• 30 июля 2010

    Контейнеры: всплытие продолжается

    Объемы перевалки контейнеров через морские порты в России и мире восстанавливаются, и во многих случаях уже достигли докризисных объемов.  Пока дефицита контейнерных мощностей в портах нет, однако инвесторы продолжают реализацию заявленных ранее проектов, рассчитывая на то, что они будут востребованы уже в ближайшее время.

    Вырастая из кризиса

    Объем перевалки контейнерных грузов в российских портах за первое полугодие 2010 года вырос на 36,4%.

    В частности, контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург за первое полугодие 2010 года вырос на 47% в сравнении с показателем аналогичного периода 2009 года - до 880 тыс. 737 TEUs.  Тем не менее, это на 9% ниже уровня первого полугодия 2008 г.

    Объемы перевалки контейнеров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) в первом полугодии 2010 возросли на 68,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигли 203,9 тыс. TEUs. В сравнении с первым полугодием 2008 года рост составил почти 8%.  

    Совокупный контейнерооборот терминалов "Национальной контейнерной компании"  (НКК), а именно "Первого контейнерного терминала" в Санкт-Петербурге и ОАО "Новороссийское Узловое Транспортно-Экспедиционное Предприятие"  (НУТЭП) в Новороссийске, также превысил докризисный уровень. Так, по итогам первого полугодия, грузооборот терминалов НКК составил 619 тыс. 601 TEUs, что на 32% выше показателя аналогичного периода 2009 года и на 4,3% выше показателей грузооборота «докризисного» 2008 года.

    Терминалы группы Global Ports («Н-Транс») «Моби Дик» и «Петролеспорт» в Большом порту Санкт-Петербург также демонстрируют рост с конца 2009 года. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в группе, контейнерооборот «Петролеспорта» за январь-июнь 2010 года вырос на 173% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года – до 222 тыс. 867 TEUs, «Моби Дика» на 32,4% - до 62 тыс. 566 TEUs. Таким образом, по итогам первого полугодия  текущего года суммарный грузооборот  контейнерных терминалов Global Ports достиг 70% докризисных объемов.

    Если говорить о дальневосточных портах, то за 1 полугодие 2010 года грузооборот "Владивостокского контейнерного терминала" (ВКТ) составил 134 тыс. 51 TEUs (+55% к 1 полугодию 2009 года), превзойдя докризисные показатели. Грузооборот ВКТ в июне 2010 года составил 25,083 тыс. TEUs (-0,4 % к маю 2010, +66,73%  к июню 2009).

    Контейнерооборот порта Восточный за первое полугодие 2010 года вырос на 32,6% - до 104 тыс. 944 TEUs.

    За период января-июня 2010 года обработка контейнерных грузов  в "Владивостокским морским портом" выросла почти на 70% и составила 148 тыс. 278 TEUs.

    Отметим, что рост объемов перевалки контейнеров в российских портах в 2010 году превышает среднемировые показатели. Так, контейнерооборот китайских морских портов за то же время вырос на 22,1% - до 61,8 млн TEUs. В частности, контейнерооборот порта Шанхай в I полугодии 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 18,8% - до 13,86 млн TEUs, Гонконг в январе-июне 2010 года вырос на 16,1% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 11,43 млн TEUs.

    Контейнерооборот порта Лос Анджелес (США) за январь-июнь 2010 года вырос на 15% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 3,66 млн TEUs, другой крупный контейнерный порт Америки - Лонг Бич, вырос за тот же период на 19,8% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 2,79 млн TEUs.

    Как пояснили ИАА "ПортНьюс" в НКК, рост на рынке контейнерных перевозок, который наблюдается в России с середины 2009 года, свидетельствует о том, что отрасль восстанавливается после кризиса. "Мы ожидаем, что во втором полугодии умеренный рост продолжится, и полное восстановление рынка произойдет не раньше 2011 г. В связи с этим, в 2010 году работа будет проходить также в условиях острой конкуренции", - отметили в пресс-службе НКК.

