Ространснадзор продолжает реализацию административно-правовой реформы и наделяет свои региональные подразделения новыми функциями надзора на море. К 16 апреля 2007 года в Санкт-Петербурге появится Северо-Западное управление Госморречнадзора, объединившее в себе Северо-Западное и Беломоро-Онежское бассейновые управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте (ВВТ). О целях и задачах новой структуры ИАА «ПортНьюс» рассказывает начальник Северо-Западного бассейнового управления госнадзора на ВВТ Ространснадзора, главный государственный инспектор Госморречнадзора Дмитрий Атлашкин
- Дмитрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас находится процедура создания нового управления Госморречнадзора?
- В ходе административной реформы функции надзора на море решено передать от Федерального агентства морского и речного транспорта Ространснадзору и его региональным управлениям. Приказом министра транспорта РФ Игоря Левитина для этого создаются новые управления морского надзора, а в устьевых портах управлениям надзора на внутреннем водном транспорте (ВВТ) вменяется еще и надзор над морским транспортом. Передача надзорных функций к Ространснадзору на Балтике произойдет только после создания Северо-Западного управления Госморречнадзора, которое будет образовано путем слияния Северо-Западного управления госнадзора на ВВТ и Беломоро-Онежского бассейнового управления госнадзора на ВВТ. В срок до 16 апреля мы должны зарегистрировать в налоговых органах новое управление. После этого штат нашего управления перетечет в новую организацию. А Беломоро-Онежское управление прекратит свое существование и преобразуется в два линейных отдела. Всего у нас будет 10 линейных отделов, в том числе 9 речных и 1 морской.
Наши функции – это контроль и надзор на ВВТ, а так же надзор на море. Границы речной акватории в зоне ответственности Северо-Западного управления Госморречнадзора будут от Череповца до Санкт-Петербурга и Беломорска (Карелия). Морской отдел, который планируется оставить в Санкт-Петербурге, будет осуществлять надзор за работой портов и морскими перевозками в российских территориальных водах Балтийского моря.
Хочу отдельно подчеркнуть, что на море, согласно положению о Госморречнадзоре, мы не будем осуществлять контрольных функций. Потому что контроль на море - это очень хлопотная и дорогостоящая работа, с которой наша служба пока не в состоянии справиться в силу особенностей распределения бюджета. Во-вторых, существует проблема кадров. Из-за того, что уровень зарплат в Ространснадзоре значительно отличается от уровня зарплат Росморречфлота, мы не можем привлечь на службу квалифицированных морских специалистов. Поэтому контрольные функции на море пока сохраняются за службами капитанов портов: командование портовой инфраструктурой, организация судоходства. К середине 2007 года мы ожидаем, что будет разработан и согласован в Ространснадзоре и Росморечфлоте регламент осуществления надзорных функций за капитанами портов и за структурами, которые подчинены Федеральному агентству морского и речного транспорта.
- Кто будет осуществлять надзор в других портах Северо-Запада, помимо портов Балтийского моря – Санкт-Петербурга и Калининграда?
- Порты Мурманск и Архангельск отнесены к ведению Северного управления Госморречнадзора, которое будет соединено с Печорским бассейновым управлением госнадзора на ВВТ Ространснадзора. Соответственно к Северному управлению будут отнесены и две крупные судоходные реки: Печора и Северная Двина. Это же управление будет осуществлять надзор в Баренцевом и Белом морях.
- Какие территориальные и численные изменения ожидают Северо-Западное управление Ространснадзора?
- На сегодняшний день структура Северо-Западного управления Ространснадзора состоит из четырех отделов управления, семи линейных отделов, начальника управления и двух его заместителей. Временно исполняющий обязанности первого заместителя Иван Понусенко является начальником отдела надзора за судоходством. Помимо этого действует отдел пожарного надзора, отдел регистрации и лицензирования, отдел кадров и финансового обеспечения. В результате реорганизации отдел регистрации и лицензирования будет разделен на две самостоятельных структуры. Сейчас у нас при штатной численности управления в 25 человек, работает только 22 человека – часть вакансий не заполнена. С добавлением морских функций нам добавили численность. По новому штатному расписанию в управлении будет 45 сотрудников, плюс инспекторский состав в 10 линейных отделах. Всего 110 человек.
До последнего времени Северо-Западное управление было разбросано по трем адресам в Санкт-Петербурге: ул. Ремесленная, дом 17; ул. Большая Морская, дом 37 и Межевой канал, дом 2. Сегодня все три отдела управления соединяются в здании Морского вокзала Санкт-Петербурга. Я надеюсь, что это позволит сделать нашу структуру более работоспособной, ведь до переезда в новое помещение иногда было сложно добиться от подчиненных регулярной информации, управление было фактически неуправляемым.
- В бюджете нового управления Госморречнадзора заложено расширение штата и обслуживание техники?
- На 2007 год наш бюджет составляет 24 млн. рублей. В 2006 году эта сумма была значительно меньше - 17 млн. рублей. Но все равно сумма совершенно недостаточная для нормальной работы управления. Частично проблема финансирования решается энтузиазмом. Часть услуг мы вынуждены покупать у поднадзорных организаций. Но этого быть не должно, только тогда служба будет работать по-настоящему, как это требуется государству.
Только патрульный флот Северо-Западного управления состоит из 10 катеров. Самый новый катер имеет возраст 26 лет. Самый старый – 58 лет. Все наши суда укомплектованы двигателями с очень маленьким моторесурсом. Только на текущий ремонт одного катера (без докования) требуется ежегодно 200-300 тыс. рублей. Зарплаты у экипажей очень низкие.
Но мы ищем пути решения своих проблем. Сегодня в штате управления не предусмотрена должность технического менеджера по флоту. Раз мы сами не имеем возможности заниматься техническим надзором за катерами, то мы можем кому-то это поручить. Поэтому на этот год мы объявляем конкурс по покупке услуг технического менеджмента. Деньги на такую услугу мы переносим с других статей своего бюджета. Надеюсь, что в плане эксплуатации патрульного флота, что-то изменится к лучшему уже в навигацию 2007 года.
- Передача надзорных функций на море в Северо-Западное управление повлечет за собой передачу в Санкт-Петербург функций по лицензированию отдельных видов деятельности на морском транспорте?
- Лицензированием и на море и на ВВП сейчас занимается Управление морского и речного надзора Федеральной службы надзора в сфере транспорта (ФСНСТ) в Москве. Мы осуществляем только предлицензионные проверки выполнения компаниями лицензионных требований. Раз в два года деятельность лицензиатов проверяется. Все документы собираются и направляются в Москву. Там ведется реестр лицензий. Поскольку речных организаций, имеющих лицензии, очень много, в Ространснадзоре принято решение о передаче функции лицензирования на ВВТ вниз, в территориальные управления. Соответственно реестр речных компаний будет вестись у нас и регулярно синхронизироваться с московским. Морским судоходным и стивидорным компаниям лицензии по-прежнему будут выдавать в Москве. Регистрация морских судов тоже остается в морских портах, мы будем только надзирать за этим процессом.
- С введенным в прошлом году новым порядком лицензирования возникла необходимостью замены лицензий на некоторые виды деятельности на новые. В частности, при работе компаний с опасными грузами требуются отдельные лицензии на перевозку грузов и на погрузо-разгрузочные работы с опасными грузами. Как вы намерены контролировать процесс замены лицензий?
- В качестве профилактики нарушений, перед началом летней речной судоходной навигации мы будем проверять на готовность к работе все суда вводящиеся в эксплуатацию после зимнего отстоя. Будет проверяться техническое состояние после выполнения ремонтных работ, состояние спасательных средств и средств борьбы за живучесть судна, общий порядок на судне, а также наличие всех необходимых согласно КВВТ документов, включая лицензии.
Когда в наше управление будут переданы полномочия по надзору на море, мы будем внимательно следить за наличием всех необходимых лицензий у компаний, работающих с опасными грузами в порту. Особое внимание будет уделяться бункерным и баржинговым компаниям. Полагаю, что им придется согласовывать с нами ежемесячный список, который готовится капитаном порта для согласования мест перевалки нефтепродуктов на акватории порта, а так же список судов, осуществляющих перевозку бункерного топлива. До момента завершения реорганизации нашего управления всем региональным бункерным компаниям надо будет позаботиться об оформлении необходимых лицензий.
Надежда Малышева