В новый год – с новым приростом
Совокупная пропускная способность морских портов России в 2016 году выросла на 32 млн тонн в год, грузооборот ожидается на уровне 715-720 млн тонн. При этом из-за смены макроэкономической и геополитической ситуации в развитии портовой инфраструктуры формируются новые тенденции. ИАА «ПортНьюс» подготовило краткий итоговый обзор событий и тенденций 2016 года в сфере стивидорной деятельности, развития портовой инфраструктуры, судоходства и судостроения.
Порты
Прирост пропускной мощности российских морских портов в 2016 году был обеспечен как за счет создания новых, так и развития действующих терминалов.
Так, для Балтийского бассейна важнейшим событием в сфере портовой инфраструктуры стал запуск и развитие морского многопрофильного перегрузочного комплекса (ММПК) Бронка в Санкт-Петербурге. Терминал приступил к работе еще в конце 2015 года, а в декабре 2016 года была запущена вторая очередь комплекса. Таким образом, компания «Феникс» (инвестор и оператор ММПК «Бронка») выполнила свои инвестиционные обязательства по вводу в эксплуатацию в этом году контейнерного терминала пропускной способностью 1,45 млн TEUs в год и 260 тыс. ед. Rо-Rо в год. Следующий этап строительства, связанный с увеличением пропускной способности контейнерного терминала до 1,9 млн TEUS в год, планируется завершить к 2020 году в связи с существенным падением рынка контейнерных перевозок. ФГУП «Росморпорт» выполнил дноуглубительные работы на подоходном канале к ММПК «Бронка» под отметку минус 14,4 м.
Кроме того, был запущен в эксплуатацию трубопровод из Приморска к терминалу «РПК Высоцк «Лукойл-II». Трубопровод ориентирован на работу с дизельным топливом в объеме до 3 млн тонн в год (с перспективой увеличения до 5 млн тонн в год).
В Северном бассейне весной 2016 года был запущен выносной терминал «Ворота Арктики» (Новопортовское месторождение нефти), через который в перспективе ближайших двух лет планируется переваливать более 6 млн тонн нефти в год. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже —50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.
Кроме того, в Мурманской области на рейдовом перевалочном комплексе «Норд» в январе 2016 года начал работать танкер-накопитель Umba типоразмера VLCC (Very Large Crude Carrier). Танкер работает для компании «Газпром нефть» и осуществляет рейдовую перевалку грузов, экспортируемых с проектов Новопортовское и Приразломное. Umba представляет собой рейдовый комплекс (РПК) для перевалки нефти грузовместимостью около 300 тыс. тонн с возможностью одновременной швартовки судов с двух бортов. Инфраструктура накопителя позволяет осуществлять прием, хранение и отгрузку нефти, ее полное и своевременное таможенное и пограничное оформление, а также бункеровку танкеров-челноков и отвозчиков. Планируемый грузооборот РПК «Норд» составляет около 12 млн тонн в год.
Также в Мурманске в октябре 2016 года было построено обновленное здания морского вокзала «Арктическая гавань». Финансирование проекта осуществлялось из средств федерального бюджета и «Росморпорта». Более 460 млн руб. было потрачено на реконструкцию морвокзала, более 790 млн – на пирс дальних линий.
Согласно федеральной целевой программе в 2018 году в здании вокзала планируется оборудовать пункт пропуска через границу.
Помимо ввода в эксплуатацию новых терминалов, развивались и существующие. Наиболее крупным проектом по развитию терминальных мощностей является строительство Третьей очереди угольного терминала «Восточный порт» в Приморском крае.
В 2016 году в рамках данного проекта было завершено строительство грузового причала №51, который представляет собой 300-метровое гидротехническое сооружение с глубиной у причальной стенки более 16 м. Он рассчитан на приемку крупнотоннажных судов дедвейтом до 180 тыс. тонн. Причал построен по уникальной технологии забивки трубошпунта с берега (обычно подобные сооружения строятся с воды с помощью плавкранов). При строительстве использовано более 4 тыс. тонн трубошпунта российского производства в рамках программы импортозамещения. В 2017 году на новом причальном комплексе будут установлены две судопогрузочные машины мощностью 3 тыс. тонн в час.
К декабрю 2016 года был завершен монтаж крупного перегрузочного оборудования на Третьей очереди угольного терминала.
Работы по строительству Третьей очереди АО «Восточный Порт» идут по графику. Ввод терминала в эксплуатацию запланирован до конца 2017 года. Это позволит к 2019 году увеличить грузооборот АО «Восточный Порт» до 39 млн тонн угля в год. Сумма инвестиций в проект Третьей очереди составляет 27 млрд руб., в том числе 5 млрд руб. - на объекты железнодорожной инфраструктуры. Проект реализуется без привлечения государственного финансирования. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны.
Отметим, что проект расширения терминала АО «Восточный порт» является, пожалуй, на сегодняшний день единственным примером реального выполнения заявленных планов в сфере развития портовой инфраструктуры для перевалки угля в Приморском крае.
Продолжая тему Дальнего Востока, нельзя не отметить и строительство в порту Петропавловск-Камчатский современного морского вокзала, основные работы по которому были завершены в декабре 2016 года. Построенное на сейсмоопорах здание морвокзала занимает 8,5 тыс. кв. м. В здании будет находиться служба капитана порта, «Росморпорт», таможенные службы. Здание морвокзала рассчитано на одновременное обслуживание 200 человек. В помещениях пассажирского терминала в 2017 году оборудуют зал ожидания, билетные кассы, камеру хранения, справочное бюро. В одном из блоков будет размещён пункт пропуска через государственную границу РФ.
Строительство нового здания морвокзала началось в Петропавловске-Камчатском летом 2014 года в рамках реализации мероприятий федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Прежний морвокзал был построен в 1963 году. Его аварийную конструкцию снесли шесть лет назад.
Судоходство и судостроение
О проблемах и перспективах российского торгового флота мы писали ранее >>>> Отметим, тем не менее, что в 2016 году произошли знаковые события для судоходной отрасли страны, особенно для внутреннего водного транспорта. Прежде всего, это состоявшееся 15 августа заседание Госсовета по проблемам внутренних водных путей под председательством президента России Владимира Путина. По итогам заседания были даны президентские поручения. Самые важные из них – это выделение финансирования на строительство Багаевского и Городецкого гидроузлов и нормативного содержания внутренних водных путей. Также крайне важным является поручение президента принять меры по обеспечению долгосрочной государственной поддержки строительства в России гражданских судов, в том числе за счет продления срока действия программы поддержки судостроения, касающейся предоставления субсидий российским транспортным компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение судов, а также на уплату лизинговых платежей, и за счет предоставления субсидий организациям на возмещение части затрат на приобретение новых судов взамен судов, сданных на утилизацию (т. н. судовой утилизационный грант).
Что касается судового утилизационного гранта, то министерство промышленности и торговли России не успело до конца 2016 года внести в правительство проект постановления по данному вопросу. В связи с этим есть опасения, что данное постановление не будет издано своевременно, и что соискатели гранта не смогут получить деньги в первом полугодии 2017 года, то есть до начала летней навигации.
С полным списком поручений президента России по итогам Госсовета можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Если говорить о ледоколостроении, то 2016 год был достаточно богат на события. Так, в мае 2016 года был спущен на воду атомоход проекта 22220 «Арктика» мощностью 60 мВт. А в декабре был передан заказчику - ФГУП «Росморпорт» дизель-электрический ледокол «Новороссийск» мощностью 16 мВт. Сдача ледокола завершила создание серии из трех ледоколов, предыдущие два – «Владивосток» и «Мурманск» были сданы в 2015 году.
Что касается дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин», график строительства которого не был выдержан, то, по заявлениям со стороны Объединенной судостроительной корпорации, его планируется передать заказчику – ФГУП «Росморпорт», в IV квартале 2018 года.
Важной вехой для отечественного судостроения является возобновление строительства пассажирских круизных судов, которое не велось на протяжении уже десятков лет. Так, было законтрактовано строительство круизного судна серии PV300 для «Московского речного пароходства», которое уже заложено и строится на Астраханском судостроительно-судоремонтном заводе «Лотос» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Предполагается, что при успешном развитии и замене устаревших пассажирских лайнеров, всего будет востребовано до 10 новых круизных судов серии PV300 (при этом возможны их модификации под конкретного заказчика).
