Выше кризиса
Совокупный контейнерооборот портов России за 2010 год вырос почти на треть, практически отыграв «кризисное» падение. В частности, объем перевалки контейнеров «Первым контейнерным терминалом» (Санкт-Петербург, управляется «Национальной контейнерной компанией») вырос за 2010 год на 23,5% - до 1 млн 159,9 тыс. TEUs. Это на 8,1% выше показателя «докризисного» 2008 года. В частности, 11 ноября 2010 года ПКТ обработал миллионный TEU с начала года. Это произошло во второй раз, впервые объем в миллион TEUs был достигнут в начале декабря 2008 года.
Другой крупный контейнерный терминал Северо-Запада – «Петролеспорт» (Санкт-Петербург, входит в группу Global Ports Investments Plc) вырос на 176% в сравнении с показателем 2009 года – до 541,12 тыс. TEUs, сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе Global Ports. В сравнении с «докризисным» 2008 годом его контейнерооборот, по данным ИАА "ПортНьюс", вырос на 1,7%.
В Южном бассейне контейнерооборот терминалов «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) вырос почти в 2 раза в сравнении с показателем 2009 года – до примерно 450 тыс. TEUs (расчетные данные). Это приблизительно на 18% выше показателей 2008 года.
Контейнерооборот ОАО «Новороссийское Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие» (НУТЭП, «Национальная контейнерная компания») в 2010 году составил 124 тыс. 626 TEUs, что на 3,2% больше, чем в 2009 году и незначительно выше уровня 2008 года.
Рост объемов перевалки контейнеров наблюдался и в портах Дальневосточного бассейна. Так, «Восточной стивидорной компанией» в 2010 году было перевалено на 59% больше контейнеров, чем годом ранее – 254,29 тыс. TEUs.
Грузооборот ООО «Владивостокский контейнерный терминал» в 2010 году составил 288,19 тыс. TEUs, что на 40% выше уровня 2009 года и на 19% больше, чем в 2008 году.
«Владивостокским морским торговым портом» в 2010 году было обработано 338,89 тыс. TEUs, что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году и на 27% выше показателей 2008 года.
Таким образом, можно сказать, что в течение 2010 года объемы перевалки контейнеров в российских морских портах практически восстановились.
Светлое контейнерное будущее
Операторы терминалов прогнозируют, что рост продолжится и в 2011 году. «Мы ожидаем, что в 2011 году рост продолжится, и показатели контейнерного рынка в целом превысят докризисный уровень. Поэтому НКК продолжает реализацию заявленных ранее инвестиционных проектов, рассчитывая на то, что они будут востребованы уже в ближайшее время», - прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в НКК.
Как, в свою очередь, прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе Global Ports Investments, в 2010 году за улучшением макроэкономической ситуации и ростом стабильности на финансовых рынках последовал рост потребления, что в свою очередь привело к постепенному восстановлению грузопотока на российском контейнерном рынке. «Мы ожидаем, что в 2011 году восстановление рынка продолжится» - выразили уверенность в компании.
Отметим, что рынок в течение 2009-2010 года показал своеобразную дугу, где темпы падения и восстановления оказались сопоставимыми. Вопрос в том, пойдет ли он выше, или стабилизируется на докризисных объемах.
В то же время, еще до кризиса многими компаниями было заявлено множество проектов по наращиванию терминальных мощностей. Они могут сыграть ключевую роль при реализации сценария динамичного роста контейнерных перевозок, который пока подтверждается.
Так, сейчас годовая пропускная способность ПКТ составляет 1,3 млн TEUs. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в НКК, со временем компания планирует довести грузооборот петербургского терминала максимум до 1,6 млн TEUs в год. Это весьма сдержанный рост, в силу того, что развитие терминалов в пределах городской территории ограничено инфраструктурными и экологическими факторами.
Надежды в НКК возлагают, в первую очередь, на строящийся «Усть-Лужский Контейнерный Терминал» (УЛКТ), который предполагается ввести в эксплуатацию в конце 2011 года. Его пропускная способность составит 3 млн TEUs, что сделает терминал крупнейшим в России. Отметим, что в период кризиса между акционерами НКК, которыми на тот момент были First Quantum и FESCO, возникли разногласия относительно целесообразности продолжения его строительства, в связи с резко упавшими объемами перевалки контейнеров. В конечном счете FESCO, выступавшее за перенос сроков строительства на более отдаленные, продало свою долю в НКК.
В настоящий момент подходит к завершению и начатая в 2009 году модернизация контейнерного терминала мощностью 345 тыс. TEUs в год на территории Четвертой стивидорной компании группы ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Терминал ориентирован на обслуживание всех видов экспортных и импортных контейнерных грузов, в том числе рефрижераторных.