• 11 августа 2004

    Грязь на воде ничья, хотя ее очень много


    Санкт-Петербург со всеми своими реками, каналами и озерами относится к числу "водных" городов мира. Водными объектами занято 50% городских территорий. Их чистота оставляет желать лучшего. По данным Комитета по природопользованию и охране окружающей среды городской администрации, в 2003 году воды практически всех водоемов Санкт-Петербурга характеризовались как "загрязненные". При этом в комитете отмечают, что основными источниками загрязнения акватории являются суда, несанкционированно сбрасывающие льяльные (переработанные) воды, в том числе, содержащие остатки нефтепродуктов, а также относительно редкие разливы нефти, случающиеся при авариях, перевалке, реже . бункеровке судов.

     

    По мнению директора Государственного унитарного предприятия "ПиЛАРН" Николая Федорова, экологическая обстановка в городе в последние годы не улучшается. Многие суда, используемые для транспортировки нефтепродуктов по Волго-Балтийскому пути, устарели, эксплуатируются более 20 лет. Флот стареет, а количество судов, проходящих через Санкт-Петербург, увеличивается.

     

    Вероятность аварий остается высокой, а дисциплина . слабой, - считает он. В мае у причала Северной верфи СВ-3 был разлит мазут. Во время перевалки мазута на судно "Байкал", принадлежащее компании "ЭКОР", в следствии технической ошибки, допущенной членом экипажа, на палубу вылилось около 2 тонн мазута, из которых 500 кг попало за борт. На месте разлива работали 2 специализированных судна - нефтемусоросборщики "ПиЛАРНа". В итоге было собрано 1,5 тонны нефтесодержащей смеси, около 100 кг мазута собрать не удалось. На капитана "Байкала" наложен административный штраф в размере 4 тыс. рублей. Ущерб, нанесенный экологии города пока не оценен.

    И все-таки аварии в акватории - редкое явление. Чаще воду загрязняют, экономя на издержках по очистке льяльных вод, сбрасывая их в акваторию в ночное время суток.

     

    В конце мая в Ладожском озере (район Бугровского буя) было обнаружено огромное нефтяное пятно. Маслянистая пленка растянулась на поверхности воды на 25 километров, а общая площадь загрязнения по данным Балтийской бассейновое специализированной морской инспекции (ББАСУ) составляет 30 квадратных километров. А самое главное . у Ленинградской области нет флотилии экологических судов-нефтесборщиков, а катера городской службы "ПиЛАРН" не могут работать на Ладоге, они предназначены больше для прибрежных и речных разливов. В итоге нефтяную пленку просто разнесло течением. В прошлом месяце только за один день. 8 июня - городской аварийно-спасательной службой ГУП "ПиЛАРН" было ликвидировано два разлива нефтепродуктов на Неве. Шлейф нефтепродуктов шириной около 30 метров простирался от Троицкого до Дворцового моста. В этот же день обнаружено еще одно пятно нефтепродуктов на Неве в районе Финляндского вокзала. Источник загрязнения не установлен.

     

    В конце июня "ПиЛАРНу" пришлось очищать поверхность акватории от мазута дважды. Одно из маслянистых "пятен" было обнаружено у Литейного моста, второе диспетчер "Волго-Балта" обнаружил в районе Свердловской набережной. Ликвидировал "пятна" нефтесбощик ГУП "ПиЛАРН". В результате было собрано более 300 кг нефтесодержащей смеси. Источники загрязнения не установлены.

     

    "Это страшная беда. Из-за нерадивости капитанов мы имеем массу сбросов нефтесодержащих вод. И даже если содержание нефтепродуктов в них может быть 2-3% или даже полпроцента, это огромный ущерб экологии", - заявляет начальник ББАСУ Валерий Зайцев.

     

    Директор ГУПа, задействованного в ликвидации всех разливов на акватории петербургского порта, а также реках, Николай Федоров отмечает, что такие разливы - обыденное явление в жизни города. "Постоянно автомобилисты, промышленники, судовладельцы сбрасывают в акваторию Невы и Финского залива нефтесодержащие воды. Их переработка сточит денег, поэтому сбросить их в реку или залив - недорогое решение проблемы". По мнению экологов ситуации с разливами нефти и нефтесодержащих смесей такого рода вполне можно было бы избежать, установив контроль за движением судов в ночное время суток. Ведь именно в это время, согласно статистике, недобросовестные судовладельцы избавляются от льяльных вод. Всего за два последних года "ПиЛАРН" собрал 460 тонн чистых нефтепродуктов в результате 22 таких "штатных" разливов. Есть такое устоявшееся мнение, что грязь на воде ничья, никто не хочет ее убирать. А страдают от этого петербуржцы, - говорит Федоров.

     

    В Комитете по природопользованию сообщили, что количество нефтеразливов за последние 5 лет на акватории Санкт-Петербурга колеблется в пределах от 28 до 51 в год. Таким образом, в месяц в среднем происходит по 5 разливов. Эти цифры показывают высокий уровень возникновения крупной аварии, - отмечают в комитете. Город может оказаться не готов к ней. Как считает академик Сергей Звездунов, решить проблему разработав общегородской план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), рассчитав нагрузку на акваторию, сформировав материально-техническую базу для оперативной ликвидации случающихся нефтеразливов. Необходимо рассчитать риски, привлечь к работе частные компании, имеющие современные нефтесборщики, которые способны не только ликвидировать разливы, но и отделять нефть от воды, добиваясь отличного качества последней.

     

    Согласно данным Невско-Ладожского бассейнового водного управления, за навигацию в 2003 г. По акватории порта прошло 8 тысяч 195 судов, из них нефтеналивных . почти 2,5 тыс. Количество перевезенных нефтепродуктов за навигацию в течение нескольких лет остается стабильным и составляет около 5 млн. тонн.

     

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен