Сергей Барышников: «Мы настойчиво шли к восстановлению военной кафедры, и у нас получилось»
Многолетние усилия всех заинтересованных сторон по восстановлению военной кафедры в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) наконец увенчались успехом. Об этом, а также о планах по оптимизации филиальной сети вуза и предстоящей аккредитации в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал ректор флагмана отраслевого образования – ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.
- Сергей Олегович, какое значение для вуза имеет восстановление военной кафедры?
- Действительно, в Калининграде в конце июня этого года на выездном заседании Коллегии Минобороны России под руководством главы военного ведомства Сергея Шойгу было принято решение о восстановлении в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова военной кафедры. Я участвовал в этом заседании с докладом о необходимости восстановления кафедры в нашем вузе.
Отмечу, что мы несколько лет настойчиво и упорно шли к этой цели, и у нас все получилось. Теперь у вуза будет более тесное взаимодействие с предприятиями отрасли, не будет перерыва после окончания обучения, так как курсанты смогут сразу приходить на навигационные мостики, в машинные отделения и так далее.
Здесь, в первую очередь, нужно поблагодарить заместителя министра транспорта Российской Федерации – руководителя Росморречфлота Виктора Олерского и председателя правления ПАО «Совкомфлот» Сергея Франка, которые провели главную работу с руководством Минобороны. Теперь наша задача – выстроить подготовку в соответствии с современными требованиями.
- Расскажите о выпуске этого года.
- Отличие выпуска 2017 года в том, что судоводители и судомеханики выпускаются летом. Раньше они обучались 5,5 лет, теперь 5 лет. Таким образом, мы перешли на «летнее» вручение дипломов. Это впервые, раньше вручали зимой.
Подчеркну, что выпуск специалистов – это очень важное событие, ведь ребята выходят в самостоятельную жизнь. При этом мы понимаем, что их успехи – это успехи «Макаровки», если будут неудачи, то они тоже будут приписаны нашему вузу. Соответственно, мы ревностно следим за выпускниками после окончания обучения, общаясь и с руководством отрасли, и непосредственно с судоходными компаниями.
- Как в настоящее время обстоит дело с трудоустройством выпускников?
- Наш вуз никогда не испытывал проблем с трудоустройством. Отмечу, по данным Международной морской организации (ИМО, IMO) в среднем нехватка кадров в отрасли составляет 10%. При этом, сейчас строится большое количество различных судов. Буквально недавно было введено в эксплуатацию новое ледокольное судно обеспечения добывающих платформ для работы в Арктике «Степан Макаров». Также построен танкер-газовоз ледового класса «Кристоф де Маржери», который также будет работать на Северном морском пути. Планируется, что таких судов будет около 15, и для работы на них нужны кадры.
- Расскажите о наборе этого года и ближайших планах.
- На набор этого года мы смотрим с оптимизмом. Сейчас активно работает приемная комиссия, на настоящий момент количество поданных заявлений уже превышает показатель прошлого года примерно на 50%. Отмечу, что увеличивается прием в магистратуру. Также многие абитуриенты поступают на внебюджетное обучение. Так, в прошлом году на эксплуатационные специальности (судоводители и судомеханики) на внебюджет мы набрали более 60 человек – это примерно 10% от набора. За прошедшие годы – это впервые.
Вуз активно ведет профориентационную работу. Мы очень много работаем с подшефными школами, их более 200. В основном, это школы, где созданы морские классы, школы юнг, клубы юнг. Более того, наши преподаватели зачастую преподают в этих учебных заведениях физику и математику, чтобы у будущих абитуриентов был соответствующий уровень подготовки для поступления в наш вуз.
Касательно планов, прежде всего, нам предстоит оптимизировать сеть филиалов. Принято решение, что некоторые филиалы, расположенные в тех местах, где действительно востребованы моряки и где подготовка осуществляется на должном уровне, станут опорными. Остальные филиалы либо присоединятся к ним, либо будут переданы другим учебным заведениям, либо ликвидированы.
Главная же задача следующего года – успешно пройти аккредитацию. Аккредитация – это всегда экзамен для учебного заведения. Отмечу, что по результатам недавно прошедшего мониторинга высших учебных заведений практически все наши филиалы и головная организация признаны эффективными.
Беседовала Маргарита Бабкова.