• 13 ноября 2010

    Вячеслав Перцев: К 2015 году ВМТП увеличит долю высокодоходных грузов

    Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) – один из наиболее динамичных портов дальневосточного региона России, который имеет широкую номенклатуру грузов. Темпы роста его грузооборота удивляли в кризисный год, высокая положительная динамика сохранилась и в нынешнем году. О планах развития порта ИАА «ПортНьюс» рассказывает генеральный директор ОАО «ВМТП» Вячеслав Перцев.

    - Вячеслав Михайлович, расскажите, пожалуйста, как мировой экономический кризис отразился на ВМТП? Какие уроки вы извлекли из кризиса?


    - Уроки мы извлекли, прежде всего, из собственного опыта. Хоть и неприятно об этом вспоминать, но в 2006-2007 годах у нас был провал по грузопереработке. Конъюнктура  рынка изменилась, а мы не были к этому готовы. Вот тогда мы многому научились.

    Кризис не возникает в одночасье. Предположив условия, в которых нам придется работать, мы смогли к нему подготовиться. Оперативный мониторинг состояния рынка и «адресная» работа с клиентами позволили ВМТП в период экономического спада работать достаточно спокойно. Да, мы лишились значительных объемов грузов импортного направления. Но наши действия по оперативному их замещению дали результат. Конъюнктура рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) располагала к активному экспорту металлопродукции и кокса. Мы начали активно работать с крупнейшими российскими металлургическими предприятиями. Экспортный металл существенно увеличил динамику перевалки. Потом в ВМТП пришел кокс. Это был новый для порта груз. Универсальность производственных мощностей ВМТП позволила компании быстро внедрить необходимые технологии его обработки.
     
    Год мы завершили с грузооборотом в 6,2 млн тонн, что стало лучшим производственным результатом за последние несколько лет.

    По моему мнению, тот рабочий ритм, в котором ВМТП прошел период экономической нестабильности, является самым весомым доказательством того, что мы не ошиблись, выделяя особыми приоритетами в развитии компании факторы оперативности и универсальности. Все проекты ВМТП, как реализованные, так и перспективные,   ориентированы на быструю адаптацию к новым грузам, необходимость работы с которыми диктует рынок.

    - Ваш прогноз на результат 2010 года по грузообороту порта и по финансовому результату ОАО «ВМТП»?

    - При годовом плане  в 6 млн 11 тыс. тонн к концу первой декады  ноября текущего года грузооборот ВМТП превысил  6 млн 176 тыс. тонн. Есть все основания полагать, что по результатам 12 месяцев работы у нас будет хороший «отрыв» от запланированного грузооборота.

    Что касается финансовых результатов, то не стану пока оперировать цифрами, но и в этой части прогнозы не менее оптимистичные.

    - Повлиял ли временный запрет на экспорт российского зерна на планы ОАО «ВМТП», касающиеся строительства специализированного комплекса по перевалке зерновых?


    - Меры, ограничивающие экспорт зерна, имеют временный характер, поэтому повлиять на долгосрочные планы ВМТП они не могут. Строительство специализированного зернового терминала, мощностью в 3 млн тонн в год, предусмотрено Стратегией развития компании до 2015 года. Практической реализацией проекта мы собираемся заниматься через год.


    - Вы упомянули о Стратегии развития ВМТП. Можете ли Вы обозначить ее ключевые моменты и рассказать о работе, которая ведется для их исполнения?

    - Стратегия развития ОАО «ВМТП» предусматривает к 2015 году рост объемов грузопереработки до 10 млн 300 тыс. тонн. Причем, мы рассчитываем увеличить в общей структуре грузопереработки порта долю высокодоходных грузов - контейнеров, автотехники, тяжеловесных и проектных грузов.  

    Для достижения этой цели нами разработаны и реализуются программы по модернизации и обновлению перегрузочного оборудования, наращиванию производственного потенциала.

    Мы работаем над увеличением мощностей по перевалке контейнерных грузов за счет модернизации существующих терминалов. К 2015 году переработка контейнеров в ВМТП должна достигнуть 650 тыс. TEUs.

    Также, планируем реализовать проект строительства транспортно-логистического комплекса, который примет на себя сопутствующие погрузочно-разгрузочным работам операции по обработке контейнеров и будет действовать в единой технологической связке с Владивостокским морским торговым портом.

