Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости побуждения судоходных компаний к использованию экологического топлива. В России пионером в этой сфере выступает компания «Совкомфлот», которая строит и уже эксплуатирует серию танкеров на СПГ. Вслед за ними в России появится и необходимая инфраструктура: соответствующие проекты уже готовятся.
Газ и цифра
Президент России Владимир Путин ранее говорил о необходимости использования сжиженного природного газа (СПГ) судами в арктических регионах. На этот раз, в ходе состоявшегося на днях в Санкт-Петербурге форума «Арктика: территория диалога» он заявил о том, что экологические виды топлива нужно стремиться применять на всем отечественном флоте, и в Арктике – особенно.
«Что чрезвычайно важно, на мой взгляд, и с чем я с Саули (Ниинисте, президентом Финляндии - Ред.) согласен, это с тем, что если суда будут переходить на более экологичные виды топлива, а я имею прежде всего в виду газомоторное топливо, особенно суда, которые функционируют в северных, арктических морях, то это, конечно, чрезвычайно важно. Это абсолютно очевидно. И надо бы побуждать судостроительные компании и перевозчиков использовать именно такие виды транспорта и такое топливо», - сказал президент.
Судоходство и инфраструктура на СПГ активно развиваются в Европе при государственной поддержке. С 1 января 2015 года в Балтийском и Северном морях действует ограничение Международной морской организации (ИМО, IMO) на содержание серы в судовом топливе в 0,1%. С 1 января 2020 года будут введены ограничения на содержание серы в судовом топливе во всем мире (за исключением зон особого контроля за выбросами вредных веществ с судов ECA, где ограничения более строгие) в 0,5%, что исключает использование традиционного судового топлива – мазута. Более того, постоянно ужесточаются требования к выбросам с судов оксидов азота (NOx) и углекислого газа (CO2).
Россия, как известно, обладает большими запасами газа, здесь успешно реализуются проекты по его сжижению. Однако до сих пор в России нет действующей инфраструктуры для бункеровки судов этим видом топлива. Участники рынка бункеровки говорят, что задержки с ее созданием связаны с отсутствием устойчивого спроса, а судоходные компании, в свою очередь, не торопятся строить суда на газомоторном топливе, указывая на отсутствие инфраструктуры.
Разорвать этот «порочный круг» смогла компания «Совкомфлот», которая стала пионером в сфере применения СПГ в России.
Так, в апреле 2017 года между компаниями Shell и «Совкомфлот» было подписано соглашение об обеспечении крупнотоннажных танкеров нового поколения СПГ в качестве судового топлива. В феврале 2018 года Shell заключил с ПАО «Совкомфлот» долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух танкеров типоразмера Aframax (дедвейтом 114 000 тонн) с двухтопливными двигателями. «Проспект Гагарина» - первый из них. Он носит имя первого российского космонавта Юрия Гагарина; в июле 2018 года судно вошло в чартер. Другой танкер, Samuel Prospect, который будет назван в честь основателя компании Shell Transport & Trading Co сэра Маркуса Самюэля, планируется к передаче Shell во II квартале 2019 года.
Опыт технической и коммерческой эксплуатации «зеленых» танкеров СКФ востребован и российским судостроителями. В сентябре 2018 года «Совкомфлот» подписал пакет соглашений с компанией «Роснефть» о размещении заказа на строительство серии из двух судов нового поколения на газомоторном топливе на судостроительном комплексе «Звезда» с последующим отфрахтованием этих судов «Роснефти». В апреле 2019 года судостроительный комплекс «Звезда» и ПАО «Совкомфлот» заключили контракт на строительство пилотного судна-газовоза для проекта «Арктик СПГ-2».
По информации «Совкомфлота», использование газомоторного топлива при эксплуатации танкеров значительно повышает экологическую безопасность судов: двигатель на СПГ выделяет в атмосферу на 90% меньше оксидов серы (SOx), на 80% меньше оксидов азота (NOx) и на 15% меньше углекислого газа (CO2), чем двигатель на стандартном тяжелом топливе. Помимо этого, для нового поколения танкеров были выбраны двухтопливные двигатели низкого давления X-DF, которые обеспечат минимальный выброс низкодисперсных частиц. В судовых энергетических установках также использована технология выборочного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR), которая позволяет регулировать объем выбросов оксидов азота для соответствия новых танкеров категории Tier III, установленной Приложением VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ).
В настоящее время для «Совкомфлота» построено пять «зеленых» танкеров на СПГ типоразмера Aframax: Gagarin Prospect, Lomonosov prospect, Mendeleev prospect, Korolev prospect, Vernadsky prospect. В постройке находится Samuel Prospect, еще два танкера, которые пока не получили имена, заказаны на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае.
Если говорить об Арктике, то стоит отметить, что танкер Lomonosov prospect («Ломоносовский проспект») 30 октября 2018 года успешно завершил переход по трассам Северного морского пути в рамках выполнения коммерческого рейса по доставке углеводородов из Республики Корея в порты Северной Европы.
Продолжительность перехода высокоширотным маршрутом от мыса Дежнева (полуостров Чукотка) до мыса Желания (архипелаг Новая Земля) составила 7,8 суток, в течение которых судно c ледовым классом Arc4 преодолело расстояние в 2194 морских мили. При выполнении рейсового задания экипажем танкера была успешно протестирована работа двигателей и механизмов управления топливных систем судна с использованием СПГ-топлива, проверена работа навигационного оборудования и судовых механизмов в условиях обледенения и отрицательных температурах.
Отмечается, что в ходе рейса подтверждены высокая маневренность и ледопроходимость, а также соответствие судна высоким уровням безопасности мореплавания, экологичности, экономической эффективности. Практически на всем протяжении трассы танкер двигался самостоятельно. Около 950 морских миль пути было пройдено в ледовых условиях. При следовании через наиболее сложные в навигационно-гидрографическом отношении участки Айонского ледового массива (Восточно-Сибирское море) танкер встал под проводку атомного ледокола «Таймыр» ФГУП «Атомфлот».
Также интересно, что данные танкеры имеют своих «цифровых двойников», доступных береговым центрам управления и контроля. Это позволяет удаленно контролировать все процессы, происходящие на судах, предоставляя возможности для оптимизации маршрутов и расписаний бункеровок, что содействует снижению издержек при эксплуатации.
Один из последних построенных танкеров в этой серии (сдан в октябре прошлого года) Mendeleev prospect на днях зашел под погрузку в порт Приморск (Ленинградская область), где была проведена его презентация общественности. Показательно, что одно из самых экологических судов мира зашло в один из самых экологически чистых портов, которым считается Приморск.
Как рассказал в ходе презентации первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, выбор СПГ в качестве топлива является частью осознанной стратегии компании, направленной на формирование культуры экологически чистого судоходства.
Более того, использование СПГ позволяет сократить операционные затраты, что достигается более низким расходом топлива по сравнению с нефтепродуктами (примерно на 20%), получением скидок на портовые сборы, применяемых к экологически чистым судам (в том числе в российских портах Приморск и Усть-Луга), отсутствием нефтеостатков, шлама, образующихся при использовании мазута. При этом стоимость СПГ не превышает стоимости дизельного топлива. С другой стороны, капитальные затраты для судов на СПГ более высоки, чем для судов на обычном топливе, что требует мер господдержки для компаний, строящих экологически чистый флот.
Если говорить о бункеровочной инфраструктуре, то в настоящее время данные танкеры получают СПГ в Роттердаме и на рейде Гетеборга. При этом компания рассчитывает на то, что к 2021 году «Газпромнефть Марин Бункер» введет в эксплуатацию на Балтике специализированный бункеровщик СПГ, что позволит получать газ в России. Соответствующее соглашение планируется подписать в рамках Петербургского международного экономического форума 2019 года.
Кроме того, строящиеся для «НОВАТЭКА» три танкера-продуктовоза планируется бункеровать СПГ с берегового терминала, который в настоящее время начал функционировать в Высоцке (Ленинградская область).
По мнению Игоря Тонковидова, формирование бункеровочной инфраструктуры СПГ требует государственного внимания. «В этом процессе роль государства очень велика, потому что оно должно четко подать участникам сигнал, что оно это приветствует и будет поддерживать… иначе это станет риском отдельного игрока», - сказал представитель судоходной компании.
Одна из проблем в эксплуатации СПГ судов в России – это отсутствие на данный момент сертифицированных курсов для подготовки специалистов по обращению с СПГ-оборудованием. По факту СКФ имеет собственный курс на базе тренажера в Санкт-Петербурге, но для получения сертификата приходится отправлять специалистов в Роттердам. При этом курсы СКФ одобрены классификационным обществом Bureau Veritas - и с этой точки зрения они сертифицированы для иностранного флага. Однако для российского флага сертификация отсутствует.
Подготовка специалистов является одним из ключевых вопросов и конкурентных преимуществ компаний, которые способны ее обеспечить на высоком уровне, поскольку использование СПГ требует высокой квалификации.
«Любая эксплуатация, и в том числе степень ее опасности напрямую зависит от вашего профессионализма, умеете ли вы это делать, или нет», - подчеркнул Игорь Тонковидов, комментируя риски эксплуатации судов на СПГ-топливе.
Не СПГ единым
Как бы то ни было, пока большая часть судов, в том числе и «Совкомфлота», используют традиционные виды топлива. Однако, как было указано выше, с 2020 года по всему миру вводятся ограничения на содержание серы в судовом топливе не более 0,5%. Многие судовладельцы видят выход из ситуации в установке скрубберов, позволяющих использовать высокосернистое топливо, однако в «Совкомфлоте» к ним относятся скептически.
Как ранее в рамках «Транспортной недели» в Москве прокомментировал генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, «через пять-шесть лет нас ожидает ограничение по парниковым газам CO2, и субстандартные решения, вроде скрубберов, жизнью будут опрокинуты».
Действительно, по мнению опрошенных ИАА «ПортНьюс» специалистов, внедрение скрубберов может привести к увеличению выбросов с судов CO2. Скрубберная установка увеличивает вес судна и для нее ежедневно требуются десятки тысяч тонн воды для промывки всей системы. На это расходуется энергия, а это значит, в свою очередь, сжигание большего количества топлива, в данном случае топлива с высоким содержанием серы.
Более того, в ведущих портах мира уже вводят запрет на использование скрубберов с открытым контуром. Так, портовые администрации Шанхая и Сингапура ввели такой запрет, и вполне вероятно, что аналогичные запреты будут введены и в зонах ECA. Кроме того, в порту Фуджейра запрещают сброс сточных вод с содержанием серы.
По указанным причинам в мировой судоходной сфере растет понимание того, что скрубберы не являются оптимальным решением проблемы, в большинстве случаев более целесообразно использовать низкосернистое топливо, либо СПГ.
Как, в свою очередь, рассказал Игорь Тонковидов, в компании не прогнозируют дефицита низкосернистого топлива с 2020 года и «Совкомфлот» активно готовится к новым ограничениям.
«На каждое судно разработан план использования и утилизации топлива, и с 1 января 2020 года наш флот будет работать на топливе с содержанием серы не более 0,5% без всяких технических проблем», - сказал Игорь Тонковидов.
Говоря о тяжелом мазуте IFO 380, представитель «Совкомфлота» отметил, что для его хранения необходимо обеспечивать подогрев, а в условиях низкого спроса это может стать экономически нецелесообразным.
«Исчезнет он в качестве топлива или нет – это большой вопрос. Думаю, что в крупных портах не исчезнет, но в небольших портах, наверное, будет полностью вытеснен топливом с содержанием серы в 0,5% и в течение 3-4 лет сформируются точки, где он есть и где его нет», - предположил Игорь Тонковидов.
Таким образом, эра экологического судоходства открывается, в том числе, и в России. И здесь важен пример, важно, чтобы кто-то сделал первый шаг, принял на себя риск инновационного развития, как это и сделал «Совкомфлот».
Как подчеркнул в ходе форума «Арктика: территория диалога» Владимир Путин, хотя вопрос о степени влияния человеческой деятельности на изменения климата является дискуссионным, тем не менее, Россия принимает на себя обязательства по сокращению вредных выбросов.
Виталий Чернов.
С фоторепортажем с презентации танкера Mendeleev Prospect можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>