Мировой танкерный рынок претерпевает сложные времена из-за торговых войн, переизбытка тоннажа, сокращения добычи нефти странами ОПЕК+. Улучшение ситуации может наступить благодаря введению ограничений по сере в судовом топливе с 2020 года, росту спроса на нефтепродукты и сокращению тоннажа. При этом Россия может оказаться «тихой гаванью» для отечественного танкерного флота.
На волнах рынка
Практически все крупнейшие танкерные компании мира по итогам I полугодия 2018 года отчитались об убытках. Так, консолидированный чистый убыток группы Teekay составил около $48 млн, Euronav - $51,6 млн, Torm - $7,5 млн, Team Tankers - $2,9 млн, DHT Holdings - $37,4 млн, International Seaways - $48,11 млн, Hafnia Tankers - $12,03 млн, «Совкомфлота» - $57,8 млн.
В качестве причины убытка указывается снижение спотовых ставок фрахта на танкеры и окончание действия тайм-чартерных контрактов для различных судов, которые впоследствии стали торговаться на спотовом рынке по более низким ставкам.
Главными причинами убытков являются снижение тайм-чартерных эквивалентов, сокращение поставок нефти странами ОПЕК+, резким спадом нефтяного экспорта из Венесуэлы, высоким уровнем запасов, а также профицитом тоннажа на танкерном рынке.
Так, по данным Teekay за I полугодие 2018 года в танкерном сегменте было списано 15,7 млн тонн дедвейта, в то время как введено 15,8 млн тонн.
В «Совкомфлоте» указывают, что в первой половине 2018 года сохранялась крайне неблагоприятная конъюнктура танкерного рынка: фрахтовые ставки на конвенциональные суда упали до самых низких за последние 25 лет значений. В отчетном периоде уровень фрахтовых ставок в отдельных сегментах спотового танкерного рынка снизился более чем на 50% по сравнению с аналогичными показателями первого полугодия 2017 года.
При этом сложилась ситуация, когда танкеры, у которых закончились сроки тайм-чартерных контрактов, стали выходить уже на «низкий» спотовый рынок с соответствующим финансовым эффектом.
По данным аналитиков судоходной группы MOL, за последние 10 лет среднемесячные спотовые ставки на танкеры типоразмера VLCC упали с более чем $200 тыс. в сутки до приблизительно $20 тыс. в сутки, продемонстрировав десятикратное падение. На сокращение показателя в 2018 году повлияло, в основном, падение средних ставок в сегментах VLCC и Aframax.
В сегменте продуктовозов среднемесячные спотовые ставки за тот же период снизились с примерно $55 тыс. в конце 2008 года до приблизительно $8,5-$9 тыс. в 2018 году, показав почти шестикратное падение. Снижение ставок в 2018 году было вызвано, преимущественно, сокращением средних суточных ставок в сегменте MR, спотовые ставки на которые упали примерно до $8600 за сутки.
В Teekay прогнозируют, что введение ограничений по уровню содержания серы в судовом топливе с 1 января 2020 года окажет позитивное влияние на спрос в танкерном сегменте, поскольку НПЗ будут производить больше низкосернистого топлива, требующего перевозки до точек сбыта, а также плавучих хранилищ.
Между тем, на 2019 год придется пик сдачи новых танкеров. Для стабилизации фрахтового рынка необходимо сокращать переизбыток тоннажа. Судя по всему, это произойдет ближе к 2020 году.
Продолжая тему экологии, нужно отметить, что она отразится и на топливных системах самих новых танкеров. Так, например, Torm объявила об оснащении 14 судов скрубберами, а «Совкомфлот» строит танкеры на сжиженном природном газе (СПГ). В феврале 2018 года «Совкомфлот» и концерн Shell заключили долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух строящихся судов нового поколения – первых в мире танкеров типоразмера Aframax, специально спроектированных для работы на газомоторном (СПГ) топливе. Первый танкер на СПГ Gagarin Prospect был принят в эксплуатацию в июле 2018 года.
«В отчетном периоде группа СКФ и компания Royal Dutch Shell объявили о подписании долгосрочных тайм-чартерных соглашений в рамках реализации проекта коммерческой эксплуатации крупнотоннажных танкеров нового поколения, использующих газомоторное топливо (СПГ) в качестве основного, что значительно снижает вредное воздействие на морскую экосистему. Подобный шаг демонстрирует отраслевое лидерство группы СКФ в сфере технологических инноваций и в совокупности с накопленным капитанами и экипажами судов СКФ уникальным опытом работы в сложных навигационных условиях дает компании дополнительные конкурентные преимущества», - сказал генеральный директор российской танкерной компании Сергей Франк.
В мае группа «Совкомфлот» и АО «Роснефтефлот» заключили договор, предусматривающий участие специалистов группы СКФ в техническом наблюдении за строительством танкеров типоразмера Aframax на судостроительном комплексе «Звезда» (Приморский край).
В отечественной компании в условиях сложной ситуации на фрахтовом рынке делают ставку на приоритетное развитие индустриальных сегментов бизнеса. Доля доходов от шельфового и газового дивизионов группы СКФ за I полугодие 2018 года суммарно выросла на 59,1%, генерируя устойчивую прибыль.
Меры, предпринимаемые Минтрансом и Минпромторгом России по стимулированию и защите российского судоходства и судостроения, а также активное развитие арктических проектов позволяют надеяться, что Россия станет своего рода «тихой гаванью» для отечественного танкерного флота.
Виталий Чернов.