• 23 июня 2020

    Судостроительный завод «Пелла» о строительстве рыболовных судов


    Ленинградский судостроительный завод «Пелла» продолжает строительство восьми рыбопромысловых судов. Начальник отдела маркетинга ОАО «Пелла» Антон Антоненко рассказал «ПортНьюс»  о ходе их строительства, причинах отставания от графика и уровне локализации.

    - Антон Николаевич, какие заказы вы в настоящее время выполняете для рыбопромысловых компаний?

    - Сегодня Ленинградский судостроительный завод «Пелла» продолжает строительство восьми промысловых судов в рамках государственной программы инвестиционных квот. На различных стадиях строительства находятся четыре траулера-процессора проекта 03095 для группы компаний «Мурмансельдь 2», два морозильных траулера проекта 1701 для группы компаний «ФЭСТ» и два судна для добычи краба проекта 03070 для компании «Островной-Краб».

    Головное судно-краболов этого проекта - первый построенный на российской верфи краболов «Русь» - передан компании «Антей» в этом году.

    На данный момент два первых траулера проекта 03095 достраиваются на воде. Степень готовности головного судна «Андромеда» (строительный номер 410) составляет 75%, первого серийного «Кастор» (строительный номер 411) – 55%. На траулеры поставлено практически всё основное оборудование, осуществляется его монтаж, настройка и пуско-наладка. На обоих судах ведётся отделка внутренних помещений. В начале июля 2020 года на траулере «Андромеда» планируется начать швартовные испытания.

    В эллинге «Пеллы» достраивается вторая пара траулеров проекта 03095 для группы «Мурмансельдь 2». Корпус третьего траулера «Поллукс» (строительный номер 412) готов на 80%, спуск судна на воду ожидается в сентябре-октябре 2020 года. Степень готовности корпуса четвёртого траулера проекта 03095 «Альхена» (строительный номер 413) составляет 35%. С учётом текущих темпов строительства, спуск траулера планируется на весну 2021 года, что опережает контрактные сроки приблизительно на полгода.

    - Каково отставание от контрактных сроков по этим заказам и каковы причины этого отставания?

    - На головном траулере проекта 03095 «Андромеда» наблюдается некоторое отставание от первоначального графика. Одной из основных причин изменения срока сдачи стала задержка в выпуске и согласовании проектной документации судна в постройке норвежским проектантом, выбранным заказчиком. Серия проекта 03095 строится на два класса: документация согласовывается норвежским классификационным обществом DNV GL и Российским морским регистром судоходства.

    Кроме того, свою роль сыграла корректировка состава оборудования по требованию заказчика. Более производительное и, как следствие, более габаритное оборудование потребовало пересмотра компоновки помещений траулера «Андромеда». Ещё одна причина, появившаяся в условиях чрезвычайной ситуации, объявленной Всемирной организацией здравоохранения, заключается в невозможности прибытия представителей иностранных поставщиков специализированного оборудования для проведения шеф-монтажных и пуско-наладочных работ с марта 2020 года.

    С учётом перечисленных проблем, «Андромеду» мы планируем сдать в сентябре текущего года, «Кастор» – во втором квартале 2021 года. Так как строительство этих траулеров началось практически одновременно, «Кастор» перенял на себя часть проблем головного судна. Однако, отработав все сложные моменты на первых двух траулерах проекта 03095, мы сможем компенсировать задержку их строительства на третьем и четвертом судах – «Поллукс» и «Альхена» – и, по согласованию с заказчиком, сдать их с опережением графика.

    При строительстве серии морозильных траулеров проекта 1701 также наблюдается незначительное отставание от контрактных графиков, которое не превышает 3-4 месяца.

    На данный момент оба судна достраиваются на воде. Степень готовности головного траулера «Скорпион» составляет 70%, второй траулер «Лев» готов на 55%. Для траулеров проекта 1701 закуплено основное оборудование, начался его монтаж. На ход работ также повлияла невозможность прибытия зарубежных специалистов из-за эпидемиологических ограничений.

    Вместе с тем строительство серии судов для добычи краба проекта 03070 ведётся с опережением графика. Головное судно «Русь» было передано заказчику – дальневосточной компании «Антей» в середине мая 2020 года, в ближайшее время на краболове начнутся промысловые испытания.

    В конце того же месяца состоялась официальная закладка килей двух краболов для ООО «Островной-Краб» (строительные номера 404 и 405).

    - По информации ВАРПЭ АО «Мурмансельдь 2» изучает возможность расторжения контракта, известно ли вам о таких камерениях заказчика и если да, то каковы ваши предложения к ним для недопущения расторжения?

    - Освоение серийного производства современных высокотехнологичных рыбопромысловых судов на мощностях российских верфей требует постоянного конструктивного диалога заказчика и завода – с участием, при необходимости решения спорных ситуаций, Росрыболовства и Минпромторга. В настоящий момент говорить о разрыве контракта, на наш взгляд, не совсем корректно. Строительство судов на верфи «Пелла» укладывается в регламентированные контрактами сроки. Речь идёт об обоснованных изменениях в графиках строительства. Причины изменений уже озвучены – необходимость выполнения дополнительных работ, в том числе и инициированных заказчиком, и закрытие границ для иностранных специалистов. Также следует иметь в виду, что разрыв контракта в первую очередь нецелесообразен для заказчика.

    Суда строятся под квоты, и если контракт будет разорван, то заказчик не получит ни судов, ни квот. И это, не считая штрафных санкций, предусмотренных инвестиционными договорами. После июньского совещания в Росрыболовстве, в СМИ появилась некорректная информация, что «Пелла» отстает от контрактных сроков на два года. При этом единственное судно, контрактный срок передачи которого уже наступил, – траулер «Андромеда». Планово задержка строительства данного траулера составит не более полугода. Смещение сроков сдачи по остальным судам, если оно будет, также не должно превышать шести месяцев.

    - Каков процент локализованного судового комплектующего оборудования на этих заказах и по какой номенклатуре ощущается наибольший дефицит оборудования российского производства? Приводит ли зависимость от иностранного СКО к дополнительным задержкам в исполнении заказов?

    - Значительная часть специализированного оборудования для промысловых судов поставляется иностранными, в частности, европейскими, компаниями. Это вызвано тем, что в нашей стране производство подобного оборудования на данный момент отсутствует. Как уже было отмечено, с введением ВОЗ чрезвычайной ситуации, прибытие представителей компаний-поставщиков импортного оборудования стало невозможно, и, как следствие, невозможно осуществление шеф-монтажных и пуско-наладочных работ. Поэтому мы вынуждены искать вместе с ними альтернативные решения проблемы. Естественно, всё это требует времени.

    Несмотря на возникающие сложности, мы уверены, что, при наличии конструктивного диалога с нашими заказчиками, совместно мы сможем успешно завершить строительство всех промысловых судов надлежащего качества и в согласованные сроки.

    В дальнейшем Ленинградский судостроительный завод «Пелла» намерен продолжить строительство промысловых судов, отвечающих самым последним требованиям по экономической эффективности и безопасности, для российских заказчиков.

    Подготовил Виталий Чернов.

    Ссылки по теме:

    Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен