Россия готовится к топливной революции в мировом судоходстве. Прорабатываются меры господдержки для стимулирования судоходства на газомоторном топливе, реализуется ведомственная программа по техническим аспектам судоходства на СПГ, научные и проектные организации проводят соответствующие работы. Об этом представители министерств, ведомств и заинтересованных компаний рассказали в ходе организованной медиа-группой «ПортНьюс» совместно с Крыловским государственным научным центром Первой конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России», состоявшейся в «революционную» дату 25 октября 2017 года.
Дать судам по газам
Мировое судоходство стоит на пороге очередной топливной революции. Если примерно век назад суда были переведены с угля на нефтепродукты, то сегодня тенденция состоит в отказе от них в пользу альтернативных видов энергии, в первую очередь сжиженного природного газа (СПГ). Особенность нынешней ситуации состоит в том, что если переход на нефтепродукты в свое время был вызван экономическими и технологическими причинами, то отказ от них в пользу более чистых видов топлива сегодня связан с ужесточением международного законодательства в сфере ограничений вредных выбросов с судов. Это в наибольшей степени актуально для зон особого контроля за выбросами с судов (ECA). Россию непосредственно затрагивает зона ECA Балтийского и Северного морей. Впрочем, с развитием соответствующей инфраструктуры и рынка СПГ, роста количества судов на этом виде топлива, а также заправочных станций, появление соответствующей инфраструктуры возможно и в других регионах: например, в Азово-Черноморском бассейне, а также на внутреннем водном транспорте. Суда река-море плавания с появлением бункеровочных станций СПГ в морских портах также смогут использовать эту инфраструктуру для выхода в зону ECA. В будущем вероятно появление бункеровочных СПГ-станций в ключевых точках внутренних водных путей (ВВП) для транзитного судоходства.
Выступивший в ходе конференции заместитель министра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский отметил, что переход на сжиженный природный газ в судоходстве является сформировавшейся тенденцией и Россия не остается от нее в стороне. «Очевидно, что мы уже вступили на долгий путь перевода судов на СПГ», - подчеркнул замминистра.
В то же время, строительство судов с топливной системой, способной работать на газомоторном топливе, обходится от 10% до 30% дороже (в зависимости от типа судна и его дедвейта), чем строительство аналогичного судна, работающего на нефтепродуктах. Поэтому судовладельцы, которые приняли или собираются принять решение о переводе судов на газомоторное топливо, было бы логично предоставить поддержку государства. Минтранс прорабатывает одну из таких мер поддержки, которая состоит в снижении размеров портовых сборов для судов на газомоторном топливе. Это позволит не только стимулировать заходы этих судов в порты России, но и повышать конкурентоспособность отечественных терминалов. Так, например, в крупнейших портах северного побережья Европы такие преференции уже действуют.
По мнению Виктора Олерского, было бы правильно начать использовать СПГ в качестве топлива на судах вспомогательного флота (буксирах, возможно, портовых ледоколах), а также на паромах.
Как рассказал в ходе конференции по видеосвязи директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев, находившийся в Лондоне, где проходили заседания рабочих групп Международной морской организации (ИМО), посвященные выработке Стратегии сокращения выбросов парниковых газов с судов и контроля за исполнением международных требований в этой сфере, международное законодательство неуклонно идет по пути ужесточения экологических требований к судоходству и высказываются идеи достижения нулевых выбросов с судов к 2050 году. «Эра газомоторного топлива наступает, и мы хотим, чтобы Российская Федерация, обладая большими запасами газа, смогла войти в этот «отправляющийся вагон», - сказал Виталий Клюев.
Со своей стороны, Минпромторгом России реализуется ведомственный проект «Развитие газотопливного флота для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях». Реализация проекта (бюджетная часть) осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы». Сроки реализации: ноябрь 2017 – декабрь 2025 годов. Как рассказала в ходе конференции начальник отдела стратегического планирования и управления департамента судостроительной промышленности и морской техники Елена Квасникова, проект включает ряд мероприятий, таких как НИОКРы на разработку инновационных образцов судов, необходимого оборудования, технологий, а также создание экспериментальных образцов оборудования и техники и проведение их опытной эксплуатации, предоставление субсидий на строительство судов на российских верфях.
Успешная реализация всех мероприятий проекта, по расчетам министерства, позволит обеспечить рост числа газотопливных коммерческих судов (включая транспортные и пассажирские суда, суда-бункеровщики, плавучие бункеровочные базы, суда служебного и вспомогательного флота), произведенных на территории Российской Федерации, до 38 единиц к 2030 году при доле отечественных комплектующих в них более 50%, а также увеличить число переподготовленных и сертифицированных специалистов по работе с газовым топливом до 800 человек.
По трем мероприятиям ведомственного проекта уже состоялся открытый конкурс на выполнение НИОКР, победителем по данным мероприятиям стал Крыловский государственный научный центр.
От теории – к практике
ПАО «Совкомфлот» стало единственной пока российской судоходной компанией, которая приступила к внедрению СПГ в качестве топлива. Помимо нового флота (серия «Афрамаксов» на СПГ топливе), компания уже ведет работу по подготовке персонала. Как рассказал в ходе конференции первый заместитель генерального директора – главный инженер ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, к маю 2018 года компания подготовит 8 профессиональных экипажей для работы на таких судах.
В ходе дискуссии на конференции обсуждались различные варианты использования чистых видов топлива на судах и способы бункеровок. Топ-менеджер «Совкомфлота» отметил, что использование скрубберов, хотя и позволяет сэкономить инвестиции на этапе строительства (в сравнении с судном на СПГ на 40-50%), в то же время создает сложности с утилизацией отработанных отходов. А общепринятый способ бункеровки сжиженным газом с автотранспорта обходится слишком дорого из-за непроизводственных простоев судов. Все это ведет к необходимости развития инфраструктуры для бункеровок СПГ с использованием специализированных танкеров-бункеровщиков и береговых терминалов.
По данным министерства транспорта, первые бункеровочные терминалы на российской Балтике появятся в конце 2018 – начале 2019 годов. Речь идет о терминалах в порту Высоцк и в порту Калининград. В дальнейшем должен быть запущен крупный проект «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга.
Планы строительства танкеров-бункеровщиков СПГ для Балтики имеются у компании «Газпромнефть Марин Бункер», они учтены в упомянутом проекте Минпромторга.
Российская проектная организация «Морское инженерное бюро» разработала ряд проектов судов на газомоторном топливе. По словам руководителя бюро Геннадия Егорова, создана модификация танкера река-море плавания RST27 на СПГ, многофункционального судна MPSV12, железнодорожного парома CNF19М (планируется поставить на линию Усть-Луга – Балтийск) и др. Одним из ключевых факторов при проектировании таких судов является обеспечение их достаточной автономности, поскольку емкости под СПГ занимают значительное пространство и сжиженный газ не может храниться долго.
Также необходимо стимулировать локализацию соответствующего оборудования и производств в России. В этой сфере работает компания Damen, обладающая большими компетенциями в сфере строительства вспомогательного и иного флота и имеет наработки в сфере применения альтернативных видов топлива. Как рассказал в ходе конференции представитель DAMEN в России Роман Богданов, не стоит ограничиваться лишь сжиженным газом при рассмотрении проектов будущих судов, поскольку в некоторых ситуациях более целесообразным является, например, использование компримированного газа и гибридных установок. DAMEN имеет подробные расчеты, наработки и реализованные проекты для разных видов судового топлива и гибридных установок.
Российский морской регистр судоходства также провел большую работу в сегменте газомоторного судоходства. Начальник управления планирования и маркетинга главного управления ФАУ «РМРС» Георгий Бедрик сообщил, что российским классификационным обществом разработаны новые классификационные знаки: GFS (Gas Fuelled Ship - судно на газомоторном топливе), LNG bunkering ship (бункеровщик газомоторным топливом) GRS (Gas Ready Ship - судно, подготовленное для оборудования системами под использование газомоторным топливом) и соответствующие требования к ним.
Нормы пока газообразны
Развитие инфраструктуры СПГ потребует разработки нормативной системы, регулирующей создание и эксплуатацию подобных объектов. Как рассказал в ходе конференции начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин, в настоящее время соответствующая полноценная нормативная база в России отсутствует.
«Несмотря на то, что существует немало документов, регламентирующих вопросы безопасности в этой области, сказать, что все вопросы решены - нельзя. Проектные организации вынуждены разрабатывать и согласовывать специальные технические условия (СТУ) для каждого такого проекта, в связи с отсутствием или недостаточностью тех или иных требований по данному направлению», - сказал представитель Главгосэкспертизы.
По его мнению, если количество проектов бункеровочных терминалов и пунктов бункеровки СПГ будет увеличиваться то, в перспективе, потребуется разработка нормативного документа, устанавливающего необходимые требования к проектированию таких объектов, поскольку разработка и согласование СТУ приводят к увеличению сроков и стоимости проектных работ.
В частности, целесообразно ввести градацию требований к противопожарным расстояниям до объектов хранения СПГ от других объектов, в зависимости от объемов хранения сжиженного газа.
Как признал в ходе конференции советник руководителя Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») Минстроя России Юрий Глуховенко, пока проектов СПГ немного, два-три в год, проблема недостатка нормативов решается через СТУ.
«Когда количество строящихся объектов будет достаточным, наработки конкретных технических решений, кодифицированных в СТУ, могут бытъ перенесены в нормы. Тогда они могут стать уже не разовыми для конкретного объекта, а общими, универсальными, как и положено быть сводам правил (СП). То есть, мы кодифицируем решения из СТУ в СП или в иные документы строительного нормирования когда набирается критическая масса решений, апробированных, реализованных, и, следовательно, не нуждающихся в дополнительных проработках», - пояснил Юрий Глуховенко.
Он отметил, что существует постоянная программа совершенствования строительных норм, в рамках которой каждый год утверждаются планы по разработке новых и совершенствованию существующих документов. «Минтранс России может инициировать в системе Минстроя России разработку таких норм, и эта работа будет профинансирована государством и сделана», - уточнил Юрий Глуховенко.
Продолжая тему безопасности СПГ-оборудования, выступивший на конференции ведущий инженер отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского ГНЦ Антон Луцкевич отметил, что разлив сжиженного газа на акваторию не приводит к ее загрязнению, а опасность газового облака не носит катастрофического характера. Например, зона отчуждения для объекта СПГ объемом в 250 куб. м. не превышает 25 м. Впрочем, параметры безопасности необходимо определять индивидуально под каждый объект.
Говоря в целом можно отметить, что Россия подготовилась к новой революции, на этот раз топливной, намного лучше, чем принято считать. Впрочем, пока мы еще стоим в самом начале пути, однако объединение и координация усилий всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, проектных, экспертных организаций и отраслевых СМИ позволит успеть запрыгнуть в этот «уходящий поезд».
Вторая конференция «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России» состоится в октябре 2018 года в Москве.
Подробная информация в разделе Анонсы >>>>
Виталий Чернов.
Медиа-группа «ПортНьюс» благодарит партнеров и спонсоров Первой конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России» (фото) >>>>
Состоялась Первая конференции «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России» (фоторепортаж) >>>>