• 20 августа 2010

    Первым делом - вертолеты

    Объединенной судостроительной корпорации удалось пролоббировать вопрос о возможности размещения заказов на строительство вертолетоносцев класса «Мистраль» на российских верфях, первоначально их планировалось купить во Франции.  На получение заказа активно претендует петербургский судостроительный завод «Адмиралтейские верфи».

    «Мистрали» нарасхват


    Изначально вертолетоносцы класса «Мистраль», способные нести по 16 ударных вертолетов на борту, планировалось заказать на французских предприятиях без объявления конкурса, однако протест российской Объединенной судостроительной корпорации, похоже, возымел действие.

    Как сообщается, министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил журналистам, что Россия уже объявила международный тендер на поставку двух вертолетоносцев класса «Мистраль». По его словам, Москва уже ведет переговоры со своими французскими партнерами о продаже одного вертолетоносца и строительстве еще двух кораблей на российских верфях. Тем не менее, Россия готова рассмотреть и другие предложения, сообщил Анатолий Сердюков. Министр также отметил, что окончательный выбор поставщика вертолетоносцев планируется принять к концу текущего года.

    В сентябре в Калининграде должно состояться рассмотрение предпроектных предложений.

    Из отечественных компаний в конкурсе собираются принять участие ОАО «Адмиралтейские верфи», а также дальневосточный завод  «Звезда» (совместно в южнокорейской Daewoo Marine Shipbuilding&Engineering) и «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (также входят в состав ОСК). Из иностранных верфей в конкурсе, помимо французских, могут принять участие голландские и корейские верфи.

    Петербургские танкеры

    Особенно активно о своем желании поучаствовать в строительстве «Мистралей» заявляют «Адмиралтейские верфи», которым необходимы средства, в том числе, на проект переноса своих мощностей из Санкт-Петербурга на о. Котлин, который по договоренностям с администрацией города должен быть осуществлен до 2015 года. Стоимость вертолетоносца в ОСК определяют в $500 млн.

    Как сообщил журналистам генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, предприятию не требуется привлечения дополнительных инвестиций под выполнение данного заказа и оно технически готово  к его выполнению.  По его словам, опыта строительства танкеров четвертого поколения достаточно предприятию для того, чтобы построить и вертолетоносцы. «Главная энергетическая установка, используемая на построенных нами танкерах схожа с установкой «Мистралей», поэтому у нас не будет проблем с точки зрения энергетики, - пояснил Владимир Александров. – По весогабаритным характеристикам, по маркам стали вертолетоносцы также схожы с данными танкерами». По его мнению, у «Мистралей» нет никаких технических «изюминок», которые были бы недоступны отечественным судостроителям, а по некоторым параметрам (например, технологии покраски) это заказ даже проще, чем строительство танкеров.

    В то же время, предприятию понадобится год на подготовку, еще от 38 до 42 месяцев понадобится на строительство. В этой связи отметим, что как раз к 2015 г., когда «Адмиралтейские верфи» планируют завершить строительство «Мистралей» в случае победы в конкурсе, должен состояться их переезд на о. Котлин.

    В то же время, как сообщают французские СМИ, Франция не видит никаких причин для беспокойства и уверена в том, что заказы будут размещены на ее предприятиях, предлагающих их выполнение в более сжатые сроки и за меньшие деньги.

    У оптимизма французов есть основания – судя по всему, российскому правительству вертолетоносцы нужны для выполнения определенных политических задач (например, давления на Грузию) уже сейчас и поэтому ждать, пока их построят российские верфи, возможно, не станет. С другой стороны, в этом случае возникнет противоречие между заявляемыми планами о развитии отечественного судостроения и реальной политикой размещения заказов, так что властям придется сделать нелегкий выбор между политическими абмициями на постсоветском пространстве и задачами развития собственной экономики.
     
    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен