• 28 мая 2021 08:41

    Россия и Финляндия намерены сотрудничать в сфере строительства ледоколов и освоения Арктики

    В современных условиях наиболее перспективными формами международного сотрудничества являются производственная кооперация, обмен наилучшими технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, особенно в свете повышения требований по локализации строительства судов со стороны правительства Российской Федерации. Как было указано в ходе международной онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения».

    Взаимный интерес России и Финляндии вызывают вопросы освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт. Развивается сотрудничество в рамках Арктического совета.

    «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В качестве примера плодотворного сотрудничества он привел проекты, реализуемые при участии судостроительной компании Helsinki Shipyard, которая специализируется на строительстве судов ледового класса различного назначения – ледоколов, судов снабжения, танкеров и пр. В разные годы успешно выполнены проекты для «Норильского никеля», «Совкомфлота» и других российских заказчиков. В 2016 году был спущен на воду инновационный ледокол на СПГ мощностью 21 МВт. В 2019 году было завершено строительство танкера для перевозки газового конденсата для проекта «Ямал-СПГ». В 2019-2020 гг. финская верфь получила заказ на три экспедиционных судна ледового класса, завершить их строительство планируется в 2021-2022 гг.

    Особую роль в двустороннем сотрудничестве играет компания Aker Arctic, инжиниринговый центр по разработке и моделированию перспективных арктических судов. С 2006 года по заказу российских энергетических компаний по проектам Aker Arctic построено более 40 судов различного назначения.

    Региональный менеджер (Россия) Aker Arctic Алексей Дудаль рассказал о наиболее крупных реализованных проектах. Совместно с «Новатэк» и DMSE был разработан арктический газовоз второго поколения для круглогодичной эксплуатации по Северному морскому пути. Он отличается повышенной скоростью во льдах и возможностью работы в узких каналах совместно с ледоколами, что достигнуто за счет особой формы корпуса.

    Совместно с «Атомэнерго» для «Атомэнергомаша» было предложено два концепта тяжелого полупогружного арктического судна класса Arc5 и Arc7 грузоподъемностью 70 тыс. тонн. Разработанная форма корпуса позволяет работать в узких каналах с ледоколами ЛК60. Отдельно была рассмотрена возможность работы судна на СПГ. Особое внимание было уделено балластной системе для обеспечения безопасной работы судна.

    В свете широкого обсуждения перспектив перевозки контейнеров по Севморпути специалисты Aker Arctic разработали концепт судна-контейнеровоза вместимостью 8000 TEUs со сниженным потреблением топлива и с учетом всех требований по охране окружающей среды.
    В 2020 году был представлен проект съемной самоходной носовой оконечности для работы в озере Сайма. Ее отличие от других оконечностей, которые применялись на внутренних водных путях РФ и США, в том, что она самоходная. Спроектировала ее финская компания ILS, а Aker Arctic поставила два валопровода по 600 МВт для оконечности и ледовые бронзовые винты для буксира-толкача.

    Также Aker Arctic большое внимание уделяет повышению энергоэффективности судов, особенно с учетом повышения требований к экологичности мореплавания. Для этого производятся системы очистки выбросов, применяются новейшие технологии СЭУ, оптимизируется форма корпуса, испытываются разные виды топлива: атомная энергия, СПГ, метанол, аммиак, водород, аккумуляторные батареи – выбор зависит от инфраструктуры бассейна и условий будущей эксплуатации судов.  

    Кроме того, компания занимается оптимизацией пути во льдах, разрабатывает специальное программное обеспечение, которое позволит в режиме реального времени анализировать ледовые карты и сопоставлять их с параметрами ледопроходимости судна для повышения эффективности работы в Арктике.

    «В области разработки технологий для оптимизации маршрута судна в ледовых условиях финские исследователи занимают лидирующие позиции, – подчеркнул заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Петр Звягин. – Финские коллеги перешли к практической реализации созданной модели, которая прокладывает маршрут с учетом многокритериальной оптимизации. Учитываются самые разные критерии: затраты времени, расстояние, расход топлива, а также риски повреждения судна и зажатия льдами. Российские ученые в 2016 году применили эту концепцию к маршрутизации в ледовых условиях. Новейшая разработка выполнена в Политехническом университете. Она основана на принципе пространственно-временного представления доступной части акватории при помощи трехмерного графа. В результате строятся парето-оптимальные маршруты. Таким образом, финские и российские исследователи получили значительный задел для плавания в ледовых условиях. В будущем модели также должны будут учитывать динамику ледовых объектов. Прототип такой модели был разработан российскими учеными».

    Заведующий кафедрой конструкции судов СПбГМТУ профессор Владимир Тряскин добавил, что при совершенствовании модели важно учитывать прочность конструкции судна.

    Профессор морских технологий университета Аaлто Пентти Куяла подтвердил значимость совместных исследований и добавил, что спутниковых данных по льду недостаточно, а значит, динамические инструменты будут все более востребованы. Сам университет Аaлто образован в 2010 году путем слияние трех вузов, активно занимается изучением арктических условий судоходства, развивает международное сотрудничество, к примеру, имеет хорошие наработки с Канадой и Германией, а сейчас рассчитывает на налаживание партнерства с российскими коллегами.

    Заинтересованность в кооперации с российскими верфями выразил и председатель Finnish Maritime Association Микко Ниини. Он сделал обзор судостроения в Финляндии, рассказал о крупных проектах строительства судов ледового класса, танкеров, атомных ледоколов. Более подробно остановился на инновационных решениях, помогающих судам продвигаться в арктических водах, а также опыте применения новых видов топлива, аккумуляторах нового типа, гибридных установок с использованием электричества и природного газа. Ассоциация с интересом относится к российским разработкам и готова расширять деловые контакты.  
     
    Директор Департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации Валентин Находкин тоже высказался за укрепление сотрудничества с финскими предприятиями. ОСК является крупнейшей судостроительной компанией России. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса, и корпорация открыта к работе над новыми проектами, в том числе в кооперации с финскими коллегами.

    На сессии, посвященной возможностям экспортно-импортного сотрудничества, выступили: член правления Turku Repair Yard Евгений Белянин, вице-президент по продажам Rauma Marine Constructions Мика Лаурилехто, директор по продажам Craftmer Веса Клен, генеральный директор «Регент Балтика» Дмитрий Роотси, генеральный директор «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий, коммерческий директор ООО «Судовые движительные комплексы» Евгений Дубинцов-Вейсман.

    На последней сессии обсуждалось российско-финское сотрудничество в области яхтинга и маломерного судостроения. Руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева призвала финских партнеров обратить пристальное внимание на возможности локализации производства в России с учетом стратегии импортозамещения. Среди экспортно-ориентированной российской продукции она выделила суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.
     
    Руководитель финской ассоциации производителей яхт и катеров FINNBOAT Яркко Паюсало отметил, что Россия входит в топ-10 стран, куда Финляндия экспортирует катера. Первая пятерка – Мексика, Польша, Великобритания, США и Швеция. В Россию в 2020 году было экспортировано 853 катера стоимостью 11 млн евро, импортировано – 78  катеров на 800 тыс. евро. Ассоциация рассчитывает на дальнейший рост торгового оборота.

    Подводя итоги конференции, модератор – директор Департамента международного сотрудничества, профессор Кирилл Рождественский дал высокую оценку состоявшейся дискуссии. Получился очень интересный диалог, который позволил укрепить деловые связи и наметить пути расширения дальнейшего сотрудничества между Россией и Финляндией в сфере гражданского судостроения.

    Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «НЕВА-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга.




9 мая 2024

11:08 В порту Бердянск отремонтировали и запустили зерновой терминал
10:22 В морском порту Находка ликвидировано возгорание спецтехники
10:09 Российско-китайский товарооборот в январе-апреле 2024 года вырос на 4,7%
09:52 Прокуратура проводит проверку по факту падения рабочего при строительстве порта «Лавна»
08:15 Ассоциация морских торговых портов поздравляет с юбилеем Николая Пинчука!
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с юбилеем президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Зайцева!
07:45 АСОП поздравляет с юбилеем Виктора Тюхтия!

8 мая 2024

19:00 Барк «Крузенштерн» в навигацию 2024 года выполнит три рейса
18:47 QatarEnergy передаст Nakilat в долгосрочный фрахт девять крупнотоннажных СПГ-танкеров
18:39 На территории морского порта Петропавловск-Камчатский горит ангар
18:26 ClassNK: В мире лишь 3% действующих судов используют альтернативное топливо
18:03 Конференция «Транспортные технологии: Пересекая временные границы» пройдет 17 мая в Москве
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 6-8 мая 2024 года
17:29 Андрей Белоусов: Пропускная способность транспортных коридоров к 2030 году превысит 1,4 млрд тонн
17:14 Сергей Шишкарев предложил создать Союз контейнерных операторов России
16:58 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 1,2%
16:41 Четвертое в серии СПК «Комета 120М» проекта 23160 вышло на ходовые испытания
16:33 В акватории порта Махачкала планируется ремонтное дноуглубление в объеме 731 тыс. куб. м
16:16 Более десяти рейсов по СМП из портов Китая в Архангельск запланированы на 2024 год
15:59 Маломерное судно столкнулось с баржей на реке Енисей в Красноярске
15:38 Первое СПК «Валдай» поступит в Саратовскую область в конце августа ‒ начале сентября 2024 года
15:14 Из российских портов Балтийского моря с начала 2024 года отгружено 10 судов с экспортным зерном
14:26 СПК «Валдай» выйдут на маршруты в Самарской области в конце мая ‒ начале июня
14:00 Медиа-группа «ПортНьюс» поздравляет с Днем Победы!
13:07 Чистый убыток Холмского морского торгового порта в январе-марте 2024 года составил 26,5 млн рублей
12:34 Российский агроэкспорт должен достичь $55,65 млрд к 2030 году для исполнения нового «майского указа»
12:16 Sitronics KT оснастила радионавигационным оборудованием речное пассажирское судно «Иния»
11:54 Плавучий док «Сухона» проекта 02122 построят на класс РС
11:28 Экспорт зерна через морпорты Ростовской области в апреле 2024 года составил более 600 тыс. тонн
11:10 Росморпорт планирует ремонтное дноуглубление в акватории морского порта Оля
10:49 Глава FESCO Андрей Северилов возглавил комитет по транспорту Российско-Китайского делового совета
10:31 РКО продолжает наблюдение за строительством колесного теплохода проекта ПКС-180 «Аурум»
10:13 Балтзавод начал швартовные испытания атомного ледокола проекта 22220 «Якутия»
09:52 Расширены границы четырех ТОР на Дальнем Востоке и в Арктической зоне
09:35 Правительство РФ разработает план развития транспортной инфраструктуры на период до 2036 года
09:17 При строительстве угольного терминала «Лавна» в порту Мурманск произошел несчастный случай
08:58 Из порта Санкт-Петербург в Бангладеш отправят оборудование для АЭС «Руппур»
08:39 Доля российских высокотехнологичных товаров на основе собственных разработок должна возрасти в 1,5 раза к 2030 году
08:21 Опубликована деловая программа «Морского конгресса — Дальний Восток»
08:00 Владимир Путин поручил увеличить к 2030 году перевозки по транспортным коридорам в 1,5 раза

7 мая 2024

19:00 Чистая прибыль ICTSI в первом квартале 2024 года выросла на 36% — до $210 млн
18:38 «Флот РТ» возобновит перевозки пассажиров между Казанью и Ульяновском с 17 мая
18:23 Пропуск грузов и пассажиров через пункт Нижнеленинское — Тунцзян (КНР) в навигацию 2024 года откроется 11 мая
17:52 Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе-апреле 2024 года увеличились на 9,4%
17:28 СУДС Владивосток прошла переосвидетельствование
17:01 ЮЦСС строит первые пять блоков плавдока проекта 24012 для Северной верфи
16:44 Выручка ПАО «Астраханский порт» за 2023 год выросла в 2,3 раза — до 584,4 млн рублей
16:23 Два круизных лайнера проекта А45-90.2 спустят на воду летом 2024 года
16:04 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-апрель 2024 года снизился на 23%
15:39 Движение судов по Босфору временно приостановлено в обоих направлениях
14:56 Сроки сдачи МФАСС проекта MPSV06M «Певек» перенесены на 2026 год
14:42 Движение грузов через смешанный пункт пропуска Поярково на границе с Китаем возобновится с 10 мая
14:21 Подготовлен проект приказа о расширении пределов пункта пропуска на терминале «Новорослесэкспорт»
13:58 Патрульный корабль «Виктор Великий» и МРК «Тайфун» спущены на воду в Зеленодольске
13:36 Подход первых судов в порт Николаевск-на-Амуре со стороны моря в навигацию 2024 года ожидается 20-22 мая
13:14 Баржа-площадка «БМС-4103» проекта 81102 прошла освидетельствование РКО на Пермской судоверфи
12:52 Правительство РФ утвердило Правила аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений
12:31 Благовещенский СЗОР намерен увеличить производство продукции судостроения в 2024 году на 38%
12:05 Через Астраханский морской пункт пропуска в Иран экспортировано 63,8 тыс. тонн кормовой продукции
11:56 На Туапсинском балкерном терминале НТК восстановлена электрохимическая защита свай причала 6А
11:13 Камское речное пароходство за январь-март 2024 года получило 1,1 млн рублей чистого убытка
10:44 Росморпорт выделит до 1,5 млрд рублей на строительство защитных сооружений в морской части ВКМСК
10:23 Из Махачкалинского порта в Иран в апреле 2024 года экспортировано 48 тыс. тонн зерна
09:58 РБК: ОСК готовится продать часть непрофильных активов до 2027 года
09:15 АО «Транснефть — Урал» подготовило флот к навигации-2024
08:53 Навигация для маломерных судов в Кемерове откроется 31 мая 2024 года
08:29 ВНИРО капитально отремонтирует сейнер-траулер проекта 6285 «Ахтарец»
08:00 Логистический оператор ПЭК запустил мультимодальную доставку грузов из Таиланда в Россию

6 мая 2024

19:00 РС подготовил ряд предложений по таможенному регулированию в ЕАЭС
18:42 В реконструкцию железнодорожных путей паромного комплекса в Балтийске вложат до 426,8 млн рублей