1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Через торосы к «Звезде»

16 января 2019   12:30

Через торосы к «Звезде»

Мощным фактором развития российской судостроительной отрасли является строительство судов с ледовым классом. Новые ледоколы активно строятся, хотя и не без проволочек и накладок, а запуск судостроительного комплекса «Звезда» позволит строить в России суда-снабженцы и крупнотоннажные танкеры ледового класса.

Не застрять в судостроительных льдах



Ввиду активного развития Арктики России крайне необходимы мощные атомные ледоколы. В настоящее время в Санкт-Петербурге строятся три универсальных атомных ледокола - «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Головной и первый серийный атомные ледоколы достраиваются у причала. Спуск на воду второго серийного атомохода «Урал» планируется приурочить к 163-летию Балтийского завода (май 2019 года).

Указанные три ледокола ЛК-60 проекта 22220 должны быть сданы к 2024 году, также к этому сроку должны быть построены четыре ледокола средней мощности на СПГ (40 МВт), которые будут работать в Обской губе и западных морях.

Кроме того, решение о строительстве 3-го и 4-го серийного (4-ый и 5-ый по данному проекту - прим. ред.) атомных ледоколов ЛК-60 принято в ходе рабочего совещания, которое провел руководитель российского правительства Дмитрий Медведев 28 ноября 2018 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Договор на строительство двух атомоходов планируется заключить в I квартале 2018 года. Особенность их строительства будет состоять в том, что проект планируется осуществить частично за счет заемных средств. Общая стоимость проекта оценивается в 100 млрд руб., из них 45 млрд руб. - средства федерального бюджета, 10 млрд руб. - средства госкорпорации «Росатом», заемное финансирование придется на оставшуюся часть. Данные ледоколы планируется сдать в конце 2025 года. Договор на строительство двух атомоходов планируется заключить в I квартале 2019 года.

Помимо этого было принято решение о строительстве ледокола-лидера мощностью 120 МВт. Более подробно о проектах ледоколов-лидеров мы писали ранее >>>>

Конкурс на разработку разрешительной документации для строительства ледокола-лидера выиграло ПАО «ЦКБ «Айсберг», цена контракта составляет 380 млн руб. Выполнение этой работы разбито на три этапа: первый этап должен быть завершен до 20 декабря 2018 года, второй этап – до 31 июля 2019 года, третий этап - до 29 ноября 2019 года.

По решению правительства России, исполнителем контракта на строительство ледокола-лидера определен судостроительный комплекс «Звезда» в Приморском крае.

Помимо атомных ледоколов, необходимо и строительство дизель-электрических. Здесь главным проектом является ледокол «Виктор Черномырдин» проекта 22600 мощностью 25 МВт. График его строительства уже неоднократно срывался. Судно начали строить еще в октябре далекого 2012 года, а в 2018 году неудачи с ним продолжились: 27 ноября на ледоколе произошел взрыв и пожар. Ходовые испытания ледокола планировалось провести до конца 2018 года, теперь их придется сдвинуть на первый квартал 2019 года. Это связано с большим количеством импортного оборудования на судне, в том числе производства США, которому, по известным причинам, придется подбирать аналоги, произведенные в других странах.


Помимо этого ФГУП «Росморпорт» до 2024 года планирует построить еще девять ледоколов. Как уточнили ИАА «ПортНьюс» в Росморпорте, речь идет о строительстве двух ледоколов мощностью по 18 Мвт (одного для Балтики и второго для Дальнего Востока), двух вспомогательных ледоколов мощностью по 12-14 Мвт (для Балтики и Архангельска, проект прорабатывается), одного портового ледокола мощностью 6-8 Мвт (для Северо-Запада, проект прорабатывается), а также четырех мелкосидящих ледоколов проекта 22740 мощностью 6,4 МВт (заказаны на СК «Звезда»).

Между тем, в 2018 году Выборгский судостроительный завод (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) сдал в эксплуатацию два ледокольных судна обеспечения мощностью 22 МВт класса Icebreaker 8 проекта IBSV01:  «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Суда предназначены для работы на Арктическом терминале Новопортовского месторождения, расположенном на западе Обской губы.

В свою очередь, «Амурский судостроительный завод» 26 декабря передал ООО «Газпром флот» новое судно снабжения проекта 22420 «Иван Сидоренко». Второе судно серии, «Остап Шеремет», планируется передать заказчику к апрелю 2019 года.

«Звезда» арктического счастья

Большое значение для российского судостроения будет иметь судостроительный комплекс «Звезда», строящийся в Приморском крае. Портфель заказов Судостроительного комплекса «Звезда» во II полугодии 2018 года вырос на 42% - в настоящее время он содержит контракты на производство 37 судов.

Якорным заказчиком является основной инвестор строительства комплекса – компания «Роснефть», разместившая заказ на  26 судов, в том числе 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса, 10 танкеров типоразмера Aframax.

ФГУП «Росморпорт» заказан один мелкосидящий ледокол. Также контракт предусматривает опцион еще на три аналогичных судна.

В свою очередь, в сентябре 2018 года «Совкомфлот» подписал пакет соглашений с компанией «Роснефть» о размещении заказа на строительство серии из двух судов нового поколения на газомоторном топливе на ССК «Звезда» с последующим отфрахтованием этих судов «Роснефти». Помимо этого, «Совкомфлот» обеспечит техническое наблюдение за строительством на ССК «Звезда» пяти аналогичных танкеров по заказу компании «Роснефть», а по окончании строительства предоставит судовладельцу комплекс услуг по управлению этими танкерами, включая подбор и формирование квалифицированных экипажей.
Речь идет о танкерах типоразмера Aframax т. н. «зеленой серии», первым в числе которых является танкер «Проспект Гагарина».


Также «Совкомфлот» заказал на «Звезде» три среднетоннажных танкера класса MR.

Помимо «Совкомфлота», на ССК «Звезда» уже планирует размещать заказы ПАО «Газпром». Так, до 2035 года газовая компания намерена построить здесь 17 судов и две плавучих буровых установки. При этом в период с 2021 по 2023 годы на данной верфи планируется разместить заказы на три судна снабжения, предназначенных для проведения буксирных операций, заводки и подъема якорей, доставки грузов на добычные и буровые платформы, одно пассажирское судно для перевозки экипажей платформ и одно многофункциональное судно обслуживания морского добычного комплекса.

В целом, производственная программа СКК «Звезда» предусматривает строительство 178 судов и объектов морской техники различных типов до 2035 года, исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи при загрузке на уровне 80%.

Строительство самого комплекса «Звезда» планируется завершить досрочно в 2020 году, при этом часть объектов здесь уже построены и запущены в работу. Изначально предполагалось, что строительство верфи должно было быть завершено в 2024 году.

Строительство арктических судов должно сопровождаться процессом импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования. Для содействия ему создан Центр импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования ЦНИИ «Курс», о чем более подробно мы писали ранее >>>>

Виталий Чернов.