О том, как применялся принцип государственно-частного партнерства при реализации крупнейшего инвестиционного портового проекта - Третья очередь специализированного угольного комплекса, ИАА «ПортНьюс» рассказала директор службы по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.
- Ирина Владимировна, как удалось состыковать смежные, но все же разные отрасли - стивидорную и железнодорожную при реализации крупного инвестиционного проекта. Какие задачи ставились, и как они решались?
- Задача синхронизировать частные и государственные интересы - сложная, но как показывает опыт, - реальная. Решение инвестировать в проект развития портовых мощностей АО «Восточный порт» было принято в конце 2012 года, сразу же после решения государства модернизировать БАМ и Транссиб. То есть, бизнес получил мощный сигнал вкладываться в строительство портов на Дальнем Востоке.
В результате, в сентябре 2019 года, введена в эксплуатацию Третья очередь специализированного угольного комплекса, которая вдвое увеличит объем перевалки АО «Восточный Порт» - до 50-55 млн тонн в год. Этот крупнейший на Дальнем Востоке инвестиционный портовый проект стоимостью более 40 млрд рублей был реализован на принципах государственно-частного партнерства.
То есть, изначально стивидорный и железнодорожный проекты были синхронизированы. По сути, государственный проект БАМ-Транссиб дает возможность доставить груз из угледобывающих территорий в центре страны на Восток, а бизнес обеспечивает этот проект необходимой грузовой базой и создает высокотехнологичные портовые мощности для перевалки экспортных грузов на другом конце железнодорожной магистрали.
При реализации проекта строительства Третьей очереди угольного комплекса мы запросили технические условия у АО «Российские железные дороги» (РЖД). Вместе с РЖД разработали и согласовали проект по созданию объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования - последней, так называемой, «зеленой мили».
На сегодняшний день АО «Восточный порт» выполнило свои обязательства: построило пять железнодорожных путей (парк приема «Новый»). Это позволило увеличить количество линий на станции Находка-Восточная с семи до 12. Теперь все железнодорожные пути здесь встроены в общий технологический процесс станции, где работают более шести стивидорных компаний. Они обрабатывают различные грузы (нефтяные, контейнерные, уголь и т.д.). То есть, сейчас проинвестированными АО «Восточный Порт» железнодорожными путями пользуются уже РЖД для обеспечения грузопотока всего транспортного узла Восточный-Находка.
Это наш вклад в общее дело, не только в портовую, но и в железнодорожную инфраструктуру. Также нами был построен соединительный участок протяженностью 2070 метров, который обеспечил примыкание железнодорожной инфраструктуры общего пользования и необщего пользования.
- Основываясь на вашем опыте, можно ли расширить интерес инвесторов к инфраструктурным проектам?
- Очевидно, что для развития экономики важно сохранение темпов инвестирования. Кроме того, сейчас основной вектор государства направлен не просто на привлечение инвестиций, а на максимальное привлечение именно частного капитала в инфраструктуру.
На этом фоне начал формироваться новый тренд в инвестиционном пространстве России. Ранее, на рубеже 2010-2017 годов, вложения в проект и его управление осуществлял, как правило, один инвестор. С 2018 года стали появляться сложные структурированные проекты. К их реализации и финансированию привлекаются сразу несколько значимых, так называемых, безупречных инвесторов, имеющих успешный опыт в развитии инфраструктуры. Такой подход расширяет возможности для инвестирования в сопредельные отрасли при осуществлении значимых и сложных проектов.
Поэтому очень важно бережно относиться к уже реализованным частным инвестициям, то есть, способствовать окупаемости уже реализованных частных проектов. Ведь частные инвестиции - это реинвестирование накопленной прибыли. Если инвестор будет уверен в таком бережном отношении к его деятельности со стороны государства и партнеров, он будет и далее инвестировать и реинвестировать в экономику России.
Системность, долгосрочность, спокойствие - ключевые понятия для частного инвестора.
- На ваш взгляд, сегодня удается сохранить темпы реализации программы развития РЖД со стивидорами и угледобывающими компаниями? Каким образом сокращение вложений в развитие Восточного полигона отразится на бизнесе?
- Безусловно, смещение сроков реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР РЖД до 2025 г.) в части модернизации БАМа и Трансиба будет негативно влиять на всех. Между тем, в РЖД уверяют нас в том, что организационными мероприятиями будет обеспечена достаточная пропускная способность железнодорожных магистралей.
Хотя, конечно, сокращение инвестиций в развитие Восточного полигона - это тревожный сигнал для всего Дальнего Востока, его территориальной целостности и развития промышленности.
Обеспечение профицита железнодорожной инфраструктуры - задача номер один на ближайшую перспективу. Необходимо формировать инфраструктурный каркас, который будет обеспечивать развитие других отраслей: сельского хозяйства, металлургии, добывающей и т.д. Инвестиции в инфраструктуру разогревают экономику и производство.
Беседовала Татьяна Вильде.