После успешного опробования новых систем погрузки насыпных грузов в странах Южной Америки и Австралии, несколько компаний в Европе рассматривают альтернативные решения для доставки своего зерна на рынок. До сих пор экспорт зерна осуществлялся, в основном, с использованием капиталоемкой инфраструктуры: портовых элеваторов и судопогрузочных машин. Новая технология перевалки насыпных грузов является альтернативой традиционным методам, в том числе и для зерновых.
Четыре этапа процесса CBH:
Следуя примеру Южной Америки, Африки и Австралии, румынские экспортеры изучают возможность использования новой технологии, получившей название Containerized Bulk Handling (CBH, обработка контейнеризированных насыпных грузов).
На 5й конференции «Черноморские порты и перевозки», состоявшейся в мае 2016 года в г. Констанца (Румыния), представители портов и терминалов обсудили способы адаптации логистических систем к растущему производству зерновых в регионе, который быстро становится основным центром производства сельхозпродукции для Европы и Ближнего Востока.
«Тенденция на рост экспорта сельскохозяйственной продукции и важность инвестиций в расширение мощностей стали основными темами, обсуждавшимися на Конференции. Регион нуждается в гибких решениях, которые гарантировали бы надежную логистику для растущего экспорта больших урожаев зерна. Таким решением является технология CBH, которая получила широкую поддержку среди делегатов», - рассказал руководитель конференции Рори Дойл.
Тиражирование проверенной системы
В Аргентине была разработана гибкая система экспорта зерна. Вначале зерно загружается, транспортируется и хранится в специальных контейнерах. После доставки на морской терминал зерно в контейнерах оставляется на хранение в порту в ожидании судна, что отменяет необходимость в дорогостоящих силосных хранилищах. После прибытия судна, контейнеры с зерном выгружаются в трюм судна с помощью так называемого револьверного спредера RAM Revolver. Переворачивание контейнера на небольшой высоте от поверхности и автоматическое открывание крышки непосредственно перед переворачиванием контейнера препятствует распространению пыли.
«По старинке»
Традиционный способ для экспорта зерна предполагает использование самосвалов, специальных железнодорожных вагонов для сыпучих грузов, зерновых элеваторов и судопогрузочных машин. Сложность с традиционными технологиями заключается в их высокой стоимости и негибкости такой портовой инфраструктуры. Другими проблемами в такой логистике зерна являются материальные потери в точках перевалки, затраты на очистку и, иногда, загрязнение зерна грызунами.
Типичный силос, установленный на заводе | Балкерная конвейерная система в порту |
Менеджеры на аргентинском терминале не располагали элеваторами и судопогрузочными машинами, тогда как их потенциальные клиенты, которым нужно было поскорее экспортировать необычайно большой урожай зерна, вынуждены были ожидать отправки зерна на специализированных терминалах. Они искали простые решения с минимальными затратами, которые позволили бы использовать «по полной» имеющееся оборудование и инфраструктуру. Так что вариант с большими капитальными вложениями, предполагавший значительные временные затраты на возведение новых складских помещений и оборудования, не подходил. При рассмотрении имеющихся из доступных решений, команда менеджеров узнала про систему под названием Containerized Bulk Handling (CBH, технология обработки контейнеризированных насыпных грузов).
CBH является целостной системой, которая включает предварительную контейнеризацию насыпных грузов, в том числе и зерновых, на удаленных от порта хранилищах или фермах, перед доставкой в порт. Процесс загрузки зерна осуществляется с помощью опрокидывающих (револьверных) спредеров производства RAM Spreaders и специальных контейнеров, изготовленных специально для работы со спредером RAM Revolver.
Как работает новая технология
Стандартное портовое оборудование для загрузки контейнера | Складирование запечатанных контейнеров в порту |
Система обработки контейнеризированных насыпных грузов проста и включает загрузку зерновых навалом на ферме или хранилище в специализированные 20-футовые контейнеры повышенной вместимости грузоподъемностью 27 тонн. Контейнеры закрываются герметичными крышками для защиты груза от дождя, загрязнения, грызунов и доступа посторонних.
«Контейнер становится одновременно и местом хранения и способом транспортировки, устраняя необходимость в использовании зернового элеватора»
Грузовики с запечатанными контейнерами с зерном направляются в порт |
Затем запечатанные закрытые крышкой контейнеры транспортируются на площадку терминала и складируются там в ожидании погрузки.
Как только судно прибывает, контейнеры обрабатываются как на обычном контейнерном терминале – доставляются к борту судна тягачами или ричстакерами. Загрузка осуществляется с помощью судовых кранов, мобильных портовых кранов, причальных перегружателей или плавкранами с баржи с помощью спредера RAM Revolver. Спредер поднимает контейнер и опускает его в люк трюм судна. Крышка контейнера открывается автоматически и при вращении контейнера спредером груз высыпается в трюм.
Кран MHC поднимает спредер RAM Revolver с контейнером |
Экологически чисто и быстро
Спредер разгружает зерно, аккуратно поворачивая контейнер |
Метод позволяет избежать каких-либо потерь груза или загрязнения окружающей среды, так как контейнер с зерном герметично закрыт крышкой и открывается только внутри трюма. При использование спредера значительно меньше повреждается зерно, так как высыпание происходит с минимальной высоты. Cпредер опускает контейнер почти до нижней части трюма и осторожно наклоняет его, что позволяет значительно уменьшить количество пыли при операции. Это так же улучшает условия труда докеров, участвующих в погрузке.
Технология CBH отличается скоростью, позволяет повысить норму загрузки до 25 циклов в час, с 25 тоннами зерна в контейнере. С помощью двух кранов в час можно загружать до 1000 тонн. Инженеры-разработчики RAM сейчас работают над тем, чтобы вдвое повысить эти показатели.
Контейнер: два в одном
Самым новаторским в новой системе стало использование контейнера в качестве как зернохранилища, так и способа транспортировки. Традиционная система весьма затратная, так как экспортерам зерна нужны дорогие элеваторы, стоящие более $20 млн и большое количество обслуживающего персонала, что и вынудило многие порты отказаться от перевалки экспортного зерна.
В новой технологии контейнеры, служащие хранилищем и транспортным средством, закрываются сразу после наполнения зерном. Доступ к зерну или грузу можно получить только через специальное приспособление, установленное внутри контейнера, для отбора проб.
Для уменьшения затрат на начальном этапе можно арендовать контейнеры, уменьшая капиталовложения. Инвестиции, которые были бы потрачены на строительство зернового элеватора, который к тому же значительную часть года просто простаивает, были бы на порядок больше.
Гибкий и эффективный бизнес
Обычно, чтобы запустить зерновой бизнес, уходят годы на приобретение оборудования и организацию. В противоположность этому, подготовка к контейнеризированному экспорта зерна может занять не более 6 месяцев, что позволяет гораздо быстрее и эффективнее доставить насыпные грузы на рынок.
Установка конвейеров и элеваторов для хранения насыпных грузов делает терминал специализированным. Однако в Аргентине, благодаря вышеописанной технологии, возможна обработка обычных контейнеров стандартным спредером в понедельник, перегрузка зерна из контейнеров с помощью револьверного спредера во вторник, а в среду - вновь обработка обычных контейнеров или генеральных грузов.
Таким образом, система CBH предоставляет расширить потенциал для портов, обрабатывающих генеральные и контейнерные грузы, а также для логистических компаний найти новые точки отгрузки. Руководитель компании Gray Bulk Concepts Дерил Грей отмечает, что «балкерный терминал теперь уже не является единственным местом для экспорта насыпных грузов. CBH дает альтернативные возможности включиться в игру при гораздо более низкой цене».
Дополнительным преимуществом системы обработки зерна в контейнерах является ее мобильность. Весь комплекс CBH, состоящий из револьверного спредера RAM Revolver и спецконтейнеров, в случае необходимости может быть передислоцирован на другой терминал и при этом не требовать дополнительных инвестиций.
Новый маршрут к рынку
Использование контейнерных терминалов или терминалов для генеральных грузов дает экспортерам зерна и трейдерам еще один выход на рынок. Нередко, во время пикового сезона сбора урожая, навалочные погрузчики на балкерных терминалах чрезмерно загружены и экспортеры зерна лишены «свободы маневра» для отправки груза. Теперь, с помощью гибкой системы CBH, зерно можно доставить на рынок с любого терминала. То, что начиналось как небольшие перемены в Аргентине, может породить революцию в погрузке зерна во всем мире, предоставляя гибкое решение с низкими капиталовложениями для экспорта насыпных грузов.
Эта контейнеризированная система обработки насыпных, навалочных грузов уже нашла себе применение в Южной Америке, Австралии, на Ближнем Востоке и в Африке, в горнодобывающей промышленности, для таких грузов как медь, уголь и железнорудный концентрат, где темпы погрузки на кран уже превышают 1000 тонн в час. Револьверный спредер RAM Revolver® может быть спроектирован для работы с любым типом портового перегрузочного оборудования, включая ричстакеры, причальные контейнерные перегружатели (STS), мобильные портовые краны (MHC) и судовые краны.
Компания RAM Spreaders (входит в PEINER SMAG Group) производит спредеры с 1972 года и сегодня является ведущим в мире поставщиком вспомогательного грузозахватного оборудования и мировым лидером на рынке обработки навалочных и контейнерных грузов.
Головной офис RAM Spreaders и инженерно-конструкторское бюро расположены в Сингапуре. Завод по производству оборудования находится в Китае. Также имеются сервисные центры в Ланкашире (Англия) и Зальцгиттер (Германия).
Материал подготовлен компанией.