Сколько стоит флот построить
На меры господдержки строительства нового флота в России в 2018 году было выделено более 2 млрд руб., что позволило частным заказчикам построить более сотни судов различного назначения. Отечественные верфи также активно закладывали и суда по государственным заказам.
По данным Минпромторга России, в прошедшем году на субсидирование кредитных платежей было выделено 564 млн руб., лизинговых – 887 млн руб., а по судовому утилизационному гранту – 540 млн руб.
Субсидии на уплату кредитных и лизинговых платежей получили 20 компаний: ООО «Грифон», ОАО «СЗФ», ООО «Транспетрочарт», ООО «В. Ф. Танкер», ООО «В. Ф.Танкер-Инвест», ООО «ПТрансКо», ООО «Волгасервис», ООО «Восток трансгрупп», ФГУП «Атомфлот», ООО «Волго-Балт-Танкер», ОАО «МРП», ООО «БФ Танкер», ООО «Нафта-инвест», ООО «Курганнефтепродукт», ООО «ИСР Транс», ООО «Анкор», ОАО «Мостурфлот», АО «СК «Волжское пароходство», ООО «Пола Райз», АО «Хабаровскводтранс».
Всего в рамках данной меры господдержки субсидируется строительство 110 судов, в том числе танкеры проекта RST25 и RST27, проекта 19614, сухогрузы проекта RSD44, баржи и буксиры.
Субсидии в рамках судового утилизационного гранта в 2018 году получили ООО «Московское речное пароходство», ООО «Рыболовецкая компания «Вирма» (под ярусоловы-процессоры проекта МТ1112XL), ООО «Водоходъ» и ООО «Волготранс».
Кроме того, в 2018 году были предоставлены 5,9 млрд руб. ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) для лизинга гражданских грузовых и пассажирских судов. Ранее планировалось, что эти средства будут использованы в проектах ЗАО «Гознак-лизинг» (с 2016 года - в составе АО «ОСК»). Со своей стороны, ГТЛК планирует дополнительно к полученному госфинансированию привлечь на рынке более 5 млрд руб., что позволит реализовать проекты строительства на российских верфях и передачи в лизинг судовладельцам 11 сухогрузов и двух пассажирских скоростных судов («Комет»).
Внутренний водный транспорт
По оценкам генерального директора «Морского инженерного бюро» Геннадия Егорова, перспективная потребность в сухогрузах река-море плавания в России оценивается в 100-140 судов после 2022 года, когда произойдет пиковое списание старого флота.
Одним из главных драйверов в данном сегменте являются перевозки зерновых. При этом, по мнению Геннадия Егорова, обновление флота для сибирских рек возможно либо за счет государственного бюджета, либо за счет многократного повышения ставок на его услуги ввиду узкой сезонности работы.
Если перечислять конкретные проекты по строительству судов смешанного плавания, реализованные или начатые в 2018 году, то стоит выделить наиболее крупные серийные.
Так, 20 декабря 2018 года ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» сдал головной сухогруз проекта RSD59 «Пола Анатолия» для ООО «Пола Райз».
Другой завод, «Красное Сормово», в свою очередь завершил строительство серии из пяти сухогрузных теплоходов проекта RSD59 для той же компании «Пола Райз» 15 октября 2018 года. Закладка этих судов состоялась осенью 2017 года. Теплоходы «Пола Макария», «Пола София», «Пола Филофея», «Пола Феодосия» и «Пола Фива» в настоящее время находятся в эксплуатации.
В ноябре 2018 года завод «Красное Сормово» подписал очередной трехсторонний контракт с ГТЛК и судоходной компанией «Пола Райз» на строительство и поставку второй серии из четырех сухогрузов данного проекта. Все четыре сухогруза планируется построить и передать заказчику в 2019 году. Спуск на воду первого судна новой серии запланирован на январь 2019 года, передача его заказчику в начале следующей навигации.
Также в ушедшем году были построены семь несамоходных нефтеналивных барж класса «Белмакс» для эксплуатации по реке Белая (Башкортастан) проекта ROB20. «Окская судоверфь» (входит в состав UCL Holding) 29 августа 2018 года сдала седьмую баржу «Белмакс 7» проекта ROB20. Серия из десяти судов строится по лизинговой схеме для судоходной компании «Белмакс» (Санкт-Петербург), заказчиком (лизингодателем) выступает ГТЛК.
Кроме того, «Окская судоверфь» 21 сентября 2018 года заложила киль уже четвертого в серии из восьми сухогрузных судов проекта RSD32M, строящихся по заказу ГТЛК.
В свою очередь, «Верфь братьев Нобель» завершила строительство двух двухкорпусных нефтеналивных барж смешанного река-море плавания проекта ROB07 «МН-4001» и «МН-4002» дедвейтом 4400 тонн для ОАО «Ленское объединённое речное пароходство».
Продолжая тему барж, отметим, что в Приморском крае по заказу региона построены две самоходные баржи «Камчатка-1» и «Камчатка-2» на базе проекта «Славянка». Первое судно построено на «Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе», второе – на «Славянском судоремонтном заводе». Самоходная баржа с аппарелью предназначена для перевозки 25 пассажиров, и 40 тонн грузов. Две баржи будут использоваться для работы в режиме паромной переправы и рейдовой разгрузки на необорудованный берег.
Также на ПАО «Находкинский судоремонтный завод» 31 октября 2018 года состоялась торжественная закладка двух самоходных грузопассажирских барж. Каждая баржа рассчитана на 20 тонн груза и 12 пассажиров. Они тоже будут построены по заказу министерства транспорта Камчатского края. Спуск судов запланирован на 2019 год. Рассматривается возможность возможна модернизация этой линейки самоходных барж с учётом природно-климатических условий Камчатки.
Астраханский судостроительный завод «Лотос» (входит в ОСК) заключил контракт на строительство двух несамоходных барж-площадок проекта 7514 по заказу ЗАО «Гознак-лизинг» для ФГБУ «Морспасслужба». Суда будут построены в рамках Программы лизинга морских и речных гражданских судов АО «ОСК». Срок сдачи заказа – весна 2019 года. Несамоходные баржи-площадки предназначены для перевозки генеральных грузов методом толкания и буксировки. Суда смешенного типа плавания (река-море) будут строить под наблюдением Российского морского регистра судоходства.
Что касается танкеров, то стоит отметить строительство двух продуктовозов-химовозов проекта RST27М. Танкеры строились на заводе «Красное Сормово» для компании «БФ Танкер» по заказу ГТЛК. В сравнении с RST27 танкер-химовоз нового проекта RST27M имеет усиленную морскую функцию.
На «Астраханском судостроительном производственном объединении» (АСПО) 4 сентября 2018 года состоялась закладка двух танкеров-химовозов проекта 00216М. Заказ будет выполнен в соответствии с договором, подписанным Группой компаний (ГК) «Каспийская Энергия» (входит в состав ОСК), ООО «Волготранс» и ЗАО «Гознак-лизинг». Первый химовоз должен сойти со стапелей АСПО в 2019 году, второй – в 2020 году. Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, судоходная компания «Волготранс» подписала соглашение с ОСК на строительство более 30 танкеров дедвейтом 6000-7500 тонн (река-море плавания) в течение трех лет.
В апреле 2018 года состоялась закладка судна проекта RT37 - танкера-бункеровщика и экологического судна для Байкала. Танкер планируется сдать в 2019 году, он строится на заводе «Восточно-Сибирского речного пароходства».
В свою очередь, «Ярославский судостроительный завод» (ЯСЗ) 21 сентября 2018 года заложил судно-нефтесборщик проекта Р2114 по заказу АО «Транснефть – Прикамье». Судно длиной более 20 м, шириной – 6 м предназначено для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе на реках. Договор на его строительство был заключен в феврале. Планируется, что судно будет передано АО «Транснефть – Прикамье» в сентябре 2019 года.
Буксиры
На Хабаровском судостроительном заводе (входит в ОСК) 27 ноября 2018 года состоялась закладка первого в серии буксира проекта 00440 для Амурского судостроительного завода (АСЗ, входит в ОСК). Лизингодателем выступила кэптивная лизинговая компания Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) «Машпромлизинг» (в ноябре 2018 года сменила название: решением общего собрания акционеров ЗАО «Гознак-лизинг» переименовано в акционерное общество «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» - АО «МАШПРОМЛИЗИНГ»). Проект судов был разработан в конструкторском бюро «Вымпел» (также входит в ОСК). АСЗ планирует использовать новые буксиры для осуществления перегона кораблей и судов в г. Владивосток для их дальнейшей достройки, заводских ходовых и швартовых испытаний с последующей передачей заказчикам, а также оказания услуг по буксировке. Головное судно планируется построить в 2019 году, второе – в 2020 году.
Ледокольный буксир «Надым», построенный в рамках проекта «Портофлот» для Атомфлота, был спущен на воду на производственной площадке ООО «Краншип» (г. Темрюк, Краснодарский край) 18 апреля 2018 года.
Проект строительства судов вспомогательного флота для порта Сабетта «Портофлот» подразумевает строительство и использование трех буксиров ледового класса, одного портового ледокола и одного ледокольного буксира. Строительство ведется верфями ООО «Краншип» (г. Темрюк) и ПАО «Выборгский судостроительный завод» (Выборг, Ленинградская область). Контракт на услуги «Портофлота» с ОАО «Ямал СПГ» действует с 2014 по 2040 годы. В рамках проекта «Портофлот» уже построены буксиры «Пур», «Тамбей» и «Юрибей».
Пассажирские суда
«Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Невский ССЗ) заключил с АО «Сахалинлизингфлот» контракт на строительство двух грузопассажирских паромов проекта PV22. Проект разработан Морским Инженерным Бюро-Дизайн-СПб.
Грузопассажирские суда класса ARC 4 для послужат для перевозок между Курильскими островами и между островом Сахалин. Новые суда проекта PV22 предназначены для: перевозки 146 пассажиров; перевозки генеральных грузов, включая рефрижераторные и опасные грузы в упаковке – объем трюма заметно вырос - до 895 куб. м (против 208-215 куб. м на существующих судах); перевозки 24 контейнеров (в том числе 8 рефрижераторных); перевозки 6 легковых автомобилей.
На судостроительном заводе «Лотос» (ССЗ «Лотос», г. Нариманов, Астраханская область, входит в производственный дивизион CNRG Group - структуру Объединенной судостроительной корпорации) 21 июня 2018 года состоялась закладка второго речного круизного судна проекта ПКС-180 «Золотое кольцо». В январе 2018 года было заложено головное судно данного проекта.
Теплоходы строятся в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов АО «ОСК». Заказчиком выступает ЗАО «Гознак-лизинг» (входит в состав АО «ОСК»), судовладельцами и операторами судов будут являться ООО «Волгасервис» и ООО «Речсервис», входящие в Группу компаний «Гама». Проект ПКС-180 «Золотое кольцо» представляет собой трехпалубный теплоход, рассчитанный на 180 пассажиров.
Также можно отметить строительство на «Свирской судоверфи» (Подпорожье, Ленинградская область) двух судов на воздушных подушках «Нептун-23». Они заменят действующие вездеходы «Арктика 3Д» на переправе «Салехард – Лабытнанги» (Ямал) в период межсезонья.
Также ООО «Судостроительная компания «АЭРОХОД» в Нижнем Новгороде совместно с Российским Речным Регистром в 2018 году завершили испытания судов на воздушной подушке проекта А20П «Югорский-8» и «Югорский-9», после чего суда были отправлены в г. Ханты-Мансийск для пополнения парка судов АО «Северречфлот».
На «Зеленодольском заводе им. Горького» (Республика Татарстан) в апреле 2018 года состоялась закладка двух прогулочно-экскурсионных пассажирских судов проектов 03620 и 03621. Суда проектов 03620 (пассажировместимость 250 человек) и 03621 (пассажировместимость 150 человек) представляют собой дизельные теплоходы, с кормовым расположением машинного отделения и носовым размещением рулевой рубки, конструктивный тип судов — однокорпусный, стальной. Предполагается, что суда будут выполнять прогулочные и экскурсионные рейсы.
Государство поможет с заказом
Помимо вышеуказанных судов строился служебно-вспомогательный флот, активно велось строительство судов и в рамках гособоронзаказа. Обзор строительства ледоколов, крупнотоннажных судов, рыболовного флота мы планируем сделать в отдельном материале.
Если говорить в целом, то очевидны два факта: российское судостроение продолжает «оживать», и делает оно это благодаря активной роли государства, которое является как прямым заказчиком, так и помогает частным компаниям посредством применения мер господдержки. Также имеется тенденция на снижение доли гособоронзаказа в общем объеме судостроительной продукции. По оценкам ОСК, корпорация должна достичь паритета между военной и гражданской продукцией в течение ближайших девяти-десяти лет.
Отдельной проблемой является высокая доля импортного судового комплектующего оборудования. Дабы отечественное судостроение не развивалось по принципу «отверточной сборки», которая мало поможет задаче увеличения валового внутреннего продукта страны, в России создан Центр импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования, о чем более подробно мы писали ранее >>>>
Виталий Чернов