• 23 сентября 2010

    Накат на Кавказ

    В российском черноморском порту Кавказ заявлено строительство нового крупного паромного терминала накатных грузов, заказчиком которого выступило ФГУП «Росморпорт». Перед новым проектом ставится амбициозная задача – переориентировать поток Ro-Ro грузов из портов Украины в российскую гавань.

    Разрулить по Черному

    В настоящее время на Черном море работают 22 Ro-Ro терминала,  из которых 4 находятся в России и  7 – на Украине.

    Большая часть операторов и сервисов на рынке Ro-Rо перевозок данного региона связана с обеспечением турецко-российского товарооборота. В структуре морских грузоперевозок Турции доля России составляет 63%. Второе место со значительно меньшими показателями занимает Украина — 20%.

    В то же время, российские черноморские порты сейчас мало участвуют в обработке Ro-Ro грузов по ряду причин. Так, в Сочи идет олимпийская стройка – и в дальнейшем порт Сочи будет переориентирован на работу с круизными лайнерами. Возможности развития портов Новороссийск, Туапсе и Геленджик ограничены, к тому же необходимо разгрузить трассу Новороссийск-Адлер и другие автодороги региона.

    В связи с этим было принято решение о проведении дноуглубления акватории порта Кавказ и строительстве нового терминала, рассчитанного на перевалку 100 тыс. ед. колесной техники  в год. Терминал планируется расположить в Северо-восточном грузовом районе порта, позволяющем работать как с речными, так и с морскими судами.

    На выделенном участке и искусственно образованной территории будет создан комплекс современных портовых сооружений с защищенной акваторией и глубинами до 8 метров, развитой береговой инфраструктурой, сетью подъездных автомобильных и железнодорожных путей.

    Терминал будет включать 2 причала Ro-Ro. Общая площадь территории терминала составит 24,7 га.  Расчетное судно для захода в терминал – Extraden (дедвейт - 10 тыс. т.;  длина - 162,7 м.; ширина - 25,5 м.; высота борта – 8 м.; осадка под грузовую марку - 6,8 м.).

    Строительство объекта предполагается завершить в I квартале 2011 года, ввод в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2011 года.

    Заказчиком проектирования и строительства объектов федеральной собственности выступает ФГУП «Росморпорт». Объем инвестиций составляет 2,6 млрд руб. из средств федерального бюджета по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Объекты, не относящиеся к федеральной собственности, будет заказывать специально созданная ФГУП «Росморпорт» и частным инвестором проектная компания.
    В настоящее время прорабатываются варианты схем финансирования.

    Дружба дружбой, а паромы – врозь

    По планам, основным грузом нового терминала станут грузовые автомобили и несамоходная колесная техника. В дальнейшем предполагается рост доли легковых автомобилей в общем грузопотоке.

    Отметим, что в настоящее время в порту Кавказ уже имеется площадка, рассчитанная на хранение 3 тыс. автомобилей, однако она пустует из-за недостаточных глубин акватории порта, не позволяющих заходить в него крупным паромам.

    Как прокомментировала ИАА «ПортНьюс» перспективы данного проекта директор по маркетингу группы компаний «Российские транспортные линии» Елена Жаданова, если будет проведено дноуглубление до 8 метров, как заявляется, то тогда новый терминал будет более чем востребован и окажется способен переориентировать на себя грузопоток автомобилей из Украины.

    «Грузовая техника - это, возможно, тот груз, с которым умеет работать планируемый оператор терминала. Однако, терминал будет востребован и для других Ro-Ro грузов. Кроме того, можно предположить, что в связи с износом парка грузовой техники в России, в ближайшие годы будут расти ее поставки», - считает Елена Жаданова.

    Как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в украинской судоходной компании «Укрферри», специализирующейся на паромных перевозках по Черному морю, данный проект действительно перспективен для России. Однако ему есть альтернатива – украинский порт Керчь, который располагается рядом с портом Кавказ. «Интерес украинских судоходных компаний к этому проекту будет зависеть от результатов диалога между двумя странами, а пока что Россия принимала односторонние решения», - считают в «Укрферри».

    Отметим в этой связи, что лидером морских паромных перевозок по Черному морю является российская компания «Аншип» (1,7 млн тонн за 2009 год), на втором месте – «Укрферри» (800 тыс. тонн), турецкие компании за прошлый год перевезли 600 тыс. т.

    При этом первый российский паром стал ходить на линии Кавказ-Поти еще в 2007 год, забирая транзитные грузопотоки «Укрферри» с линии Ильичевск–Поти.
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен