• 12 ноября 2010

    Прорубить окно в границе

    Громоздкость пограничных процедур в России стала уже притчей во языцех. Разговоры об их упрощении и формировании системы «одного окна» идут давно, но запустить соответствующую информационную систему, которая объединит базы данных различных контрольных органов, планируется только в 2011 году или даже позже. Но и сейчас эксперты полагают, что создается она на «сырой» базе запутанных и избыточных требований к оформлению документов.

     

    Хотим как лучше

     

    Межведомственную информационную автоматизированную систему (МИАИС) предполагается разработать до конца 2010 года. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» заместитель начальника управления обустройства объектов государственной границы и администрирования пунктов пропуска Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) Георгий Доенин, целью системы является оптимизация и ускорение обработки информации на государственной границе и межведомственная координация.

    Техническое задание МИАИС было разработано НИИ «Восход», а конкурс на разработку технического проекта выиграл НИИ «Систем автоматизации». Изначально предполагалось, что МИАИС заработает в 2011 году, однако в связи с созданием Таможенного Союза было принято решение разработать эту систему в качестве национального сегмента более широкой системы Таможенного союза – Интегрированной информационной системы внешней взаимной торговли (ИСВВТ).

    Это повлекло некоторые корректировки в первоначальных планах, отметил Георгий Доенин.

    МИАИС будет состоять из межведомственного сегмента, ведомственных сегментов и, в частности, сегментов пункта пропуска, за которые отвечает Росграница. Кроме того, система будет содержать модуль нормативно-справочной информации (классификаторы товаров, образцы документов и т.п.). За технический проект системы отвечает Минкомсвязи РФ. За технические проекты и оснащение ведомственных сегментов отвечают соответствующие государственные органы (ФТС, Погранслужба ФСБ России и др.).

    В идеале предполагается, что после создания данной системы перевозчик при пересечении государственной границы сможет обращаться в службу «одного окна», где будет быстро оформлен и при необходимости досмотрен. Кроме того, для каждого контрольного органа необходимая информация будет поставляться предварительно, еще до пересечения грузом и перевозчиком границы. Как отметил Георгий Доенин, система сконструирована гибко, так, что в случае в нее концептуальных изменений, она может достаточно быстро быть скорректирована.

     

    А как получается?

     

    Во-первых, пока остается неясным, какое ведомство будет обеспечивать централизованное управление данной системой. По мнению руководителя Росграницы Дмитрия Безделова, которое он высказал в ходе II Международной практической конференции «Современное управление границей. Международный опыт и возможность его применения в России» в Москве, это может быть структура Минкомсвязи. Другие эксперты считают, что этим должны заниматься Федеральная таможенная служба или сама Росграница.

     

    В частности, по мнению заместителя генерального директора ОАО «Концерн «Сириус» Государственной корпорации «Ростехнология» Владимира Слобожанова, которое он высказал в ходе Конференции, выводить человека из системы принятия решений на границе действительно нужно. "Технически проблем здесь нет, но есть проблемы организационные, согласований", - считает специалист. По его убеждению, этот вопрос ближе к Минкомсвязи.

     

    Неопределенность в том, кто же в итоге будет отвечать за функционирование новой системы – только один аспект. Другой заключается в том, что система разрабатывалась на основе существующих требований контрольных органов к оформлению документов. Так, по словам заместителя генерального директора "Ассоциации международных автомобильных перевозчиков" (АСМАП) Евгения Судакова, количество параметров, которые требуется указывать при предварительном электронном декларировании в России в 2 раза выше, чем за границей. По его мнению, необходимо обеспечить возможность электронного сканирования, где информация бы автоматически поступала на рабочий стол соответствующих должностных лиц, чтобы ускорить процесс. При этом, как отметил заместитель генерального директора ФГУП «РОСТЭК» по СЗФО, генеральный директор ЗАО «РОСТЭК – Псков» Алексей Фролов, от 30% до 70% данных у разных контрольных органов пересекаются и их приходиться вводить каждый раз заново.

     

    А по мнению директора проекта «Группа Морской Экспресс» и Single Window Владимира Коростелева, изначально систему нужно было разрабатывать не под ввод существующих документов для различных контрольных органов, а под ввод данных, которые им необходимы. «На Западе система «одного окна» - это ввод данных, а не ввод документов», - отметил Владимир Коростелев. «В России отсутствует единая головная организация, отвечающая за эту систему, не проводится анализ мирового опыта», - посетовал специалист.

     

    Остается только надеяться, что МИАИС действительно гибка и может быть скорректирована достаточно быстро. Впрочем, вопрос этот не столько технический, сколько административный – ведь сначала должно быть определено ведомство, которое будет отвечать за систему в целом, а также получены согласования всех контрольных органов для выработки единого подхода к принципам функционирования системы. Если учесть, что она станет национальной составляющей более широкой информационной системы Таможенного союза, то процесс согласований может затянуться еще больше.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен