В начале текущего года бункерный рынок приспосабливался к новым ограничениям Международной морской организации (IMO) по содержанию серы в судовом топливе не более 0,5%. Стоимость востребованных видов бункерного топлива (MGO, VLSFO) неумолимо росла на протяжении января. На росте цен сказывались все факторы, присущие новому топливному режиму: это и дефицит топлива в регионах, а также несоответствие качества конвенционного продукта международным стандартам. Впрочем, в середине февраля ситуация на рынке пришла в норму, цены стабилизировались, российские порты продолжили функционировать в штатном режиме. Однако распространение коронавируса и непродленная сделка ОПЕК+ в конце февраля вновь нарушили рыночный баланс.
Глобальные экологические ограничения и их первые итоги
Учитывая, что регион Балтийского моря входит в зону особого контроля за выбросами с судов (ECA), где еще с 2015 года уровень содержания серы в судовом топливе ограничен в 0,1%, то новые глобальные требования по содержанию серы в 0,5% здесь были восприняты безболезненно. Об этом более подробно мы писали ранее >>>>
В южных портах употребляется заводской низкосернистый мазут, тяжелый мазут используется для блендирования новых продуктов, что не вызывает проблем ни у бункеровочных компаний, ни у судовладельцев.
Самым уязвимым регионом при переходе на новые виды топлива оказался Дальневосточный регион: с сезонными заторами на железной дороге и зафиксированными случаями поставок некачественного топлива. В связи с этим в начале марта во Владивостоке состоялось совещание «О практике исполнения Приложения VI Международной конвенции о предотвращении загрязнения морской среды с судов (Конвенция МАРПОЛ) о предельном содержании массовой доли серы в судовом топливе не более 0,5% в морских портах Российской Федерации на Дальневосточном бассейне». Совещание прошло под председательством руководителя Росморречфлота Александра Пошивая. Состояние рынка по наличию и качеству конвенционного топлива в российских портах Дальнего Востока после введения международных ограничений на топливо было признано удовлетворительным. Такой оценкой поделился с ИАА «ПортНьюс» участник совещания.
Представители российских и международных судоходных компаний, участвовавшие в совещании, отметили, что с 1 января 2020 года бункеруются в портах Дальнего Востока мазутом с содержанием серы не более 0,5% - к качеству топлива претензий нет, оно всегда есть в наличии. При этом они прокомментировали, что заводской продукт все-таки качественнее и стоит дороже, чем блендированный, поэтому выбор ответственных судовладельцев остается за заводским.
Говоря о заводском продукте следует отметить, что все больше компаний совершают технологическую модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов для производства конвенционного топлива.
Так, «Газпром нефть» расширила производство и реализацию экологичных судовых топлив с января 2020 года благодаря модернизации Омского НПЗ. Планируется, что в 2020 году общий объем поставок экологичного судового топлива «Газпром нефти» на российский внутренний рынок может превысить 1,5 млн тонн.
Международная статистика также показывает положительную динамику по продажам мазута с пониженным содержанием серы. Например, продажи бункера в порту Сингапур за январь-февраль 2020 года выросли на 5,1% за счет экотоплива - до 8,39 млн тонн. Как указано в материалах администрации порта, в том числе объем продаж LSFO 380cst составил 4,1 млн тонн (в прошлом году продаж не было), LSFO 100cst увеличился в 23,5 раза - до 1,4 млн тонн.
Курс на снижение
Начало 2020 года также обозначилось ярким событием – вспышкой коронавируса (COVID-2019). С начала текущего года цены на нефть снизились более, чем на 50%. Стоимость нефти Brent 17 марта упала ниже $25 впервые с мая 2003 года.
Непродленная сделка ОПЕК+, которая должна была ввести ограничения на добычу нефти, чтобы поддержать цены на фоне распространения коронавируса, только усугубила и так непростую ситуацию в мире.
Саудовская Аравия заявила о планах увеличить добычу до 13 млн баррелей в сутки после развала сделки. Вдобавок, появляется информация, что российские компании в свою очередь могут увеличить добычу нефти после окончания действия сделки, которая заканчивается 1 апреля 2020 года.
Ценовая война между Россией и Саудовской Аравией приводит к максимальному превышению предложения над спросом на нефтяном рынке.
Паника на мировых сырьевых рынках, в свою очередь, обвалила цены на мировых бункерных рынках. Стоимость судового топлива в российских портах упала примерно на 50%.
По данным аналитического отдела «ПортНьюс», средняя индикативная цена на MGO упала в среднем более, чем на $200 с начала года. Так, в порту Санкт-Петербург его стоимость составила $310 за тонну (-$260), в порту Владивосток $480 за тонну (-$160), в порту Новороссийск $425 за тонну (-$200).
В данной ситуации российские бункеровочные компании уже вынуждены фиксировать стоимость топлива, несмотря на длительное снижение мировых цен на нефть, чтобы просто не уйти в минус.
При этом зарубежные порты продолжают реагировать на изменения нефтяного рынка, обновляя минимумы на судовое топливо. Так, в Сингапуре забункероваться MGO сегодня выгоднее, чем в порту Владивосток на $115 за тонну, в порту Роттердам на $30 за тонну, чем в Большом порту Санкт-Петербург. Учитывая ценовую ситуацию на судовое топливо, многие иностранные судовладельцы, как ожидается, будут планировать судозаходы не в пользу российских портов.
Каким образом эта ситуация скажется на бункерном рынке России можно будет сказать только после подведения квартальных итогов. Российский бункерный рынок готовился к новым экологическим вызовам в 2020 году вместе со всем миром, но к рекордному падению нефтяного рынка готов не был. Как, впрочем, и все остальные.
Марина Борисенко.