• 26 ноября 2010

    Алексей Тюкавин: «Норникель» готовится к строительству нового арктического судна для Севморпути

    ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» является крупнейшим в мире производителем цветных металлов. Основными производственными единицами компании в России являются Заполярный филиал и Кольская горно-металлургическая компания. Заполярный филиал ГМК «Норильский никель» расположен на Таймырском полуострове. Кольская ГМК расположена на Кольском полуострове, является ведущим производственным комплексом Мурманской области. Учитывая отдаленность Норильского промышленного района от основных сухопутных транспортных магистралей, традиционно грузы материально-технического снабжения для заводов, а также продовольственные и промышленные товары для населения завозятся Северным морским путем через порты Архангельск и Мурманск, а в летний период также по реке Енисей через Красноярск. Таким же путем производится и вывоз готовой продукции предприятий района. О морской транспортировке грузов в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает директор Мурманского транспортного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» Алексей Тюкавин.

    - Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, каковы перспективы работы возглавляемого Вами филиала на трассах Северного морского пути?

    - В 2004 году правление компании «Норильский никель» утвердило Концепцию оптимизации логистики, целью реализации которой было обеспечение необходимых условий по своевременной перевозке всех грузов компании. Одним из мероприятий в рамках данной Концепции явилось создание в августе 2005 года Мурманского транспортного филиала. Уже в 2006 году принято первое судно дизель-электроход «Норильский никель» для перевозки контейнеров международных стандартов и генерального груза, с классом Российского морского регистра судоходства Arc.7. Это судно способно в самостоятельном плавании преодолевать арктические льды. В начале 2009 года с принятием компанией дизель-электрохода «Надежда» закончено строительство новой серии из пяти судов. Кроме уже упомянутых, в серию вошли дизель-электроходы «Мончегорск», «Заполярный» и «Талнах». Особенностью данной серии являются движители с установками типа Azipod, применение которых позволяет успешно преодолевать сложные ледовые участки. Зачастую для этого используется схема движения кормой вперед. Конструкцией судна такая возможность предусмотрена.

    С вводом в эксплуатацию собственного нового флота, все перевозки контейнеров и генеральных грузов компании в направлениях Мурманск - Дудинка и Архангельск – Дудинка полностью осуществляются этими судами.

    Недавно принято решение о строительстве нефтеналивного танкера с аналогичными ледовыми характеристиками, ввод его в строй назначен на 2011 год. Цель строительства собственного танкера - организация круглогодичного снабжения Норильского промышленного района нефтепродуктами. В обратном направлении мы планируем вывозить газовый конденсат с разрабатываемого компанией Пеляткинского газоконденсатного месторождения. Сегодня компания вынуждена всю годовую потребность в нефтепродуктах завозить по Енисею и другим судоходным рекам региона, причем только в летний навигационный период.

    Названные мною суда – это и есть тот транспортный флот, который будет работать  на трассах Северного морского пути, перевозить грузы «Норильского никеля».

    - Расскажите, пожалуйста, о планах филиала по модернизации и обновлению флота.

    - Планы перевозок грузов формируются исходя из потребностей «Норникеля» и нужд региона, поскольку суда компании являются здесь основным грузоперевозчиком. Задачи же филиала в качественном выполнении возложенных на него функций. В первую очередь, это выполнение планов морских перевозок грузов и качественное техническое содержание флота.

    В настоящее время завершены работы по дооборудованию судов, теперь они смогут перевозить опасные грузы. Прорабатываются планы по увеличению контейнеровместимости судов, по дооборудованию еще одного, второго, судна грузовыми кранами большой грузоподъемности и др. На эти цели планируется потратить порядка 200 млн руб. Дооборудование судов повысит их привлекательность для новых потребителей транспортных услуг в Арктике. Руководством компании проводится проработка технико-экономического обоснования для строительства многоцелевого грузового судна класса Arc.8 по классификации Российского морского регистра судоходства. Это судно с еще более высокими характеристиками по ледопроходимости, способное осуществлять морские перевозки, в том числе и путем сквозного прохода через моря Северного морского пути.

    - Как филиал решает проблему привлечения и удержания квалифицированных кадров?

    - Социальная политика «Норильского никеля» является одним из основных приоритетов в деятельности компании. Работники имеют хорошее медицинское обслуживание благодаря добровольному медицинскому страхованию, имеются условия для отдыха и курортного лечения, бесплатные путевки для всей семьи, пенсионное обеспечение по программам НПФ «Норильский никель», полновесный пакет социального обеспечения, много внимания уделяется вопросам безопасной организации труда. Современные суда, построенные специально для плавания в Арктических морях, удобный режим работы и отдыха, высокая заработная плата, все это не может не привлекать моряков мурманчан, большая часть трудовой биографии которых неразрывно связана с плаванием в Арктических морях. В настоящее время многие моряки почитают за честь работать на судах компании. Конечно, это не решает всех проблем подготовки моряков для работы на нашем флоте, самый современный арктический транспортный флот в мире ставит и высокие требования к обслуживающему его персоналу. Для решения этих задач филиал поддерживает тесную связь с морскими учебными заведениями как в вопросах дополнительной подготовки моряков, так и для научной работы.

    Беседовала Надежда Малышева
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен