ФАС при поддержке РЖД перешла в новое наступление на стивидорный бизнес. Глава службы Игорь Артемьев обвинил стивидоров в жадности, выводе средств в оффшоры и пригрозил им штрафами и ростом арендной ставки на пользование причалами. Насколько справедливы эти обвинения?
С грязной водой выплеснут и инвесторов?
Глава Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Игорь Артемьев на совещании в Ялте обрушился с резкой критикой на стивидорные компании. ФАС выдвинула две основных претензии к стивидорам: вывод средств за рубеж при отсутствии инвестиций и выставление счетов в иностранной валюте для российских предприятий, что после девальвации рубля резко увеличило их логистические затраты (по данным ФАС в 1,5 раза). И тот и другой тезис не является бесспорным.
Дело в том, что портовая отрасль в России, несмотря на все кризисы, постоянно прирастает грузооборотом, превзойдя показатели советского периода. При этом, в отличие от авто- и железных дорог, морские терминалы развиваются в значительной мере на средства частных инвесторов. Можно привести множество примеров создания, модернизации и развития терминалов в портах: это и строительство аванпорта Бронка в Санкт-Петербурге, создание и модернизация угольных терминалов в портах Восточный, Усть-Луга, Высоцк, развитие портовой инфраструктуры в Тамани, появление новых терминалов в Усть-Луге и т.д. Более того, российская портовая отрасль успешно выполняет стратегическую задачу по переориентации российских внешнеторговых грузов в отечественные гавани при том, что от «советского наследства» в этом смысле больше всего выиграли прибалтийские республики. Если бы вся прибыль выводилась в оффшоры и шла на дивиденды, то ничего бы этого не было.
Что касается девальвации рубля, то глава ФАС почему-то не принял во внимание тот факт, что российские экспортеры также получают выручку в валюте. И точно также выигрывают от рублевой девальвации. В этом смысле для них ничего не поменялось. Другое дело, если экспортеры столкнулись с падением цен на мировом рынке на свои товары (как на то жаловался «Русал») или потеряли часть рынков из-за конкуренции. Однако никто не мешал им ранее инвестировать в создание собственных портовых мощностей (как и делали множество дальновидных компаний). Теперь же получается, что стивидоры и те, кто в них инвестировал, должны расплачиваться по счетам тех, кто инвестировать в отечественные порты не желал.
Кроме того, в ФАС не учитывают стоимость привлечения заемных средств в России и сроки кредитов, что закладывается в тарифы, а также необходимость закупки иностранного оборудования (естественно за валюту), о чем мы писали более подробно ранее >>>>
Что же предлагают в ФАС и поддержавшем ее ОАО «РЖД»? Как заявил Игорь Артемьев, стивидорные компании должны выставлять счета за свои услуги в рублях для российских компаний. При этом экспортеры, разумеется, будут продолжать получать выручку в валюте. В противном случае портам угрожают штрафами и даже повышением стоимости аренды причалов. Причалами же заведует в большинстве случаев ФГУП «Росморпорт», а «Росморпорт» ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, но не выполняет чьи-то директивы (к тому же уже давно идет речь о приватизации этого предприятия).
В письме вице-президента РЖД Салмана Бабаева в ФАС предлагается ввести прямое ценовое регулирование стивидорной деятельности, либо рассмотреть возможность снять ограничения на установление тарифов на экспортные перевозки грузов железнодорожным транспортом, в том числе в рамках тарифного коридора, а также сформировать механизм фиксации допустимой величины транспортной составляющей в конечной цене продукции с закреплением структуры распределения стоимости услуг между участниками всей транспортной цепочки. Эти идеи ранее артикулировались и в ФАС. Если реализовать идею создания механизма фиксации величины транспортной составляющей и ввести прямое ценовое регулирование то, скорее всего, частных инвестиций российские порты больше не увидят. Потому что ставить прибыль частной компании в прямую зависимость от колебаний цен на продукцию ее клиентов означало бы отказ от рыночных принципов экономики. К тому же для обеспечения работы такого механизма потребуется армия чиновников, надзирающая над величиной тарифов и анализирующая их соответствие заявленным требованиям, со всеми вытекающими отсюда последствиями как с точки зрения административного давления на бизнес и коррупциогенности, так и с точки зрения роста бюджетных расходов. В этом случае ФАС превратится в некое сверхминистерство, дублирующее работу отраслевых министерств и ведомств.
Конечно, отдельные случаи злоупотреблений со стороны владельцев портовых терминалов могут иметь место быть. Но значит и заниматься ими нужно точечно, а не ломая всю систему, которая до сих пор работала вполне успешно.
Виталий Чернов.