Первый морской порт России Архангельск, основанный в конце XVI века, сегодня является важнейшим транспортным узлом для снабжения арктических территорий и Северного морского пути. За первые 8 месяцев текущего года грузооборот порта увеличился на 14,8% в сравнение с данным периодом 2019 года, что позволило по динамике роста войти в тройку лидеров российских портов. О том, как предприятию удалось в нынешних условиях не только сохранить, но и достичь положительной динамики, какие задачи намечены на будущее, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал капитан морского порта Архангельск Николай Нестеров.
- Николай Вячеславович, с чем связываете рост грузооборота порта Архангельск в этом году? Расскажите об участии в арктических перевозках, северном завозе: виды грузов, объемы.
- В 2020 году началось активное строительство терминала сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата (СГК) «Утренний» в Обской губе Карского моря, продолжился завоз грузов назначением порт Певек, получило дальнейшее развитие Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение в Байдарацкой губе Карского моря, идет освоение Павловского месторождения на Новой Земле, что повлекло за собой увеличение грузопотока через морской порт Архангельск.
С начала года в морском направлении грузооборот порта составил 2 650 000 тонн, преобладают нефтепродукты 1 056 000 тонн, традиционно для Архангельска лесные грузы 400 000 тонн и генеральные грузы 1 млн тонн.
Порт Архангельск играет важнейшую роль в освоении побережья арктических морей. В основном через Архангельск для нужд Арктики идут генеральные грузы, оборудование, из насыпных грузов – песок. Через порт Архангельск осуществляется так называемый «северный завоз» по обеспечению труднодоступных территорий Баренцева, Белого морей, Байдарацкой губы Карского моря. За сравнительно короткий период навигации в портопункты Белого, Баренцева и Карского морей завозятся топливо, уголь, строительные материала, товары народно-хозяйственного потребления.
«С начала года в морском направлении грузооборот порта составил 2 650 000 тонн»
- Каковы последствия пандемии в деятельности порта?
- С началом эпидемии коронавируса служба капитана морского порта Архангельск действовала в соответствии с указами президента РФ, распоряжениями Росморречфлота, ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики», распоряжениями губернатора Архангельской области. Были введены изменения в организации рабочих процессов, закуплены и выданы необходимые средства для предотвращения заражения коронавирусной инфекцией сотрудников и посетителей, была организована учащенная уборка и дезинфекция помещений, была организована сдача тестов на наличие инфекции у сотрудников.
Все службы и отделы продолжали работу включая дипломный отдел и отдел УЛМ. За период начала пандемии с начала апреля и до начала сентября 2020 года дипломным отделом было оформлено 614 квалификационных документов, отделом УЛМ было оформлено 354 удостоверения личности моряка и 32 мореходных книжки. Отдел регистрации судов продолжал работу в штатном режиме.
На деятельности самого порта влияние пандемии не сказалось. Грузооборот порта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился. Суда обрабатывались без задержек. Ведется непрерывный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на судах, выполнением предписаний Роспортребнадзора.
- Какие компании в порту обеспечивают буксирные и бункеровочные услуги? Не был ли зафиксирован с начала 2020 года дефицит низкосернистого топлива?
- В морском порту Архангельск буксирное обеспечение судов при швартовных операциях оказывают СК «Портофлот», ЗАО «Белфрахт», «Северное морское пароходство».
Услуги по морским буксировкам оказывают компании: «Экотек», «Белфрахт», «Севернефтегазфлот», «Северное речное пароходство». Большая часть грузов по северному завозу доставляется барже-буксирными составами.
Хорошо зарекомендовали себя при буксировках объектов по акватории северного морского пути ледоколы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» - «Диксон», «Капитан Чадаев», «Капитан Косолопов» и «Капитан Евдокимов».
Речными буксировками занимаются Архангельский речной порт, «Беломорская сплавная компания», «Норд-Вуд».
Услуги по бункеровке судов в морском порту Архангельск оказывают «Газпромнефть Марин Бункер», «РН-Бункер», «Норд-Флот», «НК Флот», «Бункерная компания».
Качество топлива для заправки судов регулярно контролируется на соответствие требованиям международной конвенции МАРПОЛ. В случае наличия сомнения берутся контрольные пробы для определения процента содержания серы в судовом топливе. Что касается были ли случаи дефицита низкосернистого топлива – нет, таких фактов не зафиксировано в текущем году.
«Качество топлива для заправки судов регулярно контролируется на соответствие требованиям международной конвенции МАРПОЛ»
- Ведутся ли сейчас в порту какие-либо гидротехнические, дноуглубительные работы?
- В акватории морского порта Архангельск ежегодно в летний период навигации дноуглубительными судами Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» проводятся работы по поддержанию глубин как на фарватере, так и у причалов порта. Постоянно проводятся контрольные замеры глубин, информация своевременно доводится до всех заинтересованных лиц. Идет реконструкция набережной Седова в Соломбале.
- Навигация 2020 года ознаменовалась мировым обвалом круизного рынка. Какие компании осуществляли агентирование круизных судов в Архангельске в предыдущие навигации?
- Да, действительно, пандемия коронавируса сказалась и на заходах круизных судов в порт Архангельск, которые были запланированы в навигацию 2020 года, но по известным причинам были отменены. Были запланированы заходы круизных судов SEVEN SEAS NAVIGATOR и NAUTICA. Генеральным агентом круизных судов, заходящих в морской порт Архангельск, выступает компания «Инфлот Ворлдвайд», агентирование судов в порту осуществляли архангельские компании «Беломортранс» и «Белфрахт». Надеемся, что в навигацию 2021 года круизные суда будут посещать наш порт. Из российских судов с туристами на борту в навигацию 2020 года 6 раз заходило в порт Архангельск пассажирское судно «Русь Великая».
- Какие прорабатываются меры выхода из кризиса на следующий год по части судозаходов круизных лайнеров в акваторию Северной Двины?
- Возможность захода круизных судов в Архангельск в навигацию 2021 года будет зависеть в основном от эпидемиологической обстановки в мире, связанной с пандемией коронавируса. На данный момент трудно строить прогнозы. Морской порт Архангельск, его инфраструктура готовы принимать суда данного типа, город тепло примет туристов, которые несомненно заинтересуются красотами и достопримечательностями русского Севера. Нами подготовлены и направлены обращения к правительству Архангельской области и генеральному агенту о необходимости заблаговременной подготовки к планируемым заходам, о выполнении требований / мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, которые необходимо предпринять до прихода и по приходу судов в порт Архангельск для беспрепятственного схода пассажиров на берег и посещения достопримечательностей города.
- Соответствует ли в полной мере инфраструктура причалов Морского речного вокзала и порта Экономия ФЗ «О транспортной безопасности» от 2007 года для приема иностранных круизных судов?
- Инфраструктура причалов морского и речного вокзала в полной мере соответствует для приема иностранных круизных судов типа Silver Cloud, длина которых до 155 м и осадка не более 6,5 м. Инфраструктура причалов УПК «Экономия» также соответствует для приема иностранных круизных судов большего водоизмещения – max длина 190 м, max осадка 9,2 м, но для их постановки необходимо предварительное согласование с оператором причалов.
- Ваше мнение по проекту строительства глубоководного района порта в акватории Двинского залива Белого моря?
- Основная цель проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск - содействие социально-экономическому развитию Архангельской области за счет снижения транспортных инфраструктурных ограничений действующего морского порта Архангельск и расширение транспортной инфраструктуры Северо-западного региона и Арктической зоны Российской Федерации.
Реализация проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск будет способствовать развитию транспортной системы Архангельской области и Северо-западного региона в целом, а также может оказать активное содействие повышению инвестиционной привлекательности Архангельской области, развитию промышленности в регионах, примыкающих к морскому порту Архангельск и освоению шельфовых месторождений Арктической зоны РФ.
«Реализация проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск будет способствовать развитию транспортной системы Архангельской области»
- В настоящее время Архангельск рассматривается как порт регулярного отправления парома PV22 к Павловскому рудному месторождению на Новой Земле. Есть ли в порту соответствующая инфраструктура?
- В настоящий момент в службу капитана морского порта Архангельск обращений по поводу предстоящих заходов в порт Архангельск судов типа PV22 не поступало. Следует отметить, что габариты судна типа PV22 позволяют заходить в морской порт Архангельск.
- Готов ли порт участвовать в логистике перевозок рыбы с Дальнего Востока Севморпутем, есть ли соответствующие мощности в порту?
- Бесспорно, доставка рыбопродукции с Дальнего Востока в европейскую часть России по Северному морскому пути – это самый лучший вариант с точки зрения сохранения ее качества и экономической эффективности. Благодаря использованию СМП тихоокеанская рыба прибывает в западные регионы страны непосредственно из районов промысла. Так, в 2019 года судами компании «Доброфлот» за период-летне-осенней навигации было доставлено в Архангельск около 5,6 тыс. тонн мороженной рыбы. Для увеличения объемов перевозок рыбы через Архангельск на портовых терминалах не хватает энергомощностей для хранения замороженной рыбопродукции, для чего требуется возможность подключения одновременно около 120-200 рефрижераторных контейнеров для временного хранения продукции и дальнейшего его транзита.
- Каковы планы дальнейшего развития морского порта Архангельск?
- Дальнейшее развитие морского порта Архангельск во многом зависит от согласования и реализации некоторых проектов, таких как: строительство глубоководного района в комбинации с проектом строительства Белкомура.
Также, в соответствии с планом мероприятий «дорожной карты» по изменению границ территорий морских портов Российской Федерации, планируется включение в границы территории морского порта Архангельск территории морских портов Онега, Мезень.