    Кроме того, как я ранее уже отмечал, в ближайшей перспективе начнем реализацию проекта по строительству зернового комплекса. Будем заниматься реконструкцией бункеровочной нефтебазы ВМТП с целью увеличения объемов грузооборота нефтепродуктов до1,5 млн тонн в год.

    Есть у нас и определенные планы по развитию пассажирского терминала.

    Мы начали активную работу по развитию железнодорожной инфраструктуры ВМТП с целью  обеспечения достаточной пропускной способности железнодорожных подъездов к порту с учетом прогнозируемого роста грузопереработки.

    - Совпадает ли инвестпрограмма порта с планами ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры в регионе?

    - Думаю, что с позиции ВМТП корректней будет говорить о том, что касается развития Владивостокского транспортного узла (ВТУ). Именно по этой причине позволю себе несколько уменьшить заданный вами «региональный» масштаб.

    К сожалению, мы пока не пришли к взаимопониманию в части планов развития ВТУ с представителями ОАО «РЖД».

    По нашему мнению, основным фактором, мешающим активному развитию Владивостокского морского торгового порта и припортовой железнодорожной станции «Владивосток – Грузовая», является единственный железнодорожный въезд в порт, пропускной способности которого недостаточно для дальнейшего развития технологических мощностей. Для устранения этой проблемы  необходима разработка генеральной схемы развития железнодорожного обеспечения ВМТП, включая строительство объездной железнодорожной ветки вокруг полуострова Шкота, с организацией второго железнодорожного въезда на территорию ВМТП.

    В свою очередь, в ОАО «РЖД», ссылаясь на «Генеральную схему развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» до 2015, 2020 годов»,  считают, что развитие Владивостокского транспортного узла до 2020 года должно осуществляться в рамках имеющейся железнодорожной инфраструктуры, которая способна уже сейчас справляться с грузопотоком в  9,5 млн тонн в год.

    К настоящему времени нам не удалось убедить своих смежников в том, что проблема не в пропускной способности самой станции, а в узком «бутылочном горлышке» на стыке порт – железная дорога. В такой ситуации бессмысленно говорить о пропускных способностях, если железнодорожные подъезды к порту будут не в состоянии справиться с грузопотоком.

    Мы ведем активную работу с «РЖД» и, надеюсь, что сможем выработать конструктивное решение в части развития железнодорожной составляющей ВМТП.

    - Расскажите, пожалуйста, о планах порта по модернизации перегрузочного оборудования и обновлению портового флота.

    Понятие «перегрузочное оборудование» достаточно емкое. Во Владивостокском морском торговом порту, как и во многих универсальных портах, основными видами этого оборудования являются грузоподъемные краны, поэтому предлагаю  уделить внимание именно им.

    Девять лет назад мы начали активно заниматься крановым парком ВМТП. За это время в порту было модернизировано 10 портальных кранов и приобретено 12 новых единиц техники: мобильные, портальные краны, контейнерные перегружатели от ведущих мировых производителей  портового оборудования.

    Отмечу, что в ВМТП закупается именно новая техника. За последние два года крановое хозяйство ВМТП пополнилось портальным краном Gottwald, грузоподъемностью 100 тонн, и двумя манипуляторами Sennebogen. В следующем году мы получим два контейнерных перегружателя  Liebherr. До 2015 года компания планирует закупить еще 7 кранов и перегружателей.

    В целом же, на сегодняшний день крановый парк ВМТП, насчитывающий 60 единиц техники, является самым мощным среди дальневосточных портов. Так, компания обладает уникальной возможностью единовременного подъема груза, массой до 200 тонн с использованием портальных и мобильных кранов.

    Что касается портового флота ВМТП, то до недавнего времени он состоял из шести единиц: четыре буксира, один лоцманский катер и один плавкран. Их средний возраст – 23 года.

    В этом году мы завершили строительство двух новых судов для этой структуры порта. Одно из них – лоцманский катер южнокорейского производства, уже находится в ВМТП,  другое – океанский буксир ледового класса, построенный на верфи Damen в КНР, будет у нас в начале декабря. По большому счету, два этих плавсредства положили начало проекту ВМТП по обновлению портового флота.

     
    Беседовала Надежда Малышева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен