Порт Сингапур – один из крупнейших портов мира, причем расположенный внутри мегаполиса. Он привлекает своей высокой технологичностью и самым развитым бункерным рынком. О работе порта в эксклюзивном интервью «ПортНьюс» рассказала исполнительный директор Морской и портовой администрации Сингапура Куа Лей Хун.
- Что помимо выгодного географического расположения позволяет порту Сингапур на протяжении многих лет являться крупным перевалочным центром?
- То, что Сингапур находится на пересечении торговых путей безусловно важно для работы и развития морской отрасли страны. Между тем это лишь одно из преимуществ. Не менее важно создать привлекательные и удобные условия для ведения судоходного бизнеса. Сингапуру удалось постепенно сформировать пул поставщиков различных услуг — судовых брокеров, морских страхователей, специалистов в области морского права и арбитража, финансирования и т. д. Возможность воспользоваться широким спектром морских услуг повысило привлекательность порта Сингапур как перевалочного центра в Азиатском регионе.
В настоящее время в Сингапуре работает более 150 международных судоходных групп, специализирующихся на различных сегментах рынка морских перевозок. Наши клиенты эксплуатируют контейнеровозы, сухогрузы, танкеры и суда, обслуживающие морские платформы и т. д. Более 5000 организаций в сфере морского судоходства обеспечивают около 7% ВВП Сингапура.
- Порт Сингапур находится в мегаполисе. Как вам удается совместить интересы города и активно развивать порт?
- Наши контейнерные терминалы расположены на окраинах центральной части Сингапура. В соответствии с планом развития, принятым MPA в 2012 году, все контейнерные операции будут перемещены и сосредоточены в районе Туаса, на западной оконечности Сингапура.
Цель проекта - создание интеллектуального порта следующего поколения, который повысит эффективность и производительность портовых операций, оптимизирует землепользование, улучшит безопасность, надежность и устойчивость. Строительство новых мощностей планируется завершить к 2040-м годам. В результате порт Туас станет крупнейшим в мире контейнерным терминалом, сосредоточенным в одном месте.
Консолидация деятельности контейнерных операций в Туасе поможет добиться большей экономии за счет масштаба операций и более коротких расстояний, на которые перемещаются контейнеры на терминале. Это не только уменьшит пробки на дорогах, но также поможет контейнерным линиям и владельцам грузов сэкономить время и снизить эксплуатационные расходы.
Также новый контейнерный порт Туас будет активно использовать цифровые технологии и искусственный интеллект для повышения эффективности работы терминала. Например, автоматизированные операции на причалах, грузовых районах позволят операторам терминалов из диспетчерской дистанционно контролировать процесс загрузки и выгрузки контейнеров с судов и на площадках складирования контейнеров. С помощью компьютеров, интеллектуальных датчиков и камер операторы также смогут контролировать работу нескольких причальных кранов-перегружателей и контейнерных погрузчиков одновременно.
Кроме того, автоматические контейнерные погрузчики будут перевозить контейнеры между причалом и контейнерной площадкой. Порт Туас также будет оборудован интеллектуальными портовыми системами, включая систему управления движением судов следующего поколения.
Морская и портовая администрация Сингапура реализует четыре очереди проекта намыва искусственной территории, необходимой для развития порта Туас. В рамках проекта было выполнено дноуглубление и расширение подходных каналов, судоходных путей, акватории и причалов для захода более крупных контейнеровозов.
- Расскажите об инновациях в порту: что за последние годы сделано в части цифровизации взаимодействия с судовыми агентами и судами, таможенными органами?
- Для повышения эффективности Сингапура и создания порта новейшего поколения Туас, MPA в октябре 2019 года запустила единый портал digitalPORT@SGTM для прохождения процедур очистки в порту.
Платформа digitalPORT@SGTM упрощает процедуру проверки соответствия судовым, иммиграционным и портовым санитарным требованиям от нескольких учреждений в одном приложении, объединив 16 отдельных форм. Капитаны и судовые агенты из более чем 550 судоходных компаний теперь могут отправлять, отслеживать и получать разрешения на прибытие и отправление судов через данный портал. Это поможет отрасли сэкономить до 100 тыс. человеко-часов в год.
