряем их стремление к постоянному совершенствованию.
Инвестиции в модернизацию зависят от типов судов, которые мы планируем строить. Имеющиеся мощности полностью соответствуют требованиям строительства средних круизных судов или ледокольных судов, и поэтому они не нуждаются в серьезной модернизации. Чтобы обеспечить гибкий график работы нашего сухого дока, мы изучаем альтернативы, которые позволяют ускорить этап возведения корпусов. Мы готовы быстро отреагировать при возникновении такой необходимости.
Что касается этапа разработки проекта, мы уделяем внимание нашим рабочим процессам и программному обеспечению, от которого зависят эти процессы. Мы запустили новое программное обеспечение, которое позволяет нам лучше контролировать логистику на протяжении всего процесса судостроения.
- В портфеле заказов верфи есть ли еще другие проекты, кроме арктических круизных судов?
- Наш судостроительный завод опирается на многолетние традиции и непревзойденный опыт в проектировании и строительстве пассажирских судов высокого класса, круизных паромов, ледокольных и других сложных специальных судов. В настоящее время мы изучаем возможность включения в перечень наших предложений услуги по строительству суперяхт.
Мы позиционируем свою верфь как специализированную, нишевую компанию, предназначенную для обеспечения результатов для требовательных клиентов, которым требуются услуги соответствующие их индивидуальным запросам и которые не могут предложить наши конкуренты.
Наша судостроительная верфь специализируется на строительстве круизных судов премиум-сегмента. Наши крытые цеха и конкурентоспособные методы производства хорошо подходят для строительства морских судов высочайшего класса.
- Сколько сотрудников трудятся на вашей верфи? Как вы набираете и обучаете персонал?
- В настоящее время в компании Helsinki Shipyard Oy работает 420 человек. Более 280 рабочих задействованы непосредственно в строительстве новых судов и свыше 140 человек заняты в разработке проектов морских судов и выполнении вспомогательных функций. Когда производство идет полным ходом, количество работающих на верфи увеличивается до 1000 человек.
Наша компания находится в Хельсинки и это позволяет нам нанимать лучших специалистов из университетов и институтов, расположенных в столице Финляндии. Мы нанимаем 15 студентов в год для участия в различных проектах и даем им возможность познакомиться с процессом кораблестроения.
Многие из наших нынешних профессиональных сотрудников пришли на наш завод после долгих лет учебы.
После того, как Helsinki Shipyard Oy начала свою деятельность в мае 2019 года, нам удалось вернуть многих сотрудников, которые ранее работали у нас. Мы также разместили на нашем сайте в Интернете открытые вакансии, что позволило нам привлечь перспективных претендентов.
Несмотря на то, что у нас очень хорошее профессиональное и академическое базовое образование в Финляндии, и мы организуем заводские курсы повышения квалификации, а также предлагаем специализированное обучение для наших сотрудников, глубоко познать судостроение можно только участвуя в конкретных судостроительных проектах. Мы заботимся о том, чтобы у всех новых сотрудников на нашем судостроительном заводе был более опытный наставник, который поможет им в их первых проектах.
- Каковы, на ваш взгляд, основные действенные механизмы финансирования крупных судостроительных заказов сегодня: банковское кредитование, разнообразные лизинговые схемы, государственные программы, программы Евросоюза?
- Финансирование всегда было злободневной темой для судостроительной отрасли. Это может быть либо конкурентным преимуществом, либо, в худшем случае, сорвать сделку.
Текущая ситуация с пандемией коронавируса, конечно, создает сейчас дополнительные проблемы для отрасли и требует от нас поиска и удачного выбора новых проектов на рынке.
Helsinki Shipyard как средней, небольшого размера верфи, приходится напряженно работать с судовладельцами, чтобы получить необходимые финансовые средства и партнеров. Эта работа, безусловно, будет продолжена, и мы также заинтересованы в поиске новых партнеров и особенно новых инновационных решений.
Лизинговые схемы являются привлекательными решениями с точки зрения судоверфи и могут быть полезны для конечного потребителя в зависимости от их стратегии. Мы использовали лизинговое решение для выполнения заказа на два круизных экспедиционных судна и очень довольны плодотворным сотрудничеством с «ГТЛК Европа» (GTLK Europe).