Кроме того, планируется построить два парома для линии Ванино-Холмск. На эти цели рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусматривается выделение 5 млрд 544 млн руб. бюджетых средств. Однако эта сумма, по оценкам, оказалась недостаточной, в связи с чем предлагается увеличить капитал ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания», которой подготовлен проект программы строительства данных судов.
В 2016 году в России развивалось и строительство рыбопромысловых судов. Так, ОСК законтрактовала строительство 7 траулеров, 5 океанических траулеров планируется построить на предприятиях Севастополя. По оценкам ОСК, имеется перспектива строительства около 100 траулеров.
Что год грядущий нам готовит?
В следующем 2017 году прирост портовых мощностей, как ожидается, будет обеспечен запуском порта Сабетта, который в перспективе даст минимум 16,5 млн тонн перевалки сжиженного природного газа в год, а с учетом долгосрочной перспективы может быть использован и для перевалки других видов грузов (его грузооборот в этом случае может достигать 70 млн тонн в год).
Также в Арктике в 2017 году ожидается начало работы угольного терминала на полуострове Чайка (Красноярский край, Таймыр, порт Диксон). Первый балкер с таймырским с углем компании «ВостокУголь» дедвейтом 45 тыс. тонн должен отправиться с терминала 15 июня 2017 года. В перспективе объемы отгрузок с терминала могут достигать 20-30 млн тонн угля в год. «Арктическая горная компания», находящаяся под управлением УК «ВостокУголь», ведет разработку участка, где обнаружен высококачественный антрацит, широко применяемый в энергетике, химической промышленности, металлургии. Работа данного предприятия предполагает создание инфраструктуры (железная дорога и морской порт), ориентированной на поставки по «Арктическому коридору». Круглогодичная отгрузка производимой продукции будет осуществляться по Арктическому коридору, в том числе с ледокольным сопровождением в зимнюю навигацию.
В Южном бассейне планы расширения мощностей имеются у «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК). Так, планируется запустить новую нефтеперекачивающую станцию (НПС-5) в Ставропольском крае в феврале-марте 2017 года. К настоящему времени объект завершён уже более чем на 90%. В частности, здесь уже установлены насосные агрегаты мощностью 6,6 мегапаскалей. Они смогут обеспечить прокачку нефти в объёме 3,2 тыс. куб. м в час. Станция строится в рамках программы повышения пропускной способности нефтепроводов КТК-Р, которая позволит увеличить годовой транзит нефти, производимый компанией, с 40 млн тонн до 76 млн тонн.
На Дальнем Востоке в 2017 году должна начаться реализация инвестиционных проектов в порту Ванино – угольного терминала «Дальневосточный Ванинский порт» (ТЭПК) и угольный терминал в бухте Мучке компании «Сахатранс». Также в 2017 году будет введена в строй Третья очередь АО «Восточный Порт».
На развитие портовой инфраструктуры могут оказать влияние меры, предпринимаемые Федеральной антимонопольной службой, которая начала штрафовать стивидорные компании, выставляющие тарифы на услуги в иностранной валюте для российских грузоотправителей. Более подробно мы об этом писали ранее >>>>
По нашему мнению, перспектива развития портовой инфраструктуры России состоит в строительстве и развитии специализированных глубоководных терминалов, портов по отгрузке сжиженного природного газа (СПГ). Многое будет зависеть от макроэкономической ситуации. Если валютный курс останется стабильным, а реальные доходы населения не будут резко снижаться, то можно ожидать стабилизации на рынке контейнерных перевозок. Также можно ожидать изменения баланса в сторону экспорта в контейнерном сегменте, если рубль останется достаточно слабым. Возможна дальнейшая переориентация грузопотока из портов сопредельных государств в российские порты. По нефти многое будет зависеть от того, будут ли соблюдаться договоренности по снижению ее добычи странами-экспортерами. Экспорт нефтепродуктов, скорее всего, будет расти, особенно если удастся привлечь часть белорусских нефтепродуктов в порты России.
В судостроительной сфере важнейшим событием станет завершение строительства судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке, благодаря чему станет возможно создание крупнотоннажных судов.
При этом в 2017 году ожидать начала реализации каких-то новых «строек века» вряд ли стоит ввиду бюджетных ограничений. Однако те проекты, которые уже реализуются, скорее всего, будут продолжены.
Виталий Чернов.