    Как, в свою очередь, прокомментировал ИАА "ПортНьюс" восстановление рынка ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, рост контейнерооборота в первом полугодии объясняется восстановлением экономики и связанным с этим увеличением объёма грузоперевозок. "Причём важно отметить, что выросли не только транзитные перевозки контейнеров, например на направлении Азия - Европа, но и во внутреннем сообщении", - отметил Дмитрий Баранов.

    По мнению аналитика, ещё одним фактором, повлиявшим на динамку контейнерных перевозок в первом полугодии, стало более широкое распространение контейнерных перевозок среди российских грузоотправителей. Те, кто раньше отправлял свои грузы в крытых вагонах, постепенно переключаются на контейнеры, так как эти перевозки более удобны.

    "При оптимистическом варианте роста грузооборота, достижение докризисных значений может быть зафиксировано уже по итогам этого года, при пессимистическом, если темпы восстановления экономики замедлятся, эти показатели могут быть достигнуты в первой половине 2011 года", - полагает эксперт.

    Размораживание инвестиций

    Пока острого дефицита контейнерных мощностей не наблюдается, но рынок растет достаточно быстрыми темпами. Это подстегивает инвесторов продолжать инвестпроекты в области создания новых портовых контейнерных мощностей и соответствующей логистической инфраструктуры.

    По словам Дмитрия Баранова, пока российские порты справляются с объёмом переваливаемых контейнеров и можно говорить, что в настоящее время спрос соответствует предложению. "Однако не исключено, что если внутренняя инфраструктура контейнерных перевозок не будет развиваться, то мы столкнёмся с дефицитом мощностей и, как следствие, с уменьшением доходов от этой деятельности", - полагает эксперт.

    По его мнению, у контейнерного рынка есть два противоположных риска. С одной стороны, это риск новых экономических потрясений, в результате чего объёмы контейнерных перевозок вновь упадут, как в транзитном сообщении, так и во внутреннем. С другой - риск слишком быстрого роста контейнерных перевозок, в результате чего соответствующая инфраструктура окажется перегружена и сама станет тормозом на пути развития контейнерных перевозок в стране.

    "Внутри страны есть ещё масса мест, где нет, например, кранов для подъёма контейнеров, нет или недостаточно площадок для их хранения и обработки и т.д. и т.п. Поэтому чтобы не сдерживать развитие контейнерных перевозок внутри страны, нужно вкладывать средства и во внутреннюю инфраструктуру. Да и тем, кто занимается транзитными контейнерными перевозками не стоит почивать на лаврах, ведь по мере увеличения их объёма, нынешние мощности перестанут справляться с грузопотоком, и велик риска потери этих клиентов с уменьшением дохода. Так что и здесь уже стоит начать вкладывать средства в собственное развитие", - уверен Дмитрий Баранов.

    Усть-Луга

    Очевидно, что это понимают инвесторы. В частности, наблюдается оживление по проекту создания в порту Усть-Луга нового контейнерного терминала НКК ("Усть-Лужский контейнерный терминал", УЛКТ). Реализация данного проекта в прошлом году была фактически заморожена в связи с разногласиями между тогдашними акционерами НКК - компаниями First Quantum и Fesco (Дальневосточное морское пароходство). В частности, в целесообразности его реализации в кризисных условиях сомневалось руководство Fesco. Однако на днях было объявлено о продаже доли Fesco в НКК другому акционеру - First Quantum.

    Как сообщили ИАА "ПортНьюс" в НКК, начало перегрузочной деятельности УЛКТ запланировано на 2011 г., когда должно быть завершено строительство первой очереди терминала.  В рамках первого этапа предполагается создание причалов №3,4 длиной 440 м., устройство покрытия тыловой зоны причалов, дноуглубление до 13,5 м., введение в эксплуатацию автомобильных и железнодорожных путей, прием перегрузочной техники (4 STS, 11 RTG, 2 RMG). Пропускная способность первой очереди должна составить 400 тыс. TEUs в год.

    Вторая очередь рассчитана уже на годовую перевалку 1,55 млн TEUs. Она предполагает строительство причалов №5,6 длиной 660 м, дноуглубление до 16,5 м., приобретение дополнительной перегрузочной техники (7 STS кранов). Завершить ввод второй очереди планируется в 2015 году.

    В перспективе 2020 года также предполагается создание причалов №7,8  длиной 660 м. и приобретение 5 STS кранов. В случае ввода третьей очереди годовой контейнерооборот усть-лужского терминала может достигать 2,85 млн TEUs.

    Помимо УЛКТ, в Усть-Луге контейнеры могут переваливаться на многопрофильном перегрузочном комплексе "Юг-2" (ОАО "Компания Усть-Луга"), вторую очередь которого планируется запустить в ближайшее время. Об этом более подробно можно прочитать на сайте ИАА "ПортНьюс" в разделе "Актуальная тема" от 23 июля 2010 г.

    Большой порт Санкт-Петербург

    В Большом порту Санкт-Петербург крупные инвестпроекты в области развития контейнерных терминалов ведет также НКК, а кроме того группа ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (входит в Universal Cargo Logistic Holding) и группа "Н-Транс". Отметим, что в порт уже ходит океанская контейнерная линия ECUBEX оператора Maersk Line.

    Планы развития "Первого контейнерного терминала" (ПКТ, НКК) предусматривают образование новой территории, строительство нового причала длиной 205 м., в дальнейшем – вынос офисных и вспомогательных помещений, железнодорожных путей за территорию терминала. Текущая пропуска способность ПКТ составляет 1,1 млн TEUs, при полном развитии – 1,6 млн TEUs.

    Кроме того, НКК намерена развивать "Логистика-Терминал" пропускной способностью 200 тыс. TEUs, располагающийся в Санкт-Петербурге в Шушарах. В рамках развития терминала предполагается строительство складов дистрибуции и центра оптовой торговли общей площадью складов дистрибуции 88 тыс. кв.м., площадью объектов оптовой торговли в 115,34 тыс. кв.м. Расстояние до ПКТ от "Логистика-Терминала" составляет 17 км., до УЛКТ 161 км.

    ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" реализует проект строительства контейнерного терминала на территории "Четвертой стивидорной компании" (входит в группу). Последняя партия причальных STS-перегружателей Кonecranes для нового терминала была выгружена на причале "Четвертой стивидорной компании" 21 июля 2010 года.

    Создание первой очереди контейнерного терминала производственной мощностью 345 тыс. TEUs в год на территории "Четвертой стивидорной компании" начато в 2008 году. Первая партия из двух STS-перегружателей доставлена в ноябре 2009 года. Также в 2009 году получены все 10 RTG-перегружателей грузоподъемностью 50 тонн.

    В Большом порту Санкт-Петербург контейнеры переваливают также терминалы "Петролеспорт" и "Моби Дик" группы Global Ports. По ранее заявленным планам,  первый этап инвестпрограммы стоимостью увеличит мощности контейнерного терминала “Петролеспорта” до 1,2 млн TEUs, а к 2015 г. стивидорная компания, по планам, сможет переваливать до 1,8 млн TEUs.

    Таким образом, в случае успешной реализации всех заявленных планов, пропускная способность Большого порта Санкт-Петербург может составить до 4 млн TEUs в год, что сделает его одним из крупных контейнерных портов мира.

    Новороссийск

    В Новороссийске планы расширения контейнерного терминала также имеет НКК. Так, в рамках развития НУТЭП предусматривается увеличение тыловых площадей, удлинение существующего причала и строительство нового причала длиной 320 м. В дальнейшем запланирован перенос железнодорожного фронта и строительство автоэстакады. Текущая пропускная способность терминала составляет 215 тыс. TEUs в год, при полном развитии планируется выход на 550 тыс. TEUs в год.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен