Судостроение России-2020: итоги
Итоги 2020 года отечественного судостроения в выступлениях Геннадия Егорова, Константина Анисимова, Сергея Буянова, Петра Ежова, Владимира Штрамбранда и Александра Соловьева на он-лайн конференции, организованной ИАА "ПортНьюс" и Морским Инженерным Бюро, посвященная научным и практическим проблемам проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации судов, подготовки технических кадров отрасли под названием «Философия проектирования судов».
С видео-роликом «Итоги отечественного судостроения - 2020» можно ознакомиться на ПортНьюс ТВ >>>>
В работе первого дня конференции приняли участие 164 специалиста и студента, в том числе представители шести отраслевых вузов: Санкт-Петербургского государственного морского технического университета («Корабелка», Санкт-Петербург), ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург), МГУ имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток), Российского университета транспорта - РУТ (МИИТ), Москва, Волжского государственного университета водного транспорта (Нижний Новгород), Сибирского государственного университета водного транспорта (Новосибирск).
Спикеры по теме «Итоги 2020 года отечественного судостроения»:
• Анисимов Константин Олегович, заместитель руководителя Росморречфлота.
• Егоров Геннадий Вячеславович, генеральный директор Морского Инженерного Бюро, д.т.н., профессор.
• Соловьев Александр Сергеевич, генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод».
• Буянов Сергей Иванович, генеральный директор АО «ЦНИИМФ».
• Штрамбранд Владимир Ильич, помощник генерального директор ФГУП «Росморпорт».
• Ежов Петр Владимирович, генеральный директор КБ «Си Тех».
Приветствие Константина Анисимова, заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта:
Доброе утро коллеги! Очень приятно быть сегодня вместе с вами этим утром на нашей конференции.
Отдельное спасибо как всегда Надежде Юрьевне Малышевой и информационному агентству ПортНьюс за то, что на своей площадке они продолжают делать вот такие замечательные мероприятия.
Отдельно хотел поблагодарить доктора наук, профессора Егорова Геннадия Вячеславовича, которые этот год в общем-то сделали (регулярным проведением вебинаров) особенным.
Он со всех сторон особенный заканчивающийся год, но вот с точки зрения получение такого информационного образовательного контента, наверное, впервые происходит.
В таком хорошем качестве и количестве то, что мы получаем рамках вебинаров, конференций информационных сообщений, того, что происходит, лишний раз подтверждает, что отрасль жива.
Как отрасль судоходства, так и отрасль судостроения, по моему мнению, она очень достойно переживает те трудности, которые выпали на ее долю, может быть за исключением пассажирских перевозок.
В судостроении видится подъём в последние годы. Внимание государства, ряд мер господдержки, завода загружаются заказами, проектные бюро не справляется с теми объемами предъявленных к ним заказов, поэтому всё это радует и внушает оптимизм для нас, как Росморречфлота, крупного заказчика судов.
Я вот посчитал, у нас только для внутреннего водного транспорта порядка 150 судов обстановочных, промерных, земснарядов начало строиться.
В этом году мы получили, наше предприятие Росморпорт, ледокол «Виктора Черномырдин», это достаточно важное событие на судостроительном рынке. Также строятся другие ледоколы и спасательные суда.
Для нас очень важны эти события, которые происходят в отрасли.
Сегодня, когда формируется новый Национальный проект по развитию внутреннего водного транспорта, в первую очередь необходимо программирование именно строительства судов как для внутренних водных путей, так и морского флота.
Также мне выпала честь курировать вопросы образования в Росморречфлоте и, как уже Геннадий Вячеславович сказал, особенно важны подобные мероприятия для нашего образовательного комплекса, для наших университетов, которые готовят наших судоводителей, судомехаников и, в первую очередь, корабелам. Для них это колоссальный объем информации. Эти конференции ориентирована на них - молодых преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов
Мы делаем все, чтобы эти люди внимательно участвовали, слушали конференции, проводимой на этой площадке.
Поэтому хочется пожелать успехов и всего самого доброго. По мере возможности буду тоже подключаться и участвовать в конференции. Всем нам хороших дней, проведенных вместе с Геннадием Вячеславовичем, на этой встрече. Спасибо.