На следующем этапе digitalPORT@SGTM оптимизирует ресурсы порта и повысит эффективность с помощью искуственного интеллекта путем упрощения операций для оптимального планирования прохода судов в порту Сингапура. Эта платформа также станет единым цифровым окном для бронирования морских услуг.
digitalPORT@SG TM рассматривается в качестве основной части стратегии MPA – digitalOCEANSTM, которая направлена на продвижение единой системы обмена и стандартизации сетей (OCEANS). Ее целью является обеспечение беспрепятственного подключения между портами, обмен информацией и эффективные транзакции по всей морской транспортной цепочке.
- Сингапур является крупнейшим бункеровочным хабом. Какова динамика реализации судового топлива? Сохранились ли продажи тяжелого судового топлива, не отвечающего требованиям конвенции МАРПОЛ (с содержанием серы выше 0,5%)?
- За I кв. 2019 года объем бункеровок составил около 12,1 млн тонн. По сравнению с прошлым годом объем продаж бункерного
топлива за аналогичный период 2020 года вырос на 5% и составил 12,7 млн. тонн.
С 2018 года Сингапур тесно сотрудничал с отраслью для подготовки к вступлению в силу требований IMO по сере с 1 января 2020 года. Благодаря планированию и подготовке к этому шагу, наши лицензированные поставщики бункерного топлива начали поставлять топливо с содержанием серы не более 0,5%, намного раньше вступления в силу этих правил. Но мы по-прежнему поставляем мазут с высоким содержанием серы на суда, заходящие в порт Сингапур, при условии, что они оснащены технологией очистки выбросов, например, скрубберами, чтобы соответствовать требованиям IMO.
- Сингапур одним из первых в мире еще два года назад создал у себя рынок СПГ-бункеровки судов. Каковы объемы СПГ бункеровок в 2019 году и в начале 2020 года? Какова динамика и прогноз?
- MPA поощряет использование экологически чистого топлива для снижения воздействия судоходства на окружающую среду.
Для расширения ассортимента судового топлива, поставляемого судам, заходящим в порт, MPA с 2017 года разрабатывает сингапурскую экосистему и инфраструктуру для СПГ бункеровок. Два поставщика судового топлива получивших лицензию от MPA на выполнение СПГ бункеровок – FueLNG и Pavilion – на сегодняшний день выполнили в Сингапуре более 240 бункеровок судов напрямую с автогазовозов на причале. В дальнейшем, с передачей в эксплуатацию СПГ бункеровщиков, строительство которых со-финансировалось MPA, компании FueLNG и Pavilion смогут приступить к СПГ бункеровкам морских судов по схеме «борт-в-борт» в порту Сингапур во втором полугодии.
Спрос на СПГ бункеровки пока все еще на ранней стадии, и заправка судов газовым топливом в основном выполняется с автогазовозов. Ожидается, что в ближайшие несколько лет СПГ бункеровки будут расти с появлением двух бункеровочных судов, а также с увеличением заходов морских судов, работающих на СПГ топливе.
В Сингапуре MPA совместно с правительственными учреждениями и предприятиями разработали Техническое руководство по СПГ бункеровкам (TR56), которым будут руководствоваться операторы при выполнении всех операций по СПГ бункеровкам в порту Сингапура. На международном уровне MPA сотрудничало с администрациями портов и морскими управлениями с аналогичными планами в разработке набора согласованных стандартов и процедур СПГ бункеровки для океанских судов, заходящих в разные порты для заправки газовым топливом.
- Имеют ли компании, предлагающие СПГ топливо или суда на СПГ какие-либо преференции?
- По программе MPA экологичных судов («Зеленое судно») предоставляются различные стимулы для поощрения внедрения двигателей, использующих альтернативные виды топлива с низким содержанием углерода, такое как сжиженный природный газ. Другая программа Сингапура – «Зеленый порт» также предусматривает 25% скидку по портовым сборам для судов, отвечающих требованиям, которые используют СПГ в качестве бункерного топлива. В целях содействия внедрению СПГ топлива в порту Сингапура, MPA предоставляет пятилетнюю отсрочку от сборов с судов, работающих на газовом топливе.
В поле зрения MPA также и другие альтернативные виды судового топлива, например, биотопливо, электричество и топливо на основе водорода / аммиака, которые помогут в достижении конечных целей IMO по выбросам парниковых газов к 2030 и 2050 годам.
Интервью подготовили Сафер Хакуз и Татьяна Вильде.
Текст опубликован с сокращениями.
Полностью интервью исполнительного директора Морской и портовой администрации Сингапура Куа Лей Хун читайте в ближайшем номере журнала «ПортНьюс» (сентябрь 2020 года)