Согласно тексту имеющегося в распоряжении ИАА «ПортНьюс» письма, ассоциация агентов отмечает, что с начала 2011 года руководство ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) через дочернюю компанию ОАО «Флот НМТП» стало активно внедрять методы недобросовестной конкуренции с целью монополизации всего спектра портовых услуг, сопровождающих стивидорную деятельность порта (агентское обслуживание, бункеровка судов, экспедирование внешнеторговых грузов и др.).
«Морские агентирующие компании, представляющие в Новороссийске интересы судовладельцев и фрахтователей (около 20 фирм), в первую очередь ощутили эти методы через призму оказания в порту буксирных и бункеровочных услуг. Под беспрецедентным давлением на агентов НМТП включил в договор с ними требования, которые всю ответственность за бункеровку судов возлагают на агентов. При этом, владея единственным специализированным терминалом для осуществления заправки бункеровщиков, ОАО «Импортпищепром» («дочка» группы НМТП) с 01.01.2011г. в одностороннем порядке расторгло договоры со всеми бункерными компаниями порта», - отмечается в письме ЮРАМА. Сегодня ОАО «Импортпищепром» обслуживает только другую дочернюю компанию групп « НМТП - ОАО «Флот НМТП». «В свою очередь, - отмечается в документе, - ОАО «Флот НМТП», используя свое монопольное положение на рынке буксирных услуг (находится в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте), под угрозой возникновения проблем с буксирным обеспечением побуждает судовладельцев закупать топливо только у ОАО «Флот НМТП».
По информации ассоциации агентов, часть участников рынка и судовладельцев уже столкнулась с «таким шантажом напрямую». Например, с большими задержками подавались буксиры судам «ZIM Genova», «Persenk», «Osios David», «Allot», приостанавливали погрузку т/х «Kocatere». Все эти суда, отмечается в письме ЮРАМА, брали (либо планировали брать) топливо не у «Флота НМТП», а у других бункеровщиков. При этом, при отказе предоставить буксиры «Флот НМТП» не давал письменного подтверждения, которое можно было бы предъявить судовладельцам и фрахтователям для объяснения задержки судна в порту.
С проблемами «отсутствия буксиров» при заказе топлива не у ОАО «Флот НМТП» уже столкнулись и операторы контейнерных линий Maersk и Admiral, осуществляющих регулярные заходы на терминал ОАО НУТЭП, не входящий в группу НМТП. «Столь неприкрытый шантаж и нажим на судовладельцев уже привел к сбоям в их линейном расписании и намерению вообще отказаться от бункеровки в Новороссийском порту», - говорится в открытом письме ЮРАМА.
Аналогичные тенденции монополизации наблюдаются на рынке экспедиторских услуг, отмечают в ассоциации агентов.
«Вышеуказанные факты свидетельствуют о явных, неприкрытых действиях группы «НМТП» по монополизации рынка портовых услуг в Новороссийске. Мы серьезно обеспокоены грубыми и бесцеремонными нарушениями антимонопольного законодательства руководителями «НМТП». С вытеснением независимых игроков из Новороссийского порта цены на перевалку грузов вырастут, что приведет к оттоку грузовладельцев. Им будет выгоднее работать, например, через украинские порты, где сервисные компании, конкурирующие между собой, более гибки к требованиям клиентов…. Ситуация в Новороссийском порту, являющемся вторым по величине портом России, уже получила отрицательную оценку у мирового рынка. Нам очень не хотелось бы, чтобы принимаемые Россией меры по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры, стимулированию национального экспорта, были скомпрометированы недальновидными действиями конкретных недобросовестных лиц, преследующих узкие корпоративные интересы монополистического толка», - говорится в открытом письме.
С учетом изложенного ЮРАМА просит провести проверку по изложенным фактам деятельности ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Импортпищепром», ОАО «Новорослесэкспорт», дать соответствующую оценку, а, также, в возможно более короткий срок провести в г.Новороссийске совместное совещание со всеми заинтересованными лицами и контролирующими государственными органами и принять все необходимые меры по недопущению нарушений Законов Российской Федерации «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты РФ» от 26.10.2007г., № 261-ФЗ, «О защите конкуренций» от 26.06.206г., № 135-ФЗ.