Выступление профессора Геннадия Егорова, генерального директора Морского Инженерного Бюро:
Главное приветствие - посмотреть, что сделало наше судостроение за этот год.
Я вам покажу некоторые основные результаты.
Итак, итоги отечественного судостроения и в целом судостроения, ориентированного на наши нужды за 2020 год.
Начну с темы под названием «Промысловые суда».
В этом году Выборгский завод сдал первый очень сложный траулер-фабрику или правильнее сказать крупнотоннажный кормовой траулер - процессор проекта КМТ01 «Баренцево море». Еще три однотипных заказа по этому проекту КМТ01 и 4 траулера проекта КМТ02 строятся.
Наше судостроение в этом году «сдвинулось» в сторону промысловых судов
Это действительно очень насыщенные и сложные суда.
Это заметно и с точки зрения смысла и содержания (функций и оборудования судов – прим. Геннадия Егорова) и с точки зрения подходов к их проектированию и строительству.
Для сведений. Крупнотоннажный кормовой морозильный траулер-процессор проекта КМТ01 "Баренцево Море" компании "Архангельский траловый флот" (АТФ, входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум) - первый крупнотоннажный траулер, построенный отечественной промышленностью за 30 лет. Судно способно перерабатывать до 160 тонн рыбы в сутки.
Это первый крупнотоннажный траулер, построенный под инвестквоты. Комиссия по отбору инвестиционных проектов подтвердила выполнение АТФ всех обязательств и право на предоставление ей с 2021 года закрепленных инвестквот.
Это первый траулер такого большого размера (длина 86 метров) - в Баренцевом и Норвежском морях для добычи трески, пикши и палтуса сейчас используют суда меньшей длины (50–65 метров) и соответственно меньшей производительности.
Это траулер, который качественно отличается от находящихся в эксплуатации судов повышенным уровнем мощности энергетической установки, современным технологическим оборудованием, автоматизацией процессов переработки и управления ловом, комфортом и обитаемостью.
Это первый отечественный траулер с плавающей частотой (50/60 ГЦ) судовой сети, что позволяет использовать пониженную по сравнению со стандартной частоту вращения главного двигателя в режиме работы с тралом - благодаря этому обеспечивается экономия топлива.
Второй момент, который интересен в итогах 2020 года, это то, что продолжается строительство Росморречфлотом сложных многофункциональных аварийно-спасательных судов (проекта Морского Инженерного Бюро MPSV12 – прим. Геннадия Егорова) – Невский судостроительный завод сдал сейчас «Бейсуг».
Это совершенно уникальные суда, которые, действительно много лет наши коллеги (из Морспасслужбы – прим. Геннадия Егорова) мечтали получить.
Для сведений. Мелкосидящее арктическое многофункциональное аварийно-спасательное судно – буксир мощностью 5,2 МВт проекта MPSV12 «Бейсуг» имеет при сложнейшем наборе функций (патрулирование, поиск и помощь терпящим бедствие судам, аварийно-спасательные, судоремонтные и водолазные работы, буксировка, ЛАРН, спасение, эвакуация и размещение людей, тушение пожаров, ТНГА с глубиной погружения до 3000 м, доставка грузов и людей) уникальные для своих размеров (80-метровая длина) и арктического ледового класса ARC5 дедвейт - при осадке 4,50 м / 3,20 м он составляет 1936 тонн / 440 тонн.
Не менее интересное событие состоялось на Дальнем Востоке.
Судостроительный комплекс «Звезда» сдал первый танкер афромакс класса «Владимир Мономах» (длина 250 метров, дедвейт 114 тыс. тонн – прим. Геннадия Егорова).
Можно все что угодно рассказывать, но в действительности это грандиозное событие, потому что крупнейший промышленный комплекс начал выдавать «нагора» продукцию.
Мне это кажется крайне важным еще и потому, что мы все время находились в неких «замкнутых пространствах» и говорили об одних и тех же по сути предприятиях, об одних и тех же технологических решениях (как правило, на Северо-Западе – прим. Геннадия Егорова).
Сейчас перед вами пример того, что крупнотоннажное, крупноблочное судостроение у нас реально.
Вот первая ласточка. И она уже в эксплуатации.
Безусловно, драйвером (российского – прим. Геннадия Егорова) судостроения продолжают быть сухогрузы.
В частности, в этом году это был сухогруз проекта RSD59, который строился на трех судостроительных заводах России.
Это Красное Сормово, перед вами как раз на слайде - судно проекта RSD59 «Альфа Атлант».
Кстати, в этом году Сормово сдало в эксплуатацию десять таких судов.
Семь судов этого проекта сдала Окская судоверфь, то есть добавили еще семь в копилку.
22 декабря 2020 года было спущено следующее судно проекта RSD59 для компании Астрол – «Астрол-3». Так что наши коллеги продолжают строить.
Понятно, что в этом году «Астрол – 3» и «Владимир Латышев» Красного Сормова сдавать не будут, это уже сдаточная программа следующего года.
В любом случае, 10 плюс 7 это 17.
Невский завод сдает свое третье RSD59 – это «Пола Гали».
Соответственно, у нас три завода, которые строят суда проекта RSD59.
Во-первых, это говорит о том, что этот проект хорошо продается.
А во-вторых, действительно, сухогрузные суда востребованы.
Для сведений. Головное судно серии RSD59 "Пола Макария" вошло в состав лучших судов 2018 года (Significant Ships of 2018) Британского Королевского общества корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Architects).
Преимущества проекта RSD59 по сравнению с лучшим из ранее построенных сухогрузов "Волго-Дон макс" класса проекта RSD49:
• дедвейт в реке при осадке 3,60 м 5320 тонн (у проекта RSD49 - 4507 тонн), что больше на 813 тонн;
• дедвейт при максимальной осадке 4,706 м 8144 тонн (у проекта RSD49 при максимальной осадке 4,70 м 7143 тонны), что больше на 1000 тонн;
• наличие длинного трюма L = 77,35 м (на судне проекта RSD49 L = 52 м), позволяющего перевозить КТГ, что актуально для рынка стран Каспийского региона;
• высота трюма больше на 620 мм (9000 мм), чем на судне проекта RSD49, что позволяет перевозить контейнеры высотой до 9,6 футов - "high cube containers" (3 таких контейнера в высоту);
• движение и управляемость обеспечиваются двумя ВРК (лучше маневренность в узкостях, больше грузового пространства за счет уменьшения размеров МО).
Важнейшим событием в этом году является конечно сдача головного атомного ледокола типа ЛК-60, ледокола "Арктика", и это очень большое, яркое событие, о котором много писали и много говорили.
И Слава Богу, что мы завершили такое судно.
Константин Олегович (Анисимов – прим. Геннадия Егорова) как раз сказал о сдаче Росморпортовского ледокола «Виктор Черномырдин» типа ЛК-25.
Тяжелый путь был пройден, но, Слава Богу, «Виктор Черномырдин» сдали, и это судно также в эксплуатации. Напомню, это самый мощный дизельный ледокол в мире.
Другое интересное событие (2020 года – прим. Геннадия Егорова) – это первое построенное за 60 лет в России круизное пассажирское судно проекта PV300 «Мустай Карим».
Наверное, не менее грандиозное событие, чем сдача атомного ледокола ЛК-60 «Арктика», хотя оно, может быть, менее заметно прошло.
В любом случае, мы доказали, что не боги горшки обжигают, и не только на иностранных верфях можно строить круизные пассажирские суда.
«Мустай Карим» получился, с точки зрения принятых изначально решений, весьма неплохо.
Клиент вполне доволен полученным продуктом (а особенно это будет понятно, когда появится тот самый «въездной» турист, под которого это судно и делали – прим. Геннадия Егорова).
Для сведений. Круизное пассажирское судно смешанного река-море плавания «Мустай Карим» проекта PV300 пассажировместимостью 329 человек компании «ВодоходЪ» в ночь с 28 на 29 августа 2020 года ВПЕРВЫЕ в истории с пассажирами на борту прошло под разведенными мостами на Неве и пришвартовалось у Английской набережной в центре Санкт-Петербурга.
26 сентября 2020 года "Мустай Карим" вышел из Ростова-на-Дону ВПЕРВЫЕ за много лет в круиз по Азовскому и Черному морям. Туристы побывали в Ейске, Новороссийске/Абрау-Дюрсо, порту Кавказ (Темрюк), Таганроге и вернулись в Ростов-на-Дону.
Как отмечает «ВодоходЪ», «Мустай Карим» можно сравнить с пятизвездочным отелем на воде, оснащенным комфортабельными каютами, удобными, функциональными и красивыми зонами отдыха: ресторанами и барами с панорамными видами, винной лаунж-библиотекой, с уникальным собранием шедевров литературы и коллекционных вин, спортивно-оздоровительным комплексом с сауной, хамамом и услугами профессиональных массажистов, большой солнечной палубой.
Невский завод 22 декабря 2020 года сдал еще одно пассажирское, конечно, не круизное, а пассажирское для линейных перевозок, судно проекта PV22, которое будет обеспечивать коммуникации между Сахалином и Курильскими островами.
Судно проекта PV22 «Адмирал Невельской» строилось по заказу Сахалинской области.
Очень интересное судно на 146 пассажиров плюс грузовые возможности плюс контейнеры.
То есть это действительно пассажирское судно классического дальневосточного типа для обеспечения транспортной доступности регионов Дальнего Востока.
Наконец-то и в этом направлении судостроения дело пошло.
Невский завод построил «Адмирала Невельского» очень быстро. По нашим меркам вообще очень быстро.
Заказчик, который принимал это судно, сказал, что он даже немножко удивлен.
Он привык, что наши заводы обычно прилично задерживают, а тут взяли и построили в срок. Более того, учитывая, что это головное судно, не так много было и проблем с ним. Это тоже удивило коллег.
В любом случае, мы получили новое грузопассажирское судно для Дальнего Востока «Адмирал Невельской».
Для меня это судно имеет особый смысл, потому что когда-то в далекие 1970-е годы я начинал учиться на Камчатке, для меня Геннадий Невельской как человек был гораздо ближе, чем может показаться, потому что я много читал о нем, во-вторых мы тезки, а в-третьих, когда живешь на Камчатке, выдающийся исследователь Дальнего Востока гораздо ближе по духу, чем когда ты живешь в Европейской части.
Я рос, и сверхзвездой для меня был Невельской. А теперь в честь него названо вот это первое пассажирское судно для Дальнего Востока, которое мы спроектировали. Очень символично.
Для сведений. Такие морские пассажирские суда, как и речные круизные, на отечественных заводах тоже не строились почти 30 лет. Последним был небольшой "Гипанис" 1992 года постройки Хабаровского завода на 36 пассажиров, а до этого вообще был перерыв с 1963 года (серия «Киргизстан» постройки Северной верфи). Судно предназначено для перевозки 146 пассажиров в каютном размещении, генеральных грузов, контейнеров (в т.ч. рефрижераторных) и автомобилей и оборудовано грузовым краном с возможностью выполнять грузовые операции на необорудованном берегу.
Мнение пользователей было сформулировано в запросе 20 сентября 2013 года в Сахалинскую областную Думу: «Островитяне очень долго ждали покупки судна на острова. Нам сообщали не однократно, что нет аналога Игорю Фархудинову. Дело в том, что нет возможности привозить на острова и продукты, в основном скоропорт (так в оригинале). С осени идет ограничение в доставке продовольствия, так как грузовые суда грузятся по 1-2 неделе и идут в зависимости от погоды по 2-3 недели. Но осенью всегда шторма. Вам даже не представить себе как сложно с осени и до весны порадовать свежими фруктами или молочной продукцией население острова и детей. Зимой грузовые суда не ходят по островам с 3 января до 20 апреля ... или идут 1 раз в месяц ... Нам надо удобное судно, ледокольного плана, которое сможет обеспечить и перевозку пассажиров и перевозку ГРУЗА на остров».
Исполняя ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016 - 2025 годы" в августе 2018 года АО "Сахалинлизингфлот" по результатам тендера заказал два грузопассажирских судна с арктической категорией ARC4 для сообщения Сахалина и Курил проекта Морского Инженерного Бюро PV22 на Невском заводе.
Следующим, я специально решил показать первый в мире краболов-фабрику проекта ST184 «Зенит».
Он построен на турецкой верфи (Tersan – прим. Геннадия Егорова) для России и по той философии, которую закладывала российская компания «Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум».
Чем интересно это судно?
Это первое в мире судно - краболов-фабрика.
Не для того, чтобы ловить живого краба и продавать, как большинство судов на Дальнем Востоке, и не переделанные из СРТМ, как сейчас в Северном регионе.
Именно вновь построенный краболов-фабрика.
Это еще важно и потому, что тема продолжается, и сейчас в заказе в целом 35 краболовов. Но уже на российских верфях.
«Зенит» стал локомотивом целой эпохи уже в нашем судостроении.
Этот год стал годом краболовов.
Посмотрите, сколько их было заложено в 2020 году, и это само по себе удивительно.
35 судов в постройке. Плюс еще 4 ожидается, те, которые для глубоководного лова (плюс еще 3 краболова – фабрики проекта КСП02, которые достраиваются для СЗРК).
Для сведений. Краболов проекта ST184 "Зенит" стал ПЕРВЫМ в мире судном, которое специально построено для ловли и глубокой фабричной переработки краба с варкой и заморозкой рассолом Проектная документация судна в постройке разработана компанией Skipsteknisk и Морским Инженерным Бюро. Производительность по переработке сырья составляет 30 т/сутки для краба опилио и 60 т/сутки для камчатского краба. Производительность по готовой замороженной продукции составляет 20 тонн в сутки для краба опилио и 40 тонн в сутки для камчатского краба.
Безусловно, нельзя отметить сдачу Янтарем третьего среднетоннажного траулера типа Ударник. Это еще раз подчеркивает, что наше судостроение развернулось в сторону промысловых судов.
Здесь уместен и пример малотоннажного траулера-свежьевика, который сдали в Рыбинске по проекту Петра Ежова, Си Тех.
Кстати, в 2020 году Пелла сдал краболов Русь, который был построен по проекту Петробалта, так что в принципе, действительно движение в сторону промысловых судов однозначно происходит. В этом аспекте этот год очень яркий.
Интересно отметить, что наши коллеги в Баку тоже сдают пассажирское судно, вернее сказать ро-пакс, железнодорожно-автомобильный паром для Каспийского моря.
Думаю, что в ближайшее время мы получим его уже со всеми документами, он практически готов. По информации, которая была вчера (22 декабря 2020 года – прим. Геннадия Егорова), он успешно отработал все ходовые испытания.
Если вы обратили внимание, спектр строящихся для России судов очень широкой.
Например, в этом году судостроительный комплекс порта Коломна сдал для Канала имени Москвы земснаряд «Леонид Быков».
Вообще, программа строительства земснарядов достаточно активная. Росморречфлот как за бюджетные деньги, так и с помощью лизинговой компании ГТЛК, начал обновлять речной флот земснарядов.
Для Росморречфлота построен первый на российских внутренних водных путях ЭКО танкер , он же судно для комплексной переработки отходов «Георгий Москалев» (проекта RT37 Морского Инженерного Бюро – прим. Геннадия Егорова).
Это танкер-фабрика. Обратите внимание, у нас краболов-фабрика, у нас траулер-фабрика, и здесь тоже танкер-фабрика, потому что он может собирать с других судов сточно-фановые и нефтесодержащие воды и перерабатывать их (плюс твердые бытовые отходы – прим. Геннадия Егорова).
Уникальное судно, построенное в совершенно уникальных условиях, потому что на Байкале нет судостроительных предприятий.
Коллеги Восточно-Сибирского пароходства смогли в условиях отсутствия судостроительного производства построить вот такой вот красавец.
Я восхищен, потому что они это сделали, во-первых, в срок, а во-вторых, он не очень простой.
Для Байкала это самоходное такое судно первое. Там есть одно такое несамоходное судно, самоходное оно первое.
Для такого чувствительного места с точки зрения экологии (и целом для всех внутренних водных путей России – прим. Геннадия Егорова) это большое событие, которое удалось реализовать.
Для сведений. 30 сентября 2020 года экологический «танкер-фабрика» проекта RT37 «Георгий Москалев» сдал первый раз на очистные ОЭЗ «Байкальская гавань» бытовые стоки с судов на Байкале.
Сегодня на самом большом в мире по объему пресной воды озере Байкал зарегистрировано более 7 тысяч единиц маломерного флота. Ранее прием нефтесодержащих и сточных вод выполняла только одна несамоходная станция комплексной переработки судовых отходов, находящаяся на значительном удалении от северных районов озера.
Глава республики Бурятия Алексей Цыденов сказал о Эко-танкере проекта RT37 так: «Экологическое судно способно заправлять топливом и маслом водные суда, принимать для утилизации как жидкие, так и твердые отходы, а также канализационные стоки и нефтепродукты с других судов. А самое главное - перерабатывать и очищать нефтесодержащие и сточные воды, чтобы сбрасывать уже чистую воду в озеро Байкал.
Сегодня на Байкале эксплуатируется много судов, но эффективной системы очистки вод с нефтепродуктами, которые необходимо утилизировать, не было. Сейчас создано уникальное судно, которое может принимать и жидкие отходы - это льяльные и подсланевые воды, и твердые бытовые отходы. Судно еще является и бункеровщиком - оно способно производить заправку других судов. Его специально проектировали для озера Байкал. И на всех внутренних водных путях страны, на Волге, Неве таких судов еще не было».
Хотя надо признать, что танкеров в этом году построили не много.
Лотосом был завершен танкер - химовоз проекта RST25 «Волготранс-2501».
Интересно, что был сдан химовоз и Волжским заводом, это не столь известное для широкой публики предприятие, но при этом судно было построено весьма не простое.
Танкер-химовоз проекта RST22TP «Марлин», который может перевозить 53 сорта химических наливных грузов. Одновременно - 6 сортов груза.
Это рекордное для нашего судостроения судно-химовоз.
Конечно строились баржи.
Вот Окская судоверфь строила сухогрузную баржу проекта RDB20 типа «Белмакс».
Я понимаю, что вам надоело слово «уникальная», но я специально повторю, потому что мне изрядно приелась слушать рассказы про «инновационность».
Я как-то уже иронизировал и говорил, что у нас инновационными считаются только безэкипажные карбоновые катамараны, работающие на солнечных батареях. Столь четкая формулировка возникла потому, что для окружающих товарищей, которые далеки от судостроения, почему-то это звучит очень эффектно.
В действительности инновационность сегодняшних наших решений разнообразна.
Это конечно сложные суда-фабрики.
Но и баржа может быть инновационной, если такая баржа проекта RDB20 обеспечивает грузоподъемность 6 тысяч тонн при осадке 2,85 метра в реке.
До сих пор подобные баржи брали на тысячу тонн меньше, а при такой осадке – на 2 тысячи тонн.
Она (баржа типа «Бемакс» - прим. Геннадия Егорова) действительно инновационная.
Я еще раз говорю, интересно то, что в этом году у нас проявился весь спектр российских заводов.
В Самаре, которая уже длительное время не считалась центром судостроения, была сдана третья баржа проекта RDB12, и там, кстати, продолжает строиться серия пассажирских прогулочных судов.
Так что спектр судостроения у нас возобновляется, в том числе с точки зрения географии.
Возвращаясь к судостроительному комплексу «Звезда». Было спущено многофункциональное судно, фактически это ледокол для Роснефти, «Катерина Великая». Так что не аформаксами едиными, но и такими достаточно сложными судами, такими, как «Катерина Великая»
Для Росморпорта в Турции достраивается совершенно уникальный паром для линии Усть-Луга-Балтийск, паром-газоход, наконец-то у нас будет свой большой газоход, не считая совкомфлотовских, конечно.
Совкомфлот в этом направлении лидер и в мировом смысле.
Теперь будет и паром-газоход, 200 метровой длины, самое большое судно, построенное в Турции.
Далее, днями был спущен совершенно уникальный объект, опять же инновационный, это «Северный Полюс».
Адмиралтейские верфи по проекту Вымпела спустили судно, которое будет продолжением тех самых знаменитых полярных станций.
То, что мы читали в детстве про Папанина и про героизм полярных исследователей на льдинах, мы сейчас это будем видеть уже в виде особого специального судна.
Опять же я хотел сказать, что спектр нашего судостроения совершенно уникальный.
Наши коллеги в Баку закончили судно-музей. Они внешне восстановили трехостовной танкер. Помните, такие были очень давно. Танкера с тремя надстройками.
Такой танкер восстановлен, а внутри сделан совершенно уникальный музей развития судоходства и добычи нефти на Каспии.
Там собран широчайший спектр материалов, в том числе и по советской части истории.
Судно-музей «Сураханы», которое спроектировало Морским Инженерным Бюро, когда-то было танкером проекта 566 БИС, первая серия типа «Инженер Пустошкин».
Удалось сделать и такой удивительный продукт.
Главный вывод простой.
2020 год завершается, в судостроении он оказался не такой плохой.
Результатов очень много, они очень разнообразные и весьма интересные.
Мы можем строить очень разные суда на очень разных площадках.
Текст выступления Петра Ежова, директора конструкторского бюро «Си Тех»:
Здравствуйте коллеги, краткое дополнение к выступлению Геннадия Вячеславовича.
Хотелось бы сделать сообщение о том сегменте судостроения, который не является на сегодняшний день определяющим.
А именно о маломерном флоте.
Тем не менее, хотелось бы отдать должное этому сегменту.
Не далее как пару дней назад Госморспасслужба получила новый катер РИБ (21 декабря 2020 года, 12-метровый многоцелевой высокоскоростной до 42 узлов глиссирующий катер SWR-120 на 12 пассажиров грузоподъемностью 2,8 тонны – прим. Геннадия Егорова) от нижегородской компании «ЭС РИБС РУС». Он интересен тем, что, по сути дела, распространенный в Европе класс малых спасательных судов наконец-то начал выпускаться в нашей стране.
Не могу не отметить, что сегмент рынка, который упал практически до нуля после 2008 года, а именно рынок персональных яхт и плавучих домов, на сегодняшний день имеет явные тенденции к возрождению.
Здесь хотелось бы отметить работу компании «Ушаковские верфи» из Калининграда, которая в этом году сдала в эксплуатацию инновационную плавучую дачу (хаусбот), полностью на электродвижении, экологически чистую. Данный продукт является абсолютной европейским по своему качеству, составу оборудования и в принципе востребован в заповедных местах.
На этих же «Ушаковских верфях» стабильно идет строительство стальных яхт длиной 15 – 17 м, которые ничем не отличаются по качеству от изделий, которые можно найти в Голландии и Германии.
Хотелось бы упомянуть в этом году прошедшее первый этап испытаний инновационное судно на подводных крыльях проекта А92 фирмы «Аэротехнологии» также из Нижнего Новгорода. Впервые использованы подводные крылья непривычной для нашей страны схемы. Это подъемные крылья пересекающихся поверхностей по схеме «Утка» на 24 пассажира.
Естественно нельзя не упомянуть об успешном серийном строительстве судов на подводных крыльях типа «Валдай» ЦКБ по СПК.
И в целом я хотел упомянуть направление катерного строительства, строительство малого флота, которое всё больше выполняется в нашей стране небольшими фирмами.
Это в первую очередь Самара как такой центр маломерного судостроения.
Всё это вместе приводит к тому, что живет и развивается определенный сегмент малого бизнеса. Это незаметно создаваемые, но новые рабочие места.
Особенно, если брать в расчет, в том числе, сегмент судов на воздушной подушке. Это успешно работающие фирмы Аэроход, Славир, строящиеся суда типа «Нептун -23» в Подпорожье, заложенное по Алмазовскому проекту и готовящееся к сдаче новое судно на воздушной подушке на 50 мест на Хабаровском судостроительном заводе.
Этот малый флот одновременно является с одной стороны сосредоточением инноваций, связанных с использованием легких материалов и лёгких двигателей, а с другой стороны, когда мы говорим о флоте судов типа хаусбот - это фактически формирование новой среды проживания, той, которая на Западе, в Америке и в Европе является стандартом, и медленно, но верно пробивает дорогу в нашей стране.
С видео-роликом «Итоги отечественного судостроения - 2020» можно ознакомиться на ПортНьюс ТВ >>>>