Минтранс России предложил определить источник дополнительного финансирования реализации проекта строительства железнодорожной ветки Лосево-Камменогорск (Ленобласть) в рамках государственной программы в 2018 году в объеме 1 млрд 792,4 млн руб. за счет перераспределения финансирования с мероприятия «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» (экономия средств, предусмотренных на изъятие и выкуп земли). По данным Федерального портала для раскрытия проектов нормативно-правовых актов, с этой целью министерством подготовлены предложения по внесению изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596, (далее – ГП РТС) в части обеспечения финансированием завершения реализации объекта «Строительство новой линии Лосево – Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи – Петяярви – Каменногорск – Выборг» 2 этап, реализуемого в рамках комплексного инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги» (далее – Мероприятие, Проект).
Во исполнение решений правительства Российской Федерации предлагается предусмотреть финансирование мероприятия в пределах средств, предусмотренных подпрограммой «Магистральный железнодорожный транспорт», с целью завершения (достройки) объекта.
В соответствии с положительными заключениями ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 19 апреля 2010 г. № 305-10/ГГЭ-6634/04 и от 16 ноября 2012 г. № 1085-12/ГГЭ-6634/10 стоимость проекта составила 22 млрд 351,3 млн руб. с учетом расходов государственного заказчика на изъятие, выкуп, аренду земельных участков, возмещение ущерба окружающей среде, техническую инвентаризацию и паспортизацию, услуги строительного контроля.
Стоимость строительных работ по проекту в соответствии с государственным контрактом от 13 сентября 2010 г. № 700д составляет 21 млрд 1,26 млн руб., в настоящее время проект находится в высокой степени готовности.
Для полного завершения мероприятия необходимо осуществить работы по строительству тяговых подстанций, произвести чистовую выправку железнодорожного пути перед вводом объекта в эксплуатацию, осуществить устройство пассажирских платформ, произвести пусконаладочные работы, закончить работы по благоустройству и озеленению.
Обязательства по контракту генеральным подрядчиком в установленный срок исполнены не были в связи со следующим: невозможностью представления земельных участков под строительство по причине необходимости их изъятия в судебном порядке; изменениями в ходе строительства технических условий ОАО «РЖД» и весовых норм; обращением Ленинградской области о необходимости внесения изменений в Проект (притрассовая дорога) необходимостью выполнения дополнительных работ, которые не были предусмотрены проектно-сметной документацией, но в рамках разработки рабочей документации определены как необходимые для ввода объекта в постоянную эксплуатацию.
С учетом изложенного строительные работы не были завершены в срок, что не позволило обеспечить полное и своевременное расходование средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, о сложившейся ситуации Минтрансом России доложено в Правительство Российской Федерации и Минрегион России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 592-р утверждены новые сроки реализации проекта, увеличение бюджетного финансирования не предусмотрено, что привело к образованию дефицита финансирования реализации проекта в размере 1 млрд 792,4 млн руб. за счет увеличения стоимости строительства с учетом уровня инфляции.
Сложившаяся ситуация повлекла увеличение затрат генерального подрядчика: по консервации оборудования стоимостью более 50 млн руб.; стоимость не приобретенного в срок оборудования и материалов увеличилась по отношению к утвержденным ценам 2010 года на 1 млрд 164,1 млн руб.; утилизация порубочных остатков в связи с изменением природоохранного законодательства на сумму 91 млн руб.; строительство поста электрической централизации стоимостью 40,4 млн руб. (дополнительные технические условия ОАО «РЖД»); дополнительные работы, такие как удлинение водопропускных труб, увеличение объемов земляного полотна и укладки дополнительных объемов геотекстиля стоимостью 87,8 млн руб.; необходимость переборки собранной рельсо-шпальной решетки стоимостью 45,7 млн руб. (в период строительства объекта был изменен внутренний регламент ОАО «РЖД» в части увеличения весовых норм принятых к перевозке); дополнительные затраты на рекультивацию земельных участков общей площадью 32 Га в сумме 163,7 млн руб.; дополнительные расходы на техническое сопровождение строительства службами Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в объеме 4 млн руб.; ФАУ «Главгосэкспертиза России» определено, что водоснабжение разрабатывается в рамках отдельного проекта, в настоящее время разработан проект со сметной стоимостью 51,8 млн руб.; в процессе выполнения работ на тяговых подстанциях объекта в 2012 - 2013 годах от эксплуатирующей компании ОАО «Ленэнерго» получены обновленные технические условия, что повлекло необходимость дополнительного приобретения оборудования и частичной переделки смонтированных комплексов на общую сумму 4,1 млн руб.; полная переработка программного обеспечения стоимостью 3,8 млн руб. (дополнительные технические условия ОАО «РЖД»); пусконаладочные работы на сумму 135,9 млн руб. (произведена детальная оценка стоимости).
Учитывая высокую степень строительной готовности проекта, его федеральное, региональное и международное значение для увеличения транзитного потенциала, транспортной доступности и создания новых рабочих мест правительством Российской Федерации поддержано предложение Минтранса России о завершении проекта в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» с определением источника дополнительного финансирования в объеме 1 млрд 792,4 млн руб. в пределах параметров программы (протокол совещания от 24 мая 2016 г. № АД-П9-77пр у заместителя председателя правительства Российской Федерации А.В. Дворковича).
Предлагается определить источник дополнительного финансирования реализации проекта в рамках государственной программы в 2018 году в объеме 1 млрд 792,4 млн руб. за счет перераспределения финансирования с мероприятия «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» (экономия средств, предусмотренных на изъятие и выкуп земли).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года № 2199-р предусмотрена возможность изменения цены контракта по соглашению сторон с учетом индексов-дефляторов. В результате отсутствия дополнительного финансирования возможно расторжение контракта, что приведет к судебным процессам (срок рассмотрения судом исков по одностороннему расторжению контракта достигает 2 лет и более, в этот период невозможно проведение конкурсных процедур по достройке объекта до расторжения действующего договора), создаст риски хищения имущества на незавершенном строительством объекте (потребуется консервация и охрана объекта).
Не завершенный реализацией объект не позволит увеличить пропускную способность участка до 100 пар поездов, вынести грузовое движение с массой поезда более 6 тыс. тонн на Приозерское направление с обеспечением прогнозируемого грузопотока в порты Приморск и Высоцк, улучшить транспортную доступность отдаленных населенных пунктов Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области за счет строительства притрассовой автодороги и путепроводов.
Кроме того, затягивание сроков реализации приведет к удорожанию стоимости проекта с учетом инфляции, невыполнению обязательств перед соинвестором по инвестиционному соглашению (ОАО «РЖД» несет убытки в объеме 97 млн руб. в год, письмо от 22 июля 2016 г. № ИСХ-10982).
Технологический и ценовой аудит по проекту не проводился в связи с высокой степенью готовности объекта (подтверждено решениями пункта III протокола совещания от 24 мая 2016 г. № АД-П9-77пр у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича).
Проверка инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, не проводилась, так как реализация проекта осуществлялась за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.