• 23 июля 2010

    Инвесторы усть-лужского призыва

    Формирование пула инвесторов морского порта Усть-Луга продолжается. На днях свое вхождение в проект официально подтвердил «ЕвроХим»,  в III квартале 2010 г. ожидается ввод терминала «Роснефтьбункер»,  до конца 2010 года РТЛ планирует запустить автотерминал «Новая Гавань», а в конце 2011 г. запланирован ввод нефтеналивного терминала для БТС-2. Помимо этого подписано соглашение о создании зернового терминала ОЗК. Всего в течение двух ближайших лет в развитие порта предполагается инвестировать более 20 млрд руб.

    Ясность и туман

    Грузооборот порта Усть-Луга в январе-июне 2010 года вырос на 30% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 5 млн 677,184 тыс. тонн. Наибольший объем перевалки пришелся на угольный терминал, где грузооборот угля и кокса составил 4 млн 209 тыс. тонн (+25% к январю-июню 2009 года), прочих грузов - 620,7 тыс. тонн (рост в 5,75 раза).

    Генеральных грузов было перегружено 451,407 тыс. тонн (+76%), в том числе черных металлов - 325,974 тыс. тонн (+58%). Снижение в январе-июне 2010 года продемонстрировали только объемы перевалки грузов на паромах – до 296,8 тыс. тонн (-33%) и лесных грузов – до 99,242 тыс. тонн (-14%).

    В настоящее время в порту осуществляется расширение терминала «Юг-2», вторая очередь которого будет введена в ближайшее время, а третья очередь – к концу 2010 г. На сегодняшний день подписан контракт на строительство полезных площадей в 18 га. До конца 2010 года дополнительно к этим 18 га в строй должно быть введено еще 9 га полезных площадей. Итого общая площадь МПК «Юг-2» до конца текущего года увеличится на 27 га.

    Планируется, что пуск третьей очереди позволит значительно увеличить площади под хранение автомобилей, а также принимать на «Юг-2» не только автомобили, но и генеральные и проектные грузы. Для этого уже сегодня закупается погрузочно-разгрузочная техника.

    Новая территория «Юг-2» позволит включить в работу строящиеся ФГУП «Росморпорт» на деньги инвестфонда 24–26 причалы, на которых будет возможно принимать суда Ro-Ro с кормовой рампой.

    «Сегодня на автомобильном рынке наблюдается устойчивая положительная динамика,— отмечает генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга» Максим Широков. Объемы перевалки новых автомобилей через МПК «Юг-2» продолжают расти».

    По планам компании, в 2010 году через терминал пройдет около 60 тыс. автомобилей, таким образом, объем перевалки увеличится в 3,4 раза по сравнению с прошлогодним показателем. По мнению Максима Широкова, открытие третьей очереди МПК «Юг-2» позволит удовлетворить потребности клиентов компании и обеспечить высокий уровень обслуживания.

    Другой автомобильный терминал - «Новая Гавань» Группы компаний «Российские транспортные линии» (РТЛ) строится неподалеку от основной территории порта в районе поселка Вистино. По планам РТЛ, он должен быть введен в эксплуатацию в конце 2010 г., - сообщил ИАА «ПортНьюс» генеральный директор РТЛ Константин Сковорода. Строительство терминала ведется с апреля 2007 года.

    Менее определенной ситуация выглядит с «Усть-Лужским контейнерным терминалом», инвестором строительства которого выступает «Национальная контейнерная компания» (НКК). Точные сроки ввода в эксплуатацию терминала пока не называются. В прошлом году из-за конфликта между акционерами НКК - компаниями Fesco и First Quantum, реализация проекта замедлилась. На это повлияла и нестабильность контейнерного рынка в период кризиса.

    Помимо этого, неизвестны точные сроки ввода в строй другого терминала - нефтепродуктов, проект строительства которого связан с интересами нефтетрейдера Gunvor. В настоящее время временем начала работы терминала обозначается III квартал 2010 года, ранее его ввод ожидался в первой половине 2010 г.

    Также стоит упомянуть, что в апреле 2010 года между ОАО «Компания Усть-Луга», выступающей в роли заказчика-застройщика порта и «Объединенной зерновой компанией» было заключено соглашение о проработке проекта строительства в порту зернового терминала.

    «ЕвроХим» удобряет порты

    На днях производитель удобрений холдинг «ЕвроХим» официально объявил о намерении построить в Усть-Луге терминал, рассчитанный на 5 млн тонн годового грузооборота разных видов удобрений, производимых предприятиями холдинга (азотных, фосфорных, калийных). В проект, реализация которого должна занять 4 года, планируется инвестировать порядка 5 млрд руб.

    Всего в настоящее время объем экспорта минеральных удобрений «ЕвроХима» морским путем составляет 4,7 млн тонн в год при совокупном объеме производства 8 млн тонн в год, однако к 2017 г. холдинг намерен экспортировать уже 10 млн т. удобрений.

    Окупаемость проекта строительства балкерного терминала в Усть-Луге для «ЕвроХима» за счет снижения транспортных расходов и оптимизации логистики составит примерно 5 лет после ввода терминала в эксплуатацию.
    Сегодня экспортные отгрузки продукции холдинга осуществляются через прибалтийские порты Клайпеда, Таллинн, Вентспилс, российский порт Новороссийск и небольшие объемы через порты Украины. В перспективе компания рассчитывает осуществлять морскую перевалку удобрений только на собственных терминалах в российских портах, за исключением порта Клайпеда, рядом с которым «ЕвроХим» имеет собственное производство.

    В 2010 году «ЕвроХим» также намерен ввести в эксплуатацию собственный терминал в Туапсе грузооборотом свыше 2 млн тонн в год.  «Мы надеемся, что мы будем единственной компанией, которая сможет и на Черном море и на Балтике грузить на однотипные небольшие суда одновременно разные виды удобрений, поскольку такое судно можно выгодно продать, - прокомментировал планы компании генеральный директор ОАО «МХК «Еврохим» Дмитрий Стрежнев. Имея мощности со складами в морских портах и имея возможности загружать малые суда, мы сможем работать в розницу по рекам Дунай и Рейн, вдоль которых сосредоточены основные сельскохозяйственные предприятия Европы».

    Он также добавил, что, направив экспорт в российские порты, компания снизит для себя политические, таможенные и пограничные риски.

    Докопаться до Suezmax

    Для реализации всех планов в порту необходимо провести большой объем дноуглубительных работ. В 2010 году планируется полностью сформировать операционные акватории комплекса наливных грузов, терминала нефтепродуктов, бункеровочного комплекса, а также комплекса перевалки газового конденсата и продуктов его переработки в северном районе порта.

    «Проектные отметки глубин у причалов составят 17,5 метров. Глубины операционных акваторий района наливных грузов и второго морского канала позволят обрабатывать любые крупнотоннажные наливные суда, способные по осадке заходить в Балтийское море через Датские проливы, в том числе танкеры типа Aframax и Suezmax дедвейтом до 160 тыс. тонн», - рассказал генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга» Максим Широков.

    В 2011 году планируется строительство второго морского канала в порту Усть-Луга, шириной 205 м и глубиной до 18 м. Дноуглубительные работы финансируются в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годы». В дальнейшем предполагается, что один канал будет работать на вход, а второй на выход судов.

    Заходя в тыл

    Как прокомментировал председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит, в течение ближайшего года планируется продолжать процесс формирования пула инвесторов порта, после чего на первый план выйдет развитие логистической инфраструктуры и строительство портового города.

    По данным ИАА «ПортНьюс», в порт может придти еще одна из угледобывающих российских компаний.

    При этом, по словам Израйлита, компания не намерена размывать собственный капитал, а для инвесторов создаст дочерние предприятия.

    В настоящее время на повестку дня выходит усиление железнодорожных подходов, создание логистического центра, строительство города портовиков с развитием соответствующей инфраструктуры.

    Так, пропускную способность железнодорожных подходов к порту к концу 2010 года планируется довести до 36,8 млн тонн в год, к концу 2011 года – до 42,7 млн тонн в год. Отметим, что по планам к 2015 г. годовой грузооборот порта должен превысить 100 млн т.
     
    Что касается логистической составляющей, то в рамках развития комплекса «Юг-2» планируется создание складского логистического центра, в котором предполагается оказывать полный спектр услуг: разукрупнение партий, фасовка, упаковка и маркировка товаров, разгрузка и загрузка контейнеров, документальное оформление, учет, отгрузка по требованию и другие услуги. Проект также предусматривает создание технического центра по предпродажной подготовке автомобилей. В настоящее время реализация данного проекта находится на этапе проектирования.

    Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен