• 27 декабря 2011

    Государство дошло до границы

    Грузооборот российских портов в 2011 году достигнет порядка 535 млн тонн. Это рекордный показатель за всю историю отечественной стивидорной деятельности. Однако внутренние правила контролирующих органов, медленное внедрение электронного документооборота, завышение требований к оборудованию морских пунктов пропуска препятствуют дальнейшему повышению конкурентоспособности российских портов.

    Избавление от «ботиков»


    Нельзя не признать, что в прошедшем году государство в лице министерства транспорта предприняло серьезные усилия по повышению конкурентоспособности отечественных морских портов. По многим вопросам дело сдвинулось с «мертвой точки». Определены границы портов, составлен их реестр, а самое главное – внедряются новые технологические схемы, которые призваны сократить время прохождения таможенных и пограничных процедур за счет отказа от обязательного комиссионного досмотра судов.

    В то же время, как отметил в ходе заседания Морской коллегии при правительстве России (прошедшей 21 декабря 2011 года) на тот момент заместитель председателя правительства России Сергей Иванов, полностью проблема простоев судов из-за волокиты на границе еще не решена. Как выразился Сергей Иванов, «пока ботики выходят для досмотра судов, говорить о чем-то другом вообще бессмысленно». По его словам, государственным контролирующим органам давно пора избавиться от практики комиссионного досмотра судов на границе, что приводит к их непроизводственным простоям и дополнительным затратам.

    Отметим, что бескомиссионный досмотр судов стал возможен в российских портах с начала 2011 года, после выхода приказа N239 Министерства транспорта Российской Федерации об утверждении Типовой схемы пунктов пропуска через государственную границу. Однако по причине медленной адаптации государственных контролирующих органов к новым реалиям, необоснованным завышениям требований к оборудованию пунктов пропуска, медленному внедрению электронного документооборота и нерадивости некоторых морских агентов, на сегодняшний день бескомиссионно оформляется лишь часть судов.

    Как сообщил в ходе заседания морской коллегии заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, в некоторых портах все суда уже сейчас оформляются без комиссионного досмотра, а, например, в порту Калининград доля судов, на которые не высаживалась комиссия, составляет 75%.

    Как ранее сообщила в ходе заседания совета директоров Ассоциации морских портов России заместитель начальника главного управления таможенного управления и таможенного контроля транспорта и связи Федеральной таможенной службы России (ФТС) Лариса Коршунова, наилучшая ситуация в части бескомиссионного досмотра наблюдается в портах Северо-Запада. «Около 50% судов мы там оформляем бескомиссионно. На Юге – чуть хуже», - уточнила она. «К началу 2012 года, я уверена, будут подвижки в этом вопросе», - сказала Коршунова.

    Сейчас ФТС осуществляет  досмотр грузов на основе системы управления рисками, как это принято во всем мире. Тем не менее, Пограничная служба до сих пор настаивает на тотальной проверке, что опять же, не позволяет ускорить прохождение пограничных процедур. Министерство транспорта уже обратилось в Федеральную службу безопасности России (в структуру которой входит пограничное управление) с предложением осуществлять контроль в морских пунктах пропуска на основе системы управления рисками, как это делают таможенники.

    Однако, по мнению Сергея Иванова, ФТС также проявляет чрезмерное усердие в плане досмотра транзитных контейнеров. По его словам, таможенным органам необходимо вообще отказаться от их проверки, за исключением случаев, когда имеется оперативная информация, требующая досмотра.

    Еще одна проблема – это завышение государственными контролирующими органами требований к обустройству пунктов пропуска, что приводит к замедлению процесса их открытия и увеличению затрат со стороны инвесторов. Кроме того, наличие лишних квадратных метров и комнат приводит к бюрократизации оформления на границе. В этой связи немаловажно, что  законопроектом о пунктах пропуска через госграницу предусмотрена передача объектов пункта пропуска в морских портах России, созданных на частные средства, исключительно в безвозмездное пользование Росгранице. Между тем, Ассоциация морских торговых портов России настаивает на том, что такой порядок ведет к коррупции и завышению требований. Более подробно об этом читайте в разделе «Актуальная тема» от 15 ноября 2011 года >>>>

    Для того, чтобы умерить аппетиты контролирующих органов, Сергей Иванов предложил рассматривать их требования к обустройству пунктов пропуска на пограничной комиссии с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, вычеркивая излишества.

    Следующая проблема – это внедрение электронного документооборота на границе. По мнению представителей бизнеса, то, что сейчас в России называется электронным таможенным декларированием, на деле им не является, а по сути дела представляет собой электронную очередь на декларирование. Для того, чтобы электронное декларирование заработало полноценно, необходимо создание межведомственной информационной автоматизированной системы (МИАИС), которая до сих пор не готова, хотя разговоры о ее создании ведутся давно. По словам Сергея Иванова, на 2012 год выделены необходимые средства для ее разработки и внедрения. На тему электронного декларирования читайте также в разделе «Актуальная тема» от 31 октября 2011 года >>>>

    Впрочем, в волоките на границе не всегда виноваты только государственные органы. Так, по словам Виктора Олерского, морские агенты сами зачастую предоставляют контролирующим органам неполную информацию, что вынуждает их проводить досмотр.

    По словам выступившего на заседании Морской коллегии руководителя Росграницы Дмитрия Безделова, само по себе развитие портовых мощностей должно быть синхронизировано с мероприятиями обустройства госграницы. По его мнению, для ускорения процедур при оформлении в морских пунктах пропуска необходимо оснащать их современным оборудованием и системами слежения. Так, в 2012 году планируется оборудовать все морские пункты пропуска современными досмотровыми комплексами.

    По мнению экспертов, в морских пунктах пропуска должен быть единый хозяин, который бы координировал работу всех государственных контролирующих органов.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен