«Платон» пришел к Нептуну
Правительство России утвердило порядок определения и взимания инвестсбора в морских портах. В Минтрансе рассчитывают покрыть за счет нового платежа дефицит финансирования портовой инфраструктуры, который оценивается в размере 7-8 млрд руб. в год.
Инвестиция по приказу
В соответствии с постановлением правительства России, инвестсбор в морских портах будет взиматься с судов заграничного плавания, утверждаться Минтрансом России и Федеральной антимонопольной службой на каждый год долгосрочного периода регулирования. Сбор будет взиматься хозяйствующим субъектом, ответственным за развитие объектов федеральной инфраструктуры в морских портах. В большинстве случаев таковым является ФГУП «Росморпорт». Любопытно, что параллельно готовится акционирование этого предприятия.
Суть инвестсбора аналогична системе «Платон», ранее установленной для автомобильного транспорта. Идея заключается в том, чтобы получить дополнительное внебюджетное финансирование для развития портовой инфраструктуры, особенно в отдаленных и малопривлекательных портах.
Как прокомментировали в пресс-службе Минтранса России, «сбор необходим для обеспечения источников финансирования ключевых проектов развития портовой инфраструктуры, определенных программными документами стратегического планирования (например, Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры), на цели реализации которых бюджетное финансирование не предусмотрено, а других возможных источников (например, частной инвестиционной инициативы в рамках проектов ГЧП) - недостаточно. При проработке положения о новом портовом сборе предполагалось, что он будет взиматься уже с 2019 года. Текущая потребность в дополнительном финансировании проектов развития портовой инфраструктуры (в части объектов федеральной собственности) составляет порядка 7-8 млрд руб. в год. Ожидается, что объем поступлений от взимания сбора позволит обеспечить покрытие дефицита необходимого объема инвестиций».
Ранее генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев сообщал, что инвестсбор было бы целесообразно взимать в 14 морских портах: Большой порт Санкт-Петербург, порты Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Мурманск, Новороссийск, Туапсе, Тамань, Восточный, Находка, Владивосток, Пригородное, Ванино, Де-Кастри.
Инвестсбор будет определяться исходя из метрической единицы вместимости судна, указанной в соответствующей документации к нему (есть оговорки про измерение вместимости танкеров с изолированными балластными танками). При повторном заходе в порт по решению капитана порта, либо заходе без проведения погрузо-разгрузочных операций, либо при транзитном заходе сбор взиматься не будет.
Оговорка «при условии, что объекты федеральной собственности, предназначенные для обслуживания паромов, пассажирских судов и пассажиров включены в Программу» означает, что с судов названных типов сбор будет взиматься только для целей строительства портовых объектов, предназначенных для обслуживания этих судов. Например, если предполагается строительство объектов пассажирского порта (и такие объекты включены в программу капитальных вложений), то сбор может взиматься с пассажирских судов. При этом полученные средства могут направляться исключительно на строительство таких объектов пассажирского порта.
Постановлением уточняется, что средства от инвестсбора могут быть потрачены лишь на реализацию тех проектов, на которые не выделено средств федерального бюджета, при этом совокупный объем капитальных вложений превышает 300 млн руб. Также на эти проекты должно быть выдано положительное заключение Главгосэкспертизы.
Виталий Чернов.
О возможных плюсах и минусах взимания инвестсбора в портах мы писали ранее >>>>
C текстом постановления правительства России можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>