• 28 марта 2011

    Помочь и разбогатеть

    Катастрофа в Японии, приведшая к разрушению инфраструктуры и самое главное – к повреждению атомных электростанций, безусловно, окажет влияние на мировой рынок энергоносителей и их транспортировки. Сможет ли Россия увеличить экспорт угля, нефти, нефтепродуктов и газа, а  дальневосточные бункерные компании поднять объемы продаж?

    Будущий энергобаланс Японии еще не понятен, тем не менее, уже сейчас ясно, что этой стране требуются большие дополнительные объемы энергоносителей для его восстановления.

    Как сообщил в ходе совещания о комплексном развитии топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока председатель правительства России Владимир Путин, для скорейшей стабилизации энергообеспечения Японии Россия готова изыскать возможность увеличения поставок в эту страну природного газа. Уже сегодня «Газпром» готов увеличить поставки природного газа в Европу по трубопроводам на 60 млн куб. м, что примерно эквивалентно 40 тыс. тонн сжиженного природного газа (СПГ) в сутки. «Высвобожденный таким образом объем СПГ может быть направлен в Японию», - сказал Владимир Путин. По словам главы правительства, те газовозы, которые идут в Европу, развернутся и пойдут в Японию.

    «Такая масштабная разменная операция России и стран Евросоюза может оказать реальную срочную помощь Японии в области энергетики, обеспечив поставку в течение месяца более 1 млн тонн сжиженного природного газа. А за 100 дней в Европу с нашей стороны может быть поставлено для размена дополнительно до 6 млрд куб. м трубопроводного газа. Соответственно, Япония получит дополнительно до 4 млн тонн СПГ. Повторяю, это можно начинать делать прямо сейчас. Мы к этому готовы», - сказал Владимир Путин.

    Если говорить о долгосрочной перспективе, то здесь многое будет зависеть от ситуации с развитием атомной энергетики. Ряд стран уже заявили о возможности отказа от нее, однако воспринимать такие заявления как данность было бы преждевременно, так как они, скорее всего, вызваны сиюминутными внутриполитическими интересами и с нормализацией ситуации в Японии могут быть забыты.

    Существует и ряд сложностей для увеличения экспорта российских энергоносителей. Если говорить о газе, то его поставки осуществляются по долгосрочным контрактам и «маневрировать» его объемами весьма сложно, если речь не идет об исключительных случаях. Поставки нефтепродуктов также осуществляются по долгосрочным контрактам.

    Вопрос увеличения поставок угля из России через Дальний Восток наталкивается на инфраструктурные ограничения – а именно недостаток пропускной способности железной дороги и портовых мощностей. На это ИАА «ПортНьюс» уже указывало в публикации, посвященной другой катастрофе – наводнению в Австралии, повлиявшему на рынок угля >>>>

    Свои комментарии о возможном влиянии японской катастрофы на рынок энергоносителей и их логистики ИАА «ПортНьюс» предоставили отраслевые аналитики.

    Директор по развитию российского бюро Argus Михаил Перфилов:

    - Все будет зависеть, прежде всего, от развития ситуации с реакторами атомных станций в Японии. В случае закрытия атомных станций возрастет спрос на альтернативные способы получения энергии. В Германии, к примеру, в этом контексте увеличится спрос на газ, а в Японии – на уголь, малосернистую нефть и малосернистый мазут.  Но в той же Германии – надо понимать, что разговоры об отказе от атомной энергетики носят, скорее всего, кратковременный политический характер.

    В Японии же для получения электроэнергии используется малосернистая нефть, так как в этой стране действуют жесткие экологические стандарты. Также Япония использует малосернистый мазут. А малосернистого мазута сейчас на рынке очень мало. Его основным поставщиком была Индонезия, которая к настоящему времени сама из экспортера превратилась в импортера.  Что касается низкосернистой нефти, то японцы уже сейчас активно ее скупают на спотовом рынке. Впрочем, в Японии есть установки для снижения содержания серы в мазуте, поэтому может закупаться и мазут с более высоким ее содержанием. Дальше все будет зависеть от того, насколько быстро будут восстанавливаться производства в Японии, портовая инфраструктура.

    Что касается российской нефти ВСТО (трубопровод Восточная Сибирь-Тихий океан), то она в Японии используется не для сжигания, а для переработки. Ее конкурентным преимуществом в сравнении с ближневосточной нефтью является короткое транспортное плечо. Поэтому она будет пользоваться спросом.

    Увеличится количество судозаходов в российские порты, вырастут объемы бункеровок на российском Дальнем Востоке.

    Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин:

    - Доля пострадавших районов в ВВП Японии 6%-7%, но, с другой стороны, пока не исключена возможность дальнейшего развития событий на ядерном реакторе в Фукусиме. Соответственно, оценки ущерба для экономики очень различны. От 0,1% - 0,2% ВВП Японии по данным правительства Японии до 1% - 2% по прогнозам ряда рыночных аналитических структур. Я больше склоняюсь к первой версии возможно ущерба. То, что события в Японии совпали по времени с активизацией денежной экспансии ФРС (Федеральной резервной системы) и ЕЦБ (Европейского центробанка), к которой впоследствии присоединился Банк Японии, является очень характерным обстоятельством. Рост денежной ликвидности при параллельном росте рисков, оказал поддержку рынку государственного долга на стимулирование которого собственно и направлены средства QE.

    В любом случае, после спада в результате катастрофы, экономика, как правило, исходя из исторической практики, получает сильный импульс роста на базе государственных, частных инвестиций. Тем более, что страны G7 уже начали проводить политику финансовой поддержки Японии.

    Таким образом, на мой взгляд, среднесрочные колебания реального спроса на мировых рынка будут незначительными, а вот спрос на сырье под влиянием монетарных факторов, долгосрочных рисков дефицита доступных ресурсов останется высоким.

    На основе анализа динамики реального спроса и предложения Американская администрация  энергетической информации министерства энергетики США (U.S State Energy Information Administration, EIA) оценивает на 2011 год объем мирового спроса и предложения нефти на уровне 88,2 млн барреля в день и 81,3 барреля соответственно. На основании разрыва в этих показателях, при ожидаемом его сохранении в среднесрочном периоде оценивает среднюю "справедливую" стоимость "легкой" нефти на 2011 году в $102 за баррель. Колебания Японского ВВП в пределах 0% - 2% в год принципиального воздействия на реальный спрос не окажут, может быть изменение цены на нефть в несколько долларов. Основной фактор роста спроса на нефть, в том числе реального - монетарный, фактор долгосрочных рисков дефицита ресурсов, фактор перемещения интереса инвесторов в сектор долгосрочных реальных вложений. Эти факторы независимы от японского спроса. Цены на нефть могут продолжить консолидироваться в краткосрочном периоде под влиянием переоценки инвесторами рисков вложений, но средне- и долгосрочный тренд цен на нефть остается растущим.

    Аналитик ИК «Энергокапитал» Василий Копосов:


    - Эффект от сложившейся в Японии ситуации на российскую экономику и промышленность может быть оценен в двух плоскостях: с одной стороны, уже сегодня можно говорить о временном увеличении прямых поставок энергоресурсов, в первую очередь нефти, газа, угля в Японию.

    С другой стороны - необходимость восстановления стабильного энергоснабжения в совокупности с ожидающимся изменением энергобаланса, обусловленным возможным выбытием мощностей ряда АЭС, является благоприятной почвой для начала более долгосрочного сотрудничества в виде привлечения  японских инвестиций в российские проекты, связанные с добычей и транспортировкой сырья. Данное сотрудничество может быть реализовано в форме вхождения японских инвесторов в капитал российских предприятий или создания совместных производств для развития перспективных проектов.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен