• 25 июля 2011

    «Булгария» изменит отрасль

    Трагическая гибель 122 человек при затоплении теплохода «Булгария» на Волге неизбежно приведет к изменениям в государственном регулировании отрасли речных пассажирских перевозок. Ряд игроков могут покинуть рынок, другим предстоит сделать дополнительные инвестиции, чтобы соответствовать новым требованиям безопасности и качества обслуживания. Владимир Путин уже поддержал ряд предложений Минтранса, которые усиливают требования к судоходным компаниям и государственному контролю за их деятельностью.

    Судовладельцы хлебнут СУБ

    В ходе совместного заседания общественного совета министерства транспорта Российской Федерации и Общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Минтранса России (Росморречфлот), на котором рассматривались возможные меры, которые следует предпринять для предотвращения трагедии, произошедшей с «Булгарией», представители судоходной отрасли высказали ряд предложений.

    По словам выступившего на заседании президента Ассоциации судоходных компаний России (АСК) Алексея Клявина, прежде всего, необходимо повысить уровень самоконтроля участников рынка посредством создания саморегулируемых организаций (СРО), по примеру ряда других отраслей.  АСК уже идет по пути к СРО и считает, что это позволит снизить административные барьеры и одновременно повысить безопасность и качество предоставляемых судоходными компаниями услуг. «Именно бизнес лучше всех знает самые слабые места в процессе организации перевозок, поэтому наиболее эффективным представляется организация самоконтроля», - уверен президент Ассоциации.

    При этом он добавил, что в рамках формирования СРО АСК создает Компенсационный фонд и рассматривает возможность создания фонда взаимного страхования, а также налаживает взаимовыгодное сотрудничество со страховыми компаниями.

    Другим принципиально важным моментом в АСК считают внедрение Системы управления безопасностью (СУБ), которую предлагается сделать обязательной для пассажирских судов внутреннего плавания. Предполагается, что законом либо приказом Министерства транспорта будут утверждены критерии такой системы. Ими могут стать требования к структуре судоходной компании, ее кадровой политике, регламентации процедур, наличию связи судно-компания, обратной связи, планам действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    АСК считает, что объединениям судовладельцев следует дать возможность разработать свои собственные СУБ, ориентированные на лидирующие компании, уделяющие должное внимание вопросам безопасности.

    Эти меры могут привести к консолидации на рынке речного судоходства, так как мелкие компании окажутся неспособны выполнить повышенные требования и внедрить СУБ.

    По мнению члена совета АСК, президента ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Романа Троценко, также выступившего на заседании, консолидация отрасли неизбежна и пойдет ей только на пользу. «Мы имеем на сегодняшний день более 1000 судоходных компаний, которые осуществляют пассажирские перевозки. Часть из них обладает всего одним судном – лицензии нет, капитан не обучен, инструктаж не проведен, спасательные средства доставляют на борт только для того, чтобы предъявить речному регистру и уносят на следующий же день. И контролировать этот вопрос очень сложно. Поэтому первое, что мы предлагаем – это необходимость консолидации бизнеса, который занимается перевозкой  пассажиров и имеет существенное влияние на безопасность пассажирских перевозок», - сказал Троценко.

    Министр транспорта России Игорь Левитин поддержал идею укрупнения речных судоходных компаний. Однако это потребует изменений в законодательстве.

    Реформировать предлагается не только бизнес, но и органы исполнительной власти, которые отвечают за его регулирование. Так, по мнению Алексея Клявина, после разделения надзорных и контрольных функций в ходе административной реформы, они стали работать недостаточно эффективно. По сути, предлагается их объединить заново, как это было до 2004 года. Если говорить более конкретно, то предлагается перераспределить функции между Ространснадзором и Росморречфлотом, оставив Ространснадзору функцию контроля за лицензированием. При этом Росморречфлоту предлагается сформировать службы оперативного портового контроля на внутренних водных путях, сформировать администрации водных бассейнов (капитаний), отвечающих за безопасность судоходства.

    «Главное, чтобы реформа федеральных исполнительных органов не привела к росту нагрузки и расходов судовладельцев», - резюмировал Алексей Клявин.

    От теории к практике

    Министр транспорта Игорь Левитин уже представил пакет предложений председателю правительства Владимиру Путину. Среди них - введение обязательного требования по наличию системы страхования на внутренних водных путях, уведомительный характер для внеплановых проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, введение государственного портового контроля и передача субъектам Федерации причальных стенок, которые сейчас управляются Росимуществом.

    По словам Левитина, обязательное страхование ответственности судовладельца при авариях позволит создать систему выплаты страховых компенсаций пострадавшим, а также обеспечит контроль за состоянием судов со стороны страховых компаний. Этот законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.

    Что касается уведомительного характера проверок, то он создаст возможность проводить их внезапно и, таким образом, устранить практику формального «соблюдения» предписанных требований только на время инспекций.

    Как прокомментировал идею создания государственного портового контроля в речных портах министр транспорта, «по закону нам нужно, чтобы наш портовый контроль был в том порту, откуда выходит судно. У нас не везде есть сотрудники, не во всех портах». Для этого потребуется внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта.

    Последнее озвученное Путину предложение – передача причальных стенок в ведение регионов, по мнению Минтранса, позволит усилить контроль за их состоянием. Сейчас это имущество передаётся в аренду на срок до 49 лет, соответствующего контроля за его состоянием нет. «Так получается, что контролирующие организации – в Москве, компании, которые зарегистрированы, – в субъектах, там же и контроль Министерства внутренних дел и так далее...», - прокомментировал инициативу Левитин.

    Владимир Путин поддержал предложения министерства. Ожидается, что Госдума их примет уже в сентябре-октябре 2011 года.
     
    Виталий Чернов.
     
    Ссылка по теме:
     
    Заявление АСК в связи с трагедией теплохода «Булгария» >>>>

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен