Непыльная работа
Перспективное развитие угольных перевалочных мощностей в России остро ставит проблему экологической защиты, которую вполне эффективно можно решить в рамках специализированных угольных терминалов.
Выход из угольной «дикости»
В одном из прошлых материалов мы уже писали о хороших перспективах экспорта угля из России и необходимости соответствующего развития портовой инфраструктуры >>>> Вместе с тем понятно, что угольные терминалы представляют экологическую опасность, которую можно практически полностью устранить при применении определенных мер защиты.
Проблема российской перевалки угля заключается в том, что она, зачастую, происходит на неспециализированных универсальных терминалах, не обеспеченных необходимым и дорогостоящим оборудованием, позволяющим экологически безопасно работать с этим грузом.
Для обеспечения безопасной перевалки угля необходимо оборудование терминала вагоноопрокидывателями, конвейером и системами предотвращения пыления. В качестве «образцово-показательного» примера можно привести терминал Baltic Coal в Вентспилсе (Латвия), через который ранее переваливалось порядка 5 млн тонн российского угля. Здесь уголь хранится в крытых складах и перемещается крытым конвейером напрямую из склада в трюм судна. Практически весь процесс автоматизирован и контролируется из офиса оператором. Попадание угля в атмосферу или акваторию практически исключено. Впрочем, использование крытых складов для хранения угля имеет и свои существенные недостатки, поскольку повышает пожароопасность из-за скопления метана. В настоящее время ни один из крупнейших угольных терминалов мира не применяет крытое складирование угля. Возможно, это имеет смысл делать только в случае относительно небольших терминалов, расположенных в непосредственной близости от крупных населенных пунктов, как в случае с Baltic Coal Terminal.
В любом случае, использование связки вагоноопрокидывателя и крытого конвейера с судопогрузочной машиной позволяет отказаться от грейферной разгрузки, которая не только приводит к пылению, но и к повреждению вагонов. При этом вагоноопрокидыватели желательно также делать крытыми, что позволяет и устранить пыление, и снизить производственный шум. Это оборудование является достаточно дорогостоящим и поэтому не применяется на универсальных терминалах или там, где собственники не желают или не могут обеспечить соответствующие инвестиции. В качестве компромисса возможно использование кранов вместо судопогрузочной машины, однако это уже повышает уровень пыления в порту.
Из систем предотвращения пыления можно также выделить разнообразные водяные пушки, обеспечивающие водяную завесу (водоорошение), связывающую угольную пыль. В порту Роттердам (Нидерланды) также применяется использование специальных составов для склеивания мелких пылеватых частиц.
Также необходима установка пылезащитных и ветрозащитных барьеров и систем сбора пыли. Очистку угля от металлических включений и дробление угля до контрактных размеров лучше производить с помощью магнитного сепаратора и дробильной установки в крытых помещениях.
При всем при этом, разумеется, даже оборудованный всеми указанными системами терминал лучше размещать подальше от населенных пунктов.
Конечно, в реальности создать терминал, соответствующий всем вышеописанным требованиям, весьма проблематично, прежде всего потому, что это сопряжено с большими инвестициями и издержками, способными «убить» экономику предприятия. Однако в России мы уже имеем примеры терминалов, оснащенных и крытыми вагоноопрокидывателями, и конвейерами, и системами пылеподавления. Среди терминалов с высоким уровнем экологической защиты можно выделить терминал в порту Посьет, о чем более подробно можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>, «Ростерминалуголь», «Восточный Порт», проект компании «Саха-Транс» и другие.
Очевидно, что угольную перевалку в портах России необходимо развивать – глупо обладать запасами востребованного ресурса и не иметь возможности его экспортировать. Однако не менее очевидно и то, что пора отказываться от «дикой» перевалки угля на неспециализированных терминалах, поощряя тех инвесторов, которые вкладываются в создание специализированных мощностей с высоким уровнем экологической и производственной безопасности.
Виталий Чернов.