• 26 марта 2012

    Транзитную нефть позвала труба

    В порту Усть-Луга начались долгожданные отгрузки нефти, поступающей в  порт по трубе БТС-2. «Транснефть» намерена использовать новый маршрут поставок для отказа от транзита через территорию иностранных государств, а также для разгрузки Приморска и Новороссийска. Эксперты видят сразу несколько последствий от запуска данного проекта.

    Взять все - и распределить

    Первая тестовая отгрузка нефти, поступившей в порт Усть-Луга (Комплекс наливных грузов) по второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), состоялась 23 марта 2012 года в присутствии высшего руководства страны. Партия нефти объемом порядка 100 тыс. тонн была отгружена на танкер «Невский проспект» ОАО «Совкомфлот», который отправился в Роттердам. Вторая отгрузка состоялась 26 марта, предположительно на греческий танкер Montego.

    Мощность БТС-2 составляет 30 млн тонн нефти в год, однако известно, что объемы нефтедобычи в России стагнируют из-за истощения старых месторождений, поэтому больших дополнительных объемов экспортной нефти в краткосрочной перспективе ожидать не приходится. В «Транснефти» ИАА «ПортНьюс» рассказали, что по предоставленным компании прогнозам нефтяников, объем добычи нефти в России в 2012 году может возрасти на 5 млн тонн, но этот прогноз не представляется очевидным.

    Поэтому пока заполнять БТС-2 планируется, прежде всего, за счет перераспределения нефти с других направлений. Во-первых, предполагается забрать транзит, идущий в настоящее время через польский порт Гданьск в объеме до 6 млн тонн в год. Также существуют планы сокращения перевалки нефти через расположенный в Ленинградской области порт Приморск (БТС-1) до 65-68 млн тонн, так как этот маршрут, по словам представителя «Транснефти», в настоящее время технологически перегружен. Это даст БТС-2 еще порядка 7-10 млн тонн нефти в год. Наконец, планируется снять около 3-5 млн тонн нефти в год с Новороссийска, так как отгрузки через этот порт осложняются в осенне-зимний период из-за характерных для данного региона сложных погодных условий. В компании также отмечают, что в соответствии с конъюнктурой, экспорт нефти более целесообразен через Северо-Запад, в то время как нефтепродуктов – через Южный бассейн. В сумме же, по нашим подсчетам, все эти перераспределения дадут 16-20 млн тонн нефти, то есть загрузят БТС-2 немного более, чем наполовину.

    Отметим, что правлением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) России принято решение об установлении ставки тарифа на услуги «Транснефти» по перевалке нефти на нефтебазе «Усть-Луга» в размере 10 тыс. 621,47 руб. за 100 тонн. Для сравнения, ставки на перевалку через «Спецморнефтепорт Приморск» составляют 6 тыс. 820,92 руб. за 100 тонн, через «Спецморнефтепорт Козьмино» - 13,6 тыс. руб. за 100 тонн.

    В «Транснефти» подчеркивают, что в проекте БТС-2 для компании главное – это возможность отказа от услуг стран-транзитеров. Действительно, если учесть, что экспорт нефти является основой российской экономики, то зависимость от иностранных государств в этом вопросе создает угрозу национальной безопасности России.

    Более того, по мнению экспертов, в средне- и долгосрочную перспективу БТС-2 окажется полностью востребованной и ее работа будет иметь ряд позитивных последствий для экономики страны.

    Так, по мнению ведущего экономиста УК «ФИНАМ» Дмитрия Баранова, во-первых, функционирование БТС-2 привлечет дополнительные средства в экономику России через рост налоговых поступлений, создаст новые рабочие места и снизит политические риски. Во-вторых, по мнению эксперта, в мире будет расти спрос на нефть по нескольким причинам. Среди них – сокращение доли атомной энергетики в Европе, напряженность на Ближнем Востоке и вокруг Ирана, которая повышает интерес к более дешевой, чем Brent, российской нефти Urals для создания запасов. В-третьих, использование БТС и БТС-2 позволит в обозримой перспективе провести ремонт старых нефтепроводов. «Думаю, что приведённых аргументов достаточно, чтобы понять, что проект экономически целесообразен, но как и в случае с загрузкой, не стоит ждать сверхприбылей сразу после запуска», - подытоживает Дмитрий Баранов.

    Тем не менее, проблема истощения западносибирских нефтяных месторождений остается. Правда, в последнее время российские нефтяные компании заявили о больших инвестициях в разведку новых месторождений.

    Виталий Чернов.
     
    Схемы магистральных нефтепроводов
     
     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен