• 30 сентября 2010

    Разрубить мурманский узел

    Реализация амбициозного проекта «Мурманского транспортного узла» затягивается несмотря на то, что в него уже готовы вложиться крупные инвесторы и выделены средства федерального бюджета. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки может образование портовой особой экономической зоны.

    Угольная долина

    Наиболее перспективными и понятными проектами в рамках «Мурманского транспортного узла» (МТУ) являются «угольные». В настоящее время основным экспортным грузом порта Мурманск остается энергетический уголь из Кузбасса назначением на страны Европы. Его доля в грузообороте ОАО «Мурманский морской торговый порт» составляет 80% (за 2009 год ММТП перегрузил 12,2 млн тонн угля).

    В рамках проекта МТУ предполагается реконструкция угольного терминала на территории перегрузочного комплекса «Мурманского морского торгового порта». Реализация проекта должна занять 2 года. Кроме этого, планируется строительство в течение 4-5 лет дополнительного угольного терминала на западном берегу кольского залива (ООО «Морской торговый порт «Лавна») с проектной мощностью в 20 млн тонн угля в год и объемом инвестиций около 12,7 млрд руб.

    Но и это – не предел. По мнению заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, которое он озвучил в ходе международной научно-практической конференции «Стратегические перспективы международной интеграции морского транспорта России» в ГМА им. Макарова в Санкт-Петербурге, «угольный» потенциал МТУ – существенно выше указанных проектных грузооборотов, поскольку туда может перейти уголь, перегружаемый в настоящее время в портах Прибалтики.

    В мощности по перевалке угля уже готовы инвестировать добывающие компании – «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз». На реализацию проекта МТУ были выделены и средства федерального бюджета в объеме 2,4 млрд руб.

    Несмотря на все это, «воз и ныне там». По словам заместителя министра экономического развития Мурманской области Виктора Горбунова, до сих пор в плане строительства новых мощностей не было освоено «ни копейки» средств. «Мы уже потеряли два сезона, в которые можно было бы производить работы. Если так будет продолжаться дальше, то потеряем и третий», - посетовал Виктор Горбунов. При этом, по его информации, все необходимые экспертизы, в том числе экологические, были пройдены.

    По словам Виктора Олерского, причин задержки реализации проекта МТУ несколько. Во-первых, управляющая компания МТУ была сформирована из слишком широкого круга инвесторов, часть из которых планировала строить в далеком будущем и теперь изменила свои намерения. Во-вторых, в настоящее время предусмотрен довольно странный механизм инвестирования: земельные участки должны быть изъяты у собственников и арендаторов государством, а потом переданы инвесторам на инвестиционных условиях. Работать по такой схеме никто не спешит, что и понятно.

    Разрубить этот узел способно создание особой портовой экономической зоны, выход соответствующего постановления правительства России ожидается в ближайшие недели.

    Правительство демонстрирует, что проект МТУ продолжает оставаться одним из наиболее приоритетных в транспортной отрасли. Так, на последнем заседании президиума правительства заместитель председателя высшего исполнительного органа власти Сергей Иванов подчеркнул, что мурманский транспортный узел - один из самых перспективных в плане создания там современного порта с большим грузооборотом.

    «У нас, по существу, в стране есть только два места - Тихий океан и Мурманск, как незамерзающие порты, имеющие прямой выход в Мировой океан, минуя всяческие проливы и все проблемы с этим связанные. Поэтому мы рассмотрим внимательно этот инвестиционный проект, предполагающий строительство, по существу, нового порта на другом берегу Мурманской губы и всё, что с этим связано», - сказал Сергей Иванов.

    На грани фантастики

    Помимо увеличения мощностей по перевалке угля, в рамках МТУ планируется реализация еще ряда проектов – от реалистичных до весьма сомнительных с экономической точки зрения.

    В частности, рамках проекта МТУ предполагается создание нефтеналивного терминала с выходом на проектную мощность в 35 млн тонн нефти в год через 11 лет после начала строительства. Инвестором заявлено ЗАО «Синтез Петролеум», общий объем инвестиций оценивается в 44,2 млрд руб. По мнению Виктора Олерского, на первом этапе терминал сможет переваливать 12-13 млн тонн с северных месторождений.

    Действительно, порт Мурманск хорошо подходит для перегрузки нефти, поскольку глубины его акватории позволяют работать наиболее крупным танкерам.

    Другой проект выглядит куда менее убедительно. Так, предполагается строительство контейнерного терминала проектной мощностью в 1 млн TEUs в год в течение 4-5 лет. Однако каким образом будет привлечен такой контейнеропоток остается неясным. Для самой Мурманской области столько контейнеров не требуется, а транзитный контейнеропоток целесообразнее проводить, например, через порт Усть-Луга в Ленинградской области.

    Зато с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения в Мурманске смогут начать работу предприятия по производству минеральных удобрений. В частности, о таких планах, по данным Виктора Олерского, уже заявила компания «Фосагро». «Транспортное плечо по минеральным удобрениям через Мурманск получится почти нулевым, а по газу со Штокмана – коротким», - считает замминистра.

    Отметим, что в настоящее время в порту Мурманск перевалкой минеральных удобрений занимается дочерняя компания ОАО "ММТП" ЗАО «Агросфера».

    Кроме того, планируется создание терминала по перевалке железорудного сырья (инвестор – ОАО «ХК «Металлоинвест») проектной мощностью 6 млн тонн в год и объемом инвестиций 6 млрд руб., комплекса по производству и отгрузке гранулированного чугуна (инвестор – ОАО «МХК «Еврохим») мощностью 1 млн тонн в год и объемом инвестиций в 27,5 млрд руб.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен