• 18 сентября 2020

    В порты России хлынут миллионы тонн минудобрений. В какие именно?

    Россия до сих пор сохраняет зависимость от портов сопредельных государств в части перевалки минудобрений. Специализированных глубоководных терминалов для минудобрений в стране остро не хватает. Впрочем, через пять лет ситуация может в корне измениться.

     

    Минеральные и химические удобрения – груз весьма перспективный. Если ситуация на том же рынке нефти и угля труднопредсказуема, учитывая активно развивающиеся технологии альтернативной энергетики, то с минудобрениями дело обстоит иначе. Стабильный долгосрочный спрос здесь обеспечен быстрым ростом населения земли и повышением уровня жизни в динамично развивающихся густонаселенных странах.

     

    Тем не менее, в России до сих пор не была создана развитая портовая инфраструктура для обеспечения экспорта минудобрений. По данным аналитического центра «ПортНьюс», через порты в 2019 году было перегружено порядка 29 млн тонн минудобрений, причем треть из них – через порты сопредельных (прибалтийских) государств.

    Объем, который в настоящее время идет через отечественные порты, перегружается в основном на неспециализированных универсальных терминалах с использованием различных схем перегрузки, включая контейнерную. Такой способ работы всем хорошо, кроме одного: рентабельность перевалки значительных партий минудобрений на неспециализированных терминалах всегда существенно ниже, чем на специализированных. Этим и объясняется значительный грузопоток, идущий в иностранные порты.

    По данным за первое полугодие 2020 года, наибольший объем минудобрений отгружался через порты Северо-Запада России: Большой порт Санкт-Петербург («Балтийский балкерный терминал»), Усть-Лугу («Европейский серный терминал», «Новые коммунальные технологии»), Мурманск («Мурманский балкерный терминал»).

    Незначительные объемы перегружаются через южные порты (Туапсе, Новороссийск и др.).

    На Дальнем Востоке перевалка минудобрений сейчас почти не ведется (лишь незначительный объем в 2019 году был перевален через порт Владивосток).

    Данную ситуацию можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, логистика перевалки удобрений через порты Прибалтики была отлажена десятилетиями, в развитие соответствующих мощностей были инвестированы значительные средства, в том числе, российских инвесторов. К портам Дальнего Востока подвозить минудобрения не так просто из-за ограниченной пропускной способности железнодорожных подходов, которые и без того «под завязку» загружены углем. При этом усилия российских инвесторов в портовую инфраструктуру были сосредоточены на работу с более массовыми либо высокодоходными грузами: нефтеналивом, углем, контейнерами. Во-вторых, в России действовали жесткие требования к размещению хранилищ минудобрений (не ближе 500 м до воды). Сейчас Госдума рассматривает законопроект о смягчении этих требований.

    Выполнить пятилетку

    Примерно через пять лет ситуация может серьезно поменяться. Новые проекты специализированных терминальных мощностей запланированы во всех морских бассейнах страны.

    Наиболее масштабные планы – в Балтийском бассейне. Здесь уже строится терминал «Ультрамар» в порту Усть-Луга. После запуска в эксплуатацию на первом этапе длина причальной линии терминала составит 295 м, грузооборот - 5 млн тонн в год, количество судозаходов – 173 судна. При полном развитии эти показатели должны увеличиться до 844,7 м, 12 млн тонн в год и 426 судозаходов соответственно. В настоящее время строятся гидротехнические сооружения.

    Второй проект в Усть-Луге: терминал «ЕвроХима». Пропускная способность перегрузочного комплекса по завершении трех этапов строительства составит 6,025 млн тонн в год, грузооборот - 5,55 млн тонн в год. Получено одобрение Главгосэкспертизы.

    Крупным проектом в Ленобласти также является «Приморский УПК». Проект предусматривает создание морского терминала в порту Приморск общей мощностью 70 млн тонн в год, в том числе 7 млн тонн минудобрений в год. По последней информации, комплекс планируется включить в Комплексный план развития магистральной транспортной инфраструктуры. В настоящее время проводятся работы по подготовке площадки.

     

    В Мурманской области в рамках комплексного проекта строительства порта в Лиинахамари предусмотрено создание универсального перегрузочного комплекса, предназначенного для перевалки минеральных удобрений в объеме 4 млн тонн в год. Проект получил статус резидента Арктической зоны.

    В Южном бассейне стоит выделить проект компании «ОТЭКО». В рамках Таманского терминала навалочных грузов здесь предполагается обеспечить перевалку 5 млн тонн в год минудобрений. Ведётся реализация второго этапа строительства терминала (удобрения пока не переваливаются).

    Что касается Дальнего Востока, то здесь планируется построить «Находкинский завод минеральных удобрений». Продукция завода будет перегружаться в порту Восточный. Данные по объемам отгрузок уточняются.

    Таким образом, даже если будет реализована хотя бы часть из данных проектов, прибалтийский транзит российских минудобрений к 2025 году, скорее всего, сократится до минимума. При этом, однако, ожидается внутренняя конкуренция между независимыми терминалами минудобрений, ввиду прогнозируемого профицита мощностей после 2025 года.

    Виталий Чернов.

    Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен