• 19 сентября 2005

    За безопасность на Неве в ответе «человеческий фактор»

    В уходящую летнюю навигацию количество происшествий на Неве, связанных со столкновением судов, возросло. При этом основная причина возникновения аварийных ситуаций кроется не в техническом состоянии стареющего флота, а в «человеческом факторе». Переход флота из-под контроля государства к частным судовладельцам, как оказалось, по прошествии 15 лет имеет «долгоиграющие» последствия. Поэтому сейчас, как отмечают эксперты, принимать действенные меры по снижению аварийности судоходства, особенно речного, в силах только само государство.

     

    Ни одной аварии, только происшествия
    Прохождение акватории Невы крупногабаритными судами возможно только при наличие на борту специального лоцмана. На всем протяжении Волго-Балтийского пути, частью которого является Нева, других сложных участков, на которых предусмотрена обязательная лоцманская проводка, нет. Несмотря на это, именно на Неве из года в год происходят столкновения грузовых судов и танкеров.

    По состоянию на 1 сентября в зоне ответственности Северо-Западного бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте зафиксировано 17 транспортных происшествий против 6 случаев, имевших место в этом региона за 2004 год. В том числе в этом году суда сталкивались с невскими разводными мостами 7 раз из восьми случаев аварийных происшествий, отмеченных Невским линейным отделом. В том числе три случая произошли с танкерами, имевшими на борту нефтепродукты. По счастливой случайности, в черте Санкт-Петербурга в этом году не произошло крупной экологической катастрофы. Однако столкновение танкера «Иркутск ГЭС» с левым пролетом Тучкова моста, произошедшее 30 июля, заставило поволноваться как чиновников, так и жителей города. «Только благодаря тому, что танкер имел двойные борта и, несмотря на свой возраст, находился в хорошем техническом состоянии, танки с мазутом при ударе оказались не повреждены», - комментирует корреспонденту ИА «ПортНьюс» директор Северо-Западного филиала Российского Речного Регистра Николай Фомин. Поэтому нефтеразлив составил примерно 100 кг мазута. Он был ликвидирован силами ГУП «ПиЛАРН». Судовладелец возместил расходы государственной структуры по сбору топлива, а так же выплатил штраф.

    Еще два танкера - "Волгонефть-205" и "Волгонефть-218" при движении в морской порт Санкт-Петербург 17 мая врезались в опору Троицкого моста. Это двойное столкновение так же было оперативно взято под контроль городскими спасательными службами. Но поскольку повреждения судов не были значительными, ликвидировать последствия было несложно.

    Кроме танкеров в навигацию 2005 года в аварийных ситуациях оказывались и сухогрузы, а так же маломерные суда: в конце мая на мост Александра Невского навалилось судно «Енисей», 1 июня с Троицким мостом столкнулся «Волгодон-99», судно «Беломорский-22» 26 июня навалилось на взводной пролет моста Александра Невского, 1 августа, грузовое судно "Невский-22" столкнулось с опорами Тучкова моста, 11 августа маломерное судно ударило в опору Дворцового моста. Пока что ни одно из столкновений судов на Неве в этом году не признано аварией, поскольку не было третьей пострадавшей стороны, а разлив топлива был небольшим.

     

    Причины — в людях
    Согласно справке Северо-Западного бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте причинами столкновений на Неве в 4-х случаях называются «невыполнения должностных обязанностей», в двух — «судоводительские ошибки», и еще по одному случаю приходится на «технические неисправности и конструктивные недостатки», а так же «невыполнение береговыми работниками требований документов, регламентирующих безопасность плавания». То есть, лишь в одном случае из восьми, аварийная ситуация возникла по независящей от человека причине. Во всех остальных случаях сработал «человеческий фактор».

    «Говорить о том, что у нас причина аварий на Неве кроется в том, что по реке ходят субстандартные суда — не верно, - отмечает Фомин. — У нас по реке ходят безграмотно». При этом контроль за судоходством в результате административной реформы, практически сведен к минимуму. Государственная речная судоходная инспекция ликвидирована. Ее функции переданы Федеральной службе по надзору на водном транспорте. Однако финансирования новый надзорный орган не получает. В результате, сотрудники линейных отделов не имеют возможности выйти на катере на акваторию: ни один из десяти катеров Северо-Западного управления службы не отошел в это лето от причала — нет денег на топливо. Даже если нарушителя задерживают и привлекают к ответственности, то штраф, наложенный на судоводителей, составляет всего 1 тыс. рублей.



    Надо работать с плавсоставом
    Николай Фомин считает, что проблема безопасности судоходства может еще больше усугубиться примерно через два года. «Сейчас судовладельцы начали вкладывать средства в поддержание технического состояния флота, однако остается фактор психологической усталости членов экипажей, а в современных условиях специальной работы с людьми не проводится», - отмечает он. Поэтому, несмотря на общее улучшение состояния флота, «человеческий фактор» может еще больше усугубить проблему уже в следующем году.

     

    Саморегулируемые судовладельцы
    Чтобы изменить ситуацию и повысить уровень ответственности как судоводителей, так и судовладельцев, а так же береговых служб, считают опрошенные ИА «ПортНьюс» эксперты, надо на законодательном уровне изменить всю систему контроля за состоянием флота: либо необходим жесткий государственный контроль за системой безопасности судоходства (на каждом ее этапе), либо судовладельцам надо дать возможность создать саморегулируемую систему. В частности, может оказаться действенным механизм страхования ответственности перед третьими лицами. Как показывает мировой опыт, именно этот механизм, в свою очередь, приводит и к общему обновлению флота.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен