Латвийская железная дорога имеет огромное значение для доставки грузов в порты страны. В прошлом году из общего объема перевезенных грузов 51,2 млн. тонн – 44,5 млн. было перевалено через порты. Как рассказал председатель правления Latvijas Dzelzcels Угис Магонис, рекордным для железной дороги стал 2005 год, когда Россия прекратила транспортировку нефти по трубопроводу в Вентспилс. Тогда перевозки по железной дороге составили 54,9 млн. тонн, из которых 46,6 млн. тонн было перевалено через порты.
По словам господина Магониса, в первые два месяца 2008 года прирост объема перевозок составлял 30%, а по итогам года ожидается рост на 12% по сравнению с 2007 годом. Сейчас большую часть – 54,1% составляют российские грузы, причем идущие на экспорт, а вот грузопоток в обратную сторону невелик. Около трети всех объемов составляют белорусские грузы. При этом стоит отметить, что 60% российских грузов идут не напрямую через российско-латвийскую границу, а транзитом через Белоруссию.
Структура российского импорта через порты Латвии в настоящее время представлена в основном энергоносителями: наибольший объем грузов составляет каменный уголь (30,8% от общего объема перевозок по Латвийским железным дорогам), еще около 10% грузооборота составляют российские нефть и нефтепродукты. «Мы хотели бы диверсифицировать потоки и добавить контейнерные грузы, - говорит Угис Магонис, - в перспективе мы рассчитываем на перевозки контейнерных грузов из Китая».
Пока перевалка контейнеров в Латвии развита не очень хорошо. Так, в Риге пока действует один контейнерный терминал – Baltic Container Terminal. Существуют планы по строительству контейнерного терминала в Рижском порту контейнерного терминала российской Национальной контейнерной компании. В целом же, правительство Латвии поставило своей целью увеличить перевалку контейнеров до 5-7 млн TEU в год.
Перевозки контейнеров по железной дороги растут уже сейчас: если в 2006 году было перевезено 32622 TEU, то в 2007 году – на 70% больше - 55334 TEU (из них 23205 TEU – через порты). В 2004 году был запущен контейнерный поезд «Балтика-Транзит», который формируется из Грузов, приходящих в такие порты Балтийского моря, как Таллин (Эстония), Рига и Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва) и Калининград (Россия). В единый состав грузы соединяются на российско-латвийской границе в районе Резекне, а далее поезда идут в Казахстан. Количество контейнеров, перевезенных этим поездом, выросло в 2 раза в 2007 году (с 10139 TEU до 21749 TEU). «Сейчас поезд идет только в одну сторону, а в другую – нет грузопотока, - отмечает Угис Магонис, - наша задача сделать его круговым, включив и китайские грузы». Он отметил также, что первый пробный поезд из Китая уже пришел в Ригу.
Между тем, дальнейший рост грузооборота может привести к исчерпанию мощностей железной дороги, поэтому уже сейчас разработан инвестплан по повышению пропускной способности до 90-100 млн. тонн. Реализовать его планируется в 2007-2013 годах. Особенно масштабные работы предстоят в Рижском порту, так как часть его терминалов будет переводиться на новое место ближе к устью реки Даугавы, там потребуется строительство новых путей и станции. Увеличивая пропускную способность, в Латвии по-прежнему рассчитывают на транзитные грузы. «Есть надежда, что российских грузов будет больше, чем российские порты смогут обработать», - говорит Угис Магонис. По его словам, на модернизацию железных дорог из средств Евросоюза выделяется около 114 млн евро, еще порядка 100 млн. евро потребуется из государственного бюджета.
Мария Мокейчева