Объем перевалки российских грузов через порты Прибалтики, Финляндии и Украины за 2020 год сократился более чем в 1,5 раза, однако есть нюансы: порты Суоми даже нарастили российский грузопоток, росли и объемы перевалки российского зерна через порты Прибалтики. Белорусский транзит пока хорош лишь на бумаге.
По данным аналитического отдела «ПортНьюс», объем перевалки российских грузов через порты Прибалтики, Финляндии и Украины за 2020 год сократился более чем в 1,5 раза в сравнении с предыдущим - до менее чем 30 млн тонн, что составляет примерно 3,6% от общего объема российских грузов, перегружаемых через морские порты. Казалось бы, показатель совершенно незначительный, однако здесь есть свои нюансы и проблемы.
Прибалты плачут, финны смеются
Примечательный факт: грузопоток российских грузов через порты Финляндии за прошедший год даже вырос, причем довольно значительно – на 7%. Это связано, прежде всего, с ростом объема перевалки руды через порт Коккола в Ботническом заливе: за 2020 год в Финляндии перегрузили почти 3 млн тонн российской руды (+26%), порты Прибалтики 2,8 млн тонн. Кроме того, в Финляндии вырос объем перегрузки российских минудобрений (почти на 10% - до почти 1,5 млн тонн). Это говорит о дефиците соответствующих балкерных мощностей на территории России.
Говоря о руде, то восполнить дефицит мощностей призваны такие проекты, как Lugaport, который рассчитан на перевалку до 8 млн тонн руды в год и Приморский УПК, где также предполагается переваливать руду на балкерном терминале. Последний расположится близко к границе к Финляндией, что позволяет надеяться на переориентацию «финского» грузопотока руды в Приморск. При прочих равных, перевалка руды через Приморск окажется целесообразнее, чем через порт Коккола: меньше сухопутное транспортное плечо (примерно на 500 км), не нужно пересекать сухопутную госграницу, большие глубины (18 м против 6,1 м в Коккола).
«Объемы перевалки российского зерна через порты Прибалтики в 2020 году росли»
Вторая «боль», помимо руды, это зерно. Объемы перевалки российского зерна через порты Прибалтики в 2020 году росли и достигли порядка 1,1 млн тонн в год. Причины все те же – отсутствие специализированных мощностей в российской части Финского залива.
Отметим, что относительно небольшие объемы зерна в настоящее время переваливают на неспециализированных терминалах Большого порта Санкт-Петербург (порядка 160 тыс. тонн за 2020 год), более значительные - на терминалах в Калининграде (более 600 тыс. тонн в 2020 году), однако Калининград в силу своего географического положения - отдельная история.
Говоря о Калининграде, стоит упомянуть, что львиная доля зерновых там перегружается через терминал «Содружество Соя», и группа «Содружество» ранее анонсировала проект по строительству зернового терминала в Ленинградской области в бухте Батарейная. Проект, тем не менее, затормозился из-за протестов местных жителей и экологов. По заявлению регионального правительства, проект не останавливается, однако «экологический аспект освоения бухты Батарейная Финского залива является приоритетным вопросом для Администрации Ленинградской области».
Впрочем, покрыть дефицит зерновых мощностей сможет проект LugaPort, рассчитанный, в том числе, на перевалку 8 млн тонн зерна в год. Зерновой терминал предусмотрен и в рамках проекта «Приморский УПК», его мощность должна составить 5-7 млн тонн в год.
Говоря о минудобрениях, то объем перевалки этого вида груза через порты сопредельных государств остается довольно стабильным, на уровне порядка 10 млн тонн в год. Госдума недавно приняла закон, облегчающий размещение складов для минудобрений на берегу, что позволит инвесторам соответствующих портовых мощностей создавать специализированные терминалы для работы с этим видом груза. И здесь в стадии реализации уже находится целый ряд крупных проектов, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Что касается угля, то объем его перевалки через порты Прибалтики в 2020 году упал в 5,5 раза - до 2,8 млн тонн, через порты Финляндии сократился почти на 37% - до 600 тыс. тонн. При этом перевалка угля через российские порты Финского залива, напротив, выросла на 8%, достигнув 45,2 млн тонн. Тем не менее, по сути, в российском Балтийском бассейне действует лишь один специализированный угольный терминал, работающий в соответствии с наилучшими доступными технологиями – «Ростерминалуголь». Это говорит о том, что потребность в создании таких терминалов действительно имеется. Однако нужно иметь в виду, что долгосрочную тенденцию отказа от угольной энергетики в Европе никто не отменял, а завершение работ по Восточному полигону может привести к уходу части угольных объемов на Дальний Восток. В связи с этим инвесторы, закладывающие угольные мощности в свои проекты на Балтике, должны думать о диверсификации грузопотока, не делая ставки лишь на один уголь.
Опять же, в рамках комплекса «Приморский УПК» предусмотрено строительство «угольного» терминала, который, как рассказали «ПортНьюс» в компании-инвесторе, на самом деле будет способен перегружать широкую номенклатуру насыпных грузов.
Рудно-угольный терминал мощностью до 8 млн тонн в год предусмотрен и в рамках проекта LugaPort.
Действующий угольный терминал в Высоцке, со своей стороны, рассматривает варианты диверсификации своей грузовой базы.
Белоруссия родная?
Как нетрудно подсчитать, при условии реализации всех заявленных портовых проектов в Балтийском бассейне, может образоваться даже профицит мощностей по минудобрениям, углю, руде и зерну, о чем более подробно мы также писали ранее >>>> . В этой связи интересно дальнейшее развитие ситуации с переориентацией белорусского грузопотока из Прибалтики в Россию.
«На перспективы белорусского транзита не стоит смотреть чрезмерно оптимистично»
На днях между Россией и Белоруссией было заключено межправительственное соглашение, в соответствии с которым через нефтеналивные терминалы Усть-Луги и «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) планируется перевалка почти 10 млн тонн белорусских нефтепродуктов за три года.
В ходе церемонии подписания было сказано о том, что в перспективе рассматривается также возможность перевалки через Россию белорусских калийных удобрений, в настоящее время экспорт таких удобрений из Белоруссии составляет порядка 10 млн тонн в год.
Помимо удобрений, через Россию могут перегружаться белорусские лесные грузы и продукция машиностроительного комплекса. При этом глава белорусского министерства транспорта Алексей Авраменко уточнил, что это «требует детальной проработки с различных точек зрения, в том числе достаточности перевалочных мощностей российских портов».
Впрочем, на наш взгляд, на перспективы белорусского транзита не стоит смотреть чрезмерно оптимистично. Хотя Белоруссия остановила экспорт нефтепродуктов через литовскую Клайпеду, тем не менее, в Россию цистерны пока не идут, а дело ограничивается «бумагой» и церемониями. С точки зрения логистики перевалка через Россию никогда не выглядела целесообразной, и власти соседней страны могут использовать ситуацию в качестве разменной монеты для давления на ту же Литву, при этом уклоняясь от реальных поставок через российские терминалы. Впрочем, диверсификация маршрутов экспорта пока еще никому не